Как SoftBank снова стал прибыльным благодаря инвестициям в Индию

Обновлено 24 декабря 2024, 09:50

Японский конгломерат SoftBank прошедшие несколько лет преследовали финансовые неудачи: стартапы в портфолио его фондов не приносили дохода, а менеджмент задумал масштабную оптимизацию, которая оказала дополнительное давление на финансы компании. К концу 2024 года ситуация улучшилась — выйти в плюс SoftBank помог индийский фондовый рынок

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Японский конгломерат SoftBank Group заработал $7,7 млрд за третий квартал 2024 года, что значительно превысило ожидания аналитиков. Главным источником дохода стали успешные первичные размещения акций индийских стартапов, таких как Ola Electric Mobility и Brainbees Solutions. Еще одним драйвером роста стали портфельные компании Vision Fund, включая Coupang и Didi Global. Всего Vision Fund получил $2,4 млрд прибыли благодаря активному участию в их IPO.

Индийский интерес

В SoftBank Group начали активно инвестировать в индийский рынок в 2011 году, сделав ставку на потенциал в растущей экономике и технологическом секторе страны. Тогда компания сместила фокус своих вложений с США на рынки Азии, а главными направлениями инвестиций стали Индия и Китай. С тех пор SoftBank направил более $15 млрд на развитие местных технологических компаний. Эти средства были распределены между проектами в сфере электронной коммерции, финтеха, логистики, а за прошедшие несколько лет — еще и ИИ и связанными с ним инфраструктурными стартапами.

Выбор Индии в SoftBank объясняют несколькими факторами. Во-первых, страна обладает одной из самых быстрорастущих цифровых экономик в мире, где молодое население активно осваивает новые технологии. Во-вторых, индийская экосистема стартапов еще в 2014 году достигла зрелости, начав предлагать инновационные решения, интересные как для внутреннего, так и для глобального рынков. В-третьих, SoftBank стремился повторить свой успех в Китае, делая ранние инвестиции в индийские компании, которые могли стать технологическими гигантами.

Индийская стартап-экосистема действительно стремительно развивается, закрепив за собой статус третьего по величине стартап-хаба в мире, отмечают эксперты. По состоянию на апрель 2024 года в стране насчитывается более 128 тыс. стартапов — значительный рост в сотни раз по сравнению с 450 стартапами в 2016 году. Из них более 110 единорогов (оценка стоимости от $1 млрд), 5 тыс. ангельских инвесторов и свыше 1,4 тыс. венчурных фондов разных размеров. Этот год стал рекордным для индийских стартапов: 12 компаний вышли на IPO и привлекли миллиарды долларов. Венчурные фонды зафиксировали прибыль в $4 млрд от первичных размещений и продаж акций на публичных рынках — это вдвое больше, чем в 2023 году, и в 2,5 раза больше, чем в 2022 году.

Несмотря на снижение числа раундов финансирования на 32% по сравнению с прошлым годом, общий объем привлеченных средств вырос на 6%, достигнув $11,3 млрд. Ожидается, что в 2025 году минимум 25 стартапов, включая Zetwerk, Meesho и Zepto, проведут публичные размещения.

Портфельные проекты

SoftBank за все время присутствия, кажется, приложил руку к самым успешным проектам в стране. При этом, инвестируя суммы свыше $100 млн на ранних этапах, японская компания обеспечивала стартапам возможность быстрого масштабирования.

Компания инвестировала в проекты вроде Flipkart (лидер индийской электронной коммерции, приобретен Walmart за $16 млрд в 2018 году), Ola (один из крупнейших сервисов такси в Индии с оценкой $7,3 млрд в 2024 году), Oyo (глобальная сеть бюджетных отелей с оценкой $9 млрд в 2019 году), Paytm (финтех-гигант с капитализацией $4,7 млрд после IPO), Delhivery (ведущий логистический оператор с рыночной капитализацией $5,5 млрд) и Lenskart (платформа для продажи очков с оценкой $4,5 млрд в 2023 году).

Однако не все вложения оказались удачными. В Paytm, например, компания инвестировала $1,6 млрд, но получила на выходе только $1,1–1,2 млрд. Несмотря на такие примеры, общая стоимость индийского портфеля SoftBank еще в декабре 2023 года была свыше $14 млрд.

Видение будущего

Важность индийского рынка для SoftBank в очередной раз продемонстрировала встреча основателя компании Масаёси Сона с премьер-министром Индии Нарендрой Моди 27 ноября 2024 года. На ней стороны обсуждали перспективы развития ИИ, проектов в сфере полупроводников и дальнейшую поддержку индийских стартапов.

Сон представил свое видение превращения Индии в мирового лидера по разработке полупроводников. Бизнесмен заявил о планах подготовить 1 млн инженеров по проектированию чипов через партнерства с университетами и образовательными учреждениями, используя ресурсы производителя полупроводников Arm Holdings, в которой SoftBank владеет 90% акций. Эта инициатива согласуется с амбициями Индии, которая хочет выделить на развитие полупроводниковой промышленности $10 млрд.

Глава SoftBank также отметил важность инвестиций в ИИ-инфраструктуру, оценивая глобальные капитальные затраты в $9–12 трлн. Он призвал индийских предпринимателей к «экспоненциальному мышлению» и разработке долгосрочных стратегий, чтобы воспользоваться преимуществами новой технологии. По его прогнозам, искусственный интеллект может обеспечить до 5% мирового экономического роста к 2035 году.

Сектор искусственного интеллекта в Индии находится на пороге масштабного роста. Аналитики прогнозируют, что рынок ИИ достигнет $17 млрд к 2027 году с совокупным годовым темпом роста (CAGR) от 25 до 35%. По данным IDC, расходы на ИИ в Индии вырастут до $6 млрд к 2027 году при CAGR 33,7% с 2022 по 2027 год. Как отмечает компания, рост подстегивает внедрение ИИ в разных секторах, так как ИИ можно адаптировать практически под любые задачи.

Полупроводниковая индустрия Индии также быстро растет. Ожидается, что спрос на полупроводники в стране достигнет $64 млрд к 2026 году, утроившись с $22 млрд в 2019 году. К 2030 году он должен превысить $110 млрд. Индия, по прогнозам, будет обеспечивать около 10% мирового потребления полупроводников, при этом основными сегментами станут беспроводные коммуникации ($26,5 млрд), потребительские товары ($26 млрд) и автомобильная отрасль ($22 млрд).

Поделиться