Расправить плечи: почему аналитики улучшают прогнозы по ВВП Индии
Аналитики МВФ, ООН и других организаций в конце весны 2024 года улучшили свои прогнозы по темпам роста ВВП Индии. По их мнению, экономика страны сможет не только справиться с внутренними вызовами, но и обеспечить прирост глобального ВВП в перспективе нескольких лет
В 2024 году Индия — самая быстрорастущая экономика мира среди участников G20. Объем индийского ВВП на сегодняшний день составляет около $3,7 трлн. Республика является третьей экономикой мира по ВВП по паритету покупательной способности, а с 2022 года стала пятой экономикой по номинальному ВВП.
По данным Министерства финансов Индии, рост ВВП в 2023–2024 финансовом году составил 7,6%. В МВФ оценили вклад Индии в мировой экономический рост в 2023 году в 16%. В текущем 2024–2025 финансовом году Резервный банк Индии прогнозирует 7-процентный прирост ВВП, тогда как МВФ — 6,8%. Как заявил исполнительный директор МВФ от Индии Кришнамурти Субраманьян, страна останется «драйвером глобального роста в обозримом будущем».
Обновленные прогнозы
В конце весны 2024 года свой прогноз по ВВП Индии обновили и в ООН. Аналитики организации в январе предполагали, что в 2024 году ВВП Индии увеличится на 6,2%, но к началу лета пересмотрели свой прогноз. Теперь в ООН ждут от Индии прироста ВВП в пределах 6,9%. Прогноз на 2025 год, впрочем, не изменился — аналитики ждут роста в 6,6%.
Также в ООН оценили перспективы инфляции в Индии. По оценкам представителей организации, в 2024 году этот показатель, вероятнее всего, снизится с 5,6 до 4,5% и останется в пределах среднесрочных ожиданий регулятора (2–6%).
По оценке шерпы (доверенного лица руководителя страны-члена) Индии в G20, бывшего главного исполнительного директора аналитического центра индийского правительства NITI Aayog Амитабха Канта, индийская экономика опередит экономику Японии и станет четвертой в мире уже к 2025 году. Главный советник по экономике правительства Индии Ананта Нагесваран полагает, что темпы роста ВВП страны в ближайшее десятилетие будут составлять от 6,5 до 7%.
В мае прогнозы по росту ВВП Индии обновили еще раз: по итогам периода с января по март 2024 года, этот показатель составил 7,8%, а ожидаемый по итогам года темп прироста ВВП благодаря этому вырос до 8,2%.
Кант также в рамках CII Annual Business Summit отмечал, что «30% прироста мирового ВВП в период с 2035 по 2040 год придутся именно на Индию». Представитель Индии в G20 подчеркнул, что главным драйвером роста экономики страны должны стать представители так называемой India Inc. — так в стране называют формальный сектор экономики (включает в себя госсектор и корпоративный сектор). «Представители India Inc. должны взять на вооружение такую стратегию: называть и стыдить те штаты, которые сдерживают их рост из-за необязательных или многочисленных требований бюрократов», — заявил Кант во время конференции. По его словам, индийскому правительству стоит сфокусировать свои усилия на 12-13 «штатах-чемпионах», которые способны обеспечивать рост своей экономики на 10–11% в год.
К 2030 году индийское правительство поставило цель стать третьей экономикой мира. По оценкам экономистов, при сохранении нынешних темпов роста этот ориентир может быть достигнут уже к 2027 году. К 2047 году — столетию обретения независимости — индийское руководство намерено трансформировать Индию в Виксит Бхарат — развитую страну, объем экономики которой превысит $30 трлн.
От госкапитализма к либеральным реформам
Такие темпы роста были характерны для Индии не всегда. С момента обретения независимости до начала 1990-х годов страна развивалась по пути государственного капитализма. Этот этап характеризовался доминированием госсектора в экономике, государственным планированием экономики, высоким уровнем протекционизма, курсом на индустриализацию страны. Действовавшую на тот момент в Индии систему государственного регулирования экономики, когда для организации или расширения производства, экспорта и импорта необходимо было получать государственную лицензию, прозвали License Raj («Правление лицензии») по аналогии с British Raj («Британским правлением»). Для описания средних темпов роста индийского ВВП в 3,5–4% в 1950–1980-е годы (невысоких по сравнению с темпами роста «азиатских тигров») индийским экономистом Раджем Кришной был придуман термин «индусские темпы роста».
Первые шаги по либерализации экономики предпринимались в 1980-е годы. Благодаря комплексу реформ, включавшему стимулирование частного сектора экономики и притока прямых иностранных инвестиций и смягчение системы лицензирования, средние темпы роста индийского ВВП в 1980-е годы составляли около 5,8%.
Полномасштабные либеральные реформы в 1990-е годы начало правительство Нарасимхи Рао. Их запуску способствовал острый финансово-валютный кризис 1991 года. Архитектором реформ стал министр финансов в кабинете Рао, экономист Манмохан Сингх. Впоследствии, с 2004 по 2014 год, Сингх занимал пост премьер-министра Индии.
Основные составляющие новой политики включали отмену системы жесткого лицензирования, снижение роли госсектора, привлечение иностранных инвестиций путем ослабления регулирования иностранного капитала в промышленности, стимулирование притока иностранных технологий, либерализацию внешней торговли при сохранении защиты стратегических отраслей. В результате в первое десятилетие реформ среднегодовые темпы прироста ВВП составили 6,1%.
C 2000 по 2009 год темп прироста ВВП составлял в среднем 6,9%. Во время мирового финансово-экономического кризиса рост ВВП снизился, но остался положительным, составив 3,1% в 2008–2009 году. Следующие десять лет до начала пандемии коронавируса темпы роста составляли в среднем 7%. В 2020–2021 году ВВП упал на 5,8%, однако уже в 2021–2022 году экономика восстановилась — рост ВВП составил 9,7%, а в 2022–2023 году — 7%.
Драйверы роста
Одним из факторов роста индийской экономики является высокая доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 34%. Аналитики Morgan Stanley ожидают повышения этого показателя до 36% к 2026–2027 финансовому году.
На сегодняшний день индийское правительство уделяет повышенное внимание инвестициям в инфраструктуру и логистику: строительство автомобильных, железных дорог, аэропортов, энергетику, в том числе возобновляемую. Капитальные расходы за десять лет выросли с 1,6% ВВП в 2014–2015 году до 3,4% ВВП (11,11 трлн рупий, или порядка $134 млрд), согласно промежуточному бюджету на текущий 2024–2025 финансовый год.
Растет интерес к Индии со стороны транснациональных корпораций, которые все чаще рассматривают ее как альтернативную Китаю производственную базу. Правительство привлекает инвестиции, предоставляя иностранным производителям стимулы к локализации в стране в рамках программ «Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия».
Важную роль в положительной динамике ВВП играют демографические преимущества Индии: например, огромная численность молодого трудоспособного населения. Рост доходов (средний класс в Индии образуют свыше 400 млн человек) стимулирует потребительский спрос, который аналитики, например, ООН называют одним из главных драйверов роста экономики Индии.
Еще одним драйвером роста стали структурные реформы, охватившие «цифру», финансовый сектор, а также налоговую сферу. Они включали внедрение единой системы биометрической идентификации граждан «Адхар», расширившей доступность государственных и финансовых услуг, запуск системы быстрых платежей UPI, превратившей Индию в мирового лидера по цифровым транзакциям (доля цифровых платежей в стране в 2022 году составила 46%), введение единой для страны системы косвенного налогообложения (The Goods and Services Tax, GST) вместо разрозненного налогового законодательства штатов, что облегчило перемещение товаров внутри страны, расширило базу налогоплательщиков, а также упростило ведение бизнеса.