Как мода на шубы возвращает меховой отрасли надежды на восстановление
Несмотря на санкции, закрывшие для отечественных мехов западные рынки, Россия осталась ключевым игроком в пушно-меховой индустрии — и как экспортер, и как один из крупнейших в мире потребителей, считают эксперты
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных электромобилей и гибридов класса премиум.
Связь бренда и проекта очевидна: как профессиональные дизайнеры ищут баланс между эстетикой и функциональностью, так и автопроизводители стремятся к поиску золотой середины между технологичностью, тихой роскошью и осознанным потреблением. Автомобиль — важный элемент личного имиджа и прогрессивная аудитория уже отказывается от автомобилей на ископаемом топливе, устремив свой взор на VOYAH как отражение персонального образа.
Подробнее о моделях можно узнать тут.
Реклама, ООО «Моторинвест»
«Текущую ситуацию в пушно-меховой индустрии России мы оцениваем с осторожным оптимизмом», — говорит президент Российского пушно-мехового союза (РПМС) Сергей Столбов. В 2023 году, по его словам, отрасль впервые за пять лет увидела позитивную динамику продаж меховых товаров в стране, многие ретейлеры остались довольны своими результатами.
Хотя производство меховых шкурок, по данным Росстата, за девять месяцев 2024 года оказалось ниже уровня 2023 года почти на 19%, продажи готовой меховой продукции растут. По данным РПМС, в зимнем сезоне 2022–2023 годов в России было реализовано более 1,1 млн единиц верхней одежды из натурального меха на общую сумму свыше $1,3 млрд, что на 6% больше, чем в предыдущем сезоне по количеству, и на 12% — по стоимости. Обнадеживающие результаты продемонстрировали продажи изделий и в первом полугодии 2024 года — рост составил 8% в количественном выражении по отношению к аналогичному периоду 2023 года и 7% — в стоимостном, указывает Столбов.
Общий оборот пушно-меховой продукции в России, включая сырье, по итогам 2023 года составил около $2 млрд, оценивает Столбов. Он отмечает, что в целом ситуация становится лучше на глобальном уровне: по итогам прошлого года его оборот достиг $17,5 млрд, показав снижение к 2022 году примерно на 3%, что кажется победой по сравнению с предыдущими ежегодными темпами снижения в 10–15%.
С чем столкнулась российская меховая отрасль
До этого было больше плохих новостей, перечисляет Столбов: мировая тенденция по отказу от натурального меха в моде, теплые зимы, пандемия COVID-19 с карантином и падением потребления, введение санкций на экспорт российских мехов и кож в ЕС.
В целом кризис на российском пушно-меховом рынке, как и на мировом, длился около десяти лет. Лидеры модной индустрии в середине 2000-х годов в ответ на настроения потребителей взяли курс на отказ от натурального меха, в то время как стоимость его росла из-за повышения издержек на добычу и производство. В России росту цен способствовало и поэтапное введение с 2016 года обязательной маркировки меховых изделий чипами «Честного знака» для прослеживаемости поставок — в результате импорт дешевых шуб из Китая сократился, а цены выросли. На сокращение импортных поставок повлияла пандемия, нарушавшая логистические цепочки и вызвавшая очередное повышение цен, активность же покупателей еще больше снизилась из-за карантинных ограничений и перехода на удаленную работу.
К 2022 году доля импорта в целом по рынку меховых изделий снизилась с 70 до 30%, оценивал РПМС. А запреты в начале 2022 года на поставку в Россию готовых меховых изделий из Европы и США в качестве ответных мер на западные санкции полностью лишили российских покупателей греческих и итальянских шуб, снизив долю импорта в дорогом сегменте всего до нескольких процентов. Но отечественным производителям это не помогло: шубы стали менее доступны для среднестатистического потребителя, популярность меха в моде оставалась низкой, а покупательская уверенность упала до антирекордных уровней. В итоге в 2022 году в России было продано на 16% меньше меховых изделий, чем годом ранее. Сильнее всего — на 28% — падали продажи шуб из норки из-за роста цен и снижения покупательской активности.
Вступившие в силу с начала 2023 года санкции на экспорт российских шкурок в Евросоюз сильно ударили по звероводам и производителям меха. По данным РПМС, европейские страны, прежде всего Италия и Греция, были крупнейшими покупателями российского соболя, в том числе самых дорогих шкурок темного цвета. Норка тоже уходила в Европу: например, за 2021 год Россия экспортировала, по данным Россельхознадзора, 80% произведенных шкурок норки (600 тыс. штук), и среди основных покупателей были Польша, Дания и Финляндия. В 2023 году импорт норки упал до 50% от объемов производства, которое сократилось на 15%, оценивало ведомство. Продажи соболя тоже обвалились: на первых после санкций аукционах «Союзпушнины» было реализовано всего 60% предложенных шкурок вместо традиционных 80–90%, при этом цены на самого дорогого баргузинского соболя рухнули с $1500 до $450 за шкурку.
Ситуация негативно отразилась на производителях: по данным «Контур.Фокус», с 2021 года по начало 2024 года число компаний по производству меха и пошиву изделий из него сократилось в стране с 1200 до 850.
Что помогло российским меховщикам выйти из кризиса
И все же с середины 2023 года началось восстановление спроса. Рост российского рынка пока небольшой, но он вселяет надежду на развитие отрасли — есть позитивная динамика продаж и спроса на пушно-меховое сырье на прошедших в этом сезоне пушно-меховых аукционах, оживление выставочной деятельности, активность торговли на российском и азиатском рынках — все это указывает на то, что отрасль выходит на путь восстановления, считает Сергей Столбов.
Надежду вселяет то, что в мире возвращается мода на мех — теперь он вновь присутствует в коллекциях многих ведущих модных домов, его признали соответствующим требованиям устойчивой моды, и российские потребители тоже все чаще отдают предпочтение таким изделиям. «Мы надеемся, что достигнутые позитивные результаты прошедшего сезона сохранятся и в сезоне 2024–2025», — отмечает президент РПМС.
Снижение числа российских производителей Сергей Столбов не считает проблемой: по его мнению, идет консолидация отрасли, уходят небольшие неконкурентоспособные фирмы.
Спрос на российские меха высокий, поскольку мировое производство шкурок пушных зверей, особенно фермерского разведения, сокращается: в Дании, а затем и в канадской провинции Британская Колумбия, миллионы зверьков были уничтожены из-за подозрений в том, что они могут стать переносчиками коронавируса, что фактически создает предпосылки к дефициту сырья после продажи старых запасов и к повышению цен, объясняет президент РПМС. Мировые цены на мех при этом продолжают расти, что играет на руку российским производителям. Аукцион Saga Furs в сентябре в Финляндии показал, что только за последний год средняя цена шкурок норки выросла примерно на 30%. Средняя цена шкурки соболя на меховых аукциона «Русьпушнины» с 2021 года увеличилась с $58,5 до $96.
Западных покупателей на аукционах российских шкурок заменили покупатели с Востока — китайцы, таиландцы, вьетнамцы, камбоджийцы. Сами они не стали носить шубы, но роль крупнейшего мирового производителя меховых изделий перешла к Китаю, а он размещает производства не только на своей территории, но и в Таиланде и Вьетнаме, объяснил основатель и гендиректор отечественного производителя «Русский мех» Виктор Константинопольский. Уже оттуда российские меха расходятся по всему миру.
В России есть база для создания международных предприятий по производству меха, в том числе и с европейскими партнерами, когда изменятся дипломатические отношения, считает Столбов. Уже сейчас идут переговоры о совместных проектах с производителями из Китая, добавляет он.
С Китаем возможны совместные проекты и по производству меховых изделий, считают в РПМС. Сейчас китайская сторона заинтересована в унификации стандартов на пошив с Россией и высказывает готовность к такой работе, говорит Сергей Столбов. Для этого сначала необходимо актуализировать российские ГОСТы, которые не обновлялись более 20 лет и не учитывают многих инноваций. И эта работа уже началась, отмечает он.
У меха есть будущее
Мех становится очень дорогим, роскошным ремесленным продуктом, предметом так называемой медленной или устойчивой моды — одежда из него может носиться десятилетиями, а затем безопасно утилизироваться, сошлись во мнении участники ежегодного собрания крупнейших производителей меха в мире — Международной меховой федерации (IFF), прошедшего в сентябре в Хельсинки.
Разведение норки на фермах может похвастаться впечатляющими показателями экологичности, уверяет Роб Боллерт, президент Канадской ассоциации заводчиков норок. Фермерских норок кормят отходами со скотобоен и рыбоперерабатывающих заводов, частями животных, которые люди не употребляют в пищу. Одежда и аксессуары из норки создаются вручную искусными мастерами; они теплые и долговечные, а после десятилетий использования их можно выбросить в садовый компост, где они полностью разлагаются, объясняет он. «Если мы ищем экологически чистые материалы для производства одежды, норка отвечает всем требованиям», — заключает Боллерт.
Новое поколение дизайнеров поддерживает использование натурального меха, он возвращается в коллекции крупнейших производителей люксового сегмента — например, с ними работают бренды LVMH, отмечается в материалах IFF. Мода на 1990-е годы вместе с ростом популярности ресейла (покупок не новой одежды) вызвали интерес к этому материалу у молодых потребителей, что дает надежду на сохранение и развитие меховой индустрии.
Чтобы исключить появление на рынке браконьерских мехов, шкурок с предприятий, не соблюдающих требования устойчивого развития, и некачественных изделий, как на международном, так и на национальном уровне разрабатываются системы сертификации и прослеживаемости продукции. IFF продвигает свою систему сертификации — этикетки Furmark, которые, по мнению федерации, будут иметь все больше значения, так как крупнейшие дома моды согласны иметь дело только с такой продукцией, отмечено в итоговом заявлении IFF. К Furmark присоединились более 220 производителей меха, в том числе российские, например, «Союзпушнина» и новосибирское предприятие по выделке меха «МП-Прогресс». На рынке останется меньше фермеров, производителей и продавцов, но они будут зарабатывать больше, отмечают в IFF.
«Результаты аукционов свидетельствуют о наличии спроса на сертифицированные меха на основных рынках», — говорится в официальном сообщении гендиректора компании Saga Furs, проводящей один из крупнейших меховых аукционов в мире, Маркуса Готтхардта. Канадский производитель меха Fur Harvesters в рассылке партнерам объявил, что в конце сезона 2024 года его валовые продажи выросли на 80% по сравнению с 2023 годом, так что он ждет роста прибыли.