Фокус на человека: что важно учесть при формировании бюджета региона
О сложностях финансового планирования на фоне современных вызовов и способах решения проблем рассказал заместитель председателя правительства — министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь
— Как в целом можно охарактеризовать итоги уходящего финансового года для Красноярского края?
— Мы заканчиваем год с хорошими результатами. Наши планы реализуются и финансируются в полном объеме. В течение года мы приняли две корректировки краевого бюджета, повысив параметры по доходам до 411,7 млрд руб., по расходам — до 453,1 млрд руб. Плановый дефицит бюджета при этом был снижен.
По итогам одиннадцати месяцев краевой бюджет исполнен с превышением доходов над расходами. Основной прирост обеспечен дополнительными поступлениями по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также размещением бюджетных средств на банковских депозитах. В доходы поступило 92% от плановых назначений, расходы профинансированы на 80%. Надеемся, что к концу года финансовые результаты будут даже лучше, чем мы планировали.
Размер госдолга по итогам 2024 года предположительно составит около 56,4 млрд руб., а его отношение к собственным доходам краевого бюджета — в пределах 15%. При этом в следующем году мы полностью погасим коммерческие займы в сумме 2,4 млрд руб. Все это позволяет Красноярскому краю находиться в группе субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости.
Стабильность финансового положения региона подтверждают и независимые эксперты, которые в течение года повысили его кредитный рейтинг. И в целом сегодня создан хороший запас прочности для исполнения бюджета на ближайшие три года.
— Один из актуальных вопросов — влияние валютных колебаний на экономику. Как «курсовые качели» отражаются на бюджете края, есть ли основания для опасений?
— В течение года курс доллара США изменялся в диапазоне 82,6–109,6 руб., разница между минимальным и максимальным значениями составила более 30%. Новый бюджет Красноярского края сформирован исходя из прогнозов стоимости доллара 96,5–103,2 руб., то есть примерно таких же параметров. Нужно также учитывать, что курс национальной валюты контролируется Банком России и Минфином РФ, которые принимают оперативные меры по снижению рисков и стабилизации ситуации.
Конечно, экономика Красноярского края в значительной степени зависит от компаний, ориентированных на экспорт, и любые колебания валютного курса в ту или иную сторону отражаются на доходной части бюджета. Прежде всего в части поступлений основного бюджетообразующего налога на прибыль организаций, а также НДПИ. Однако многое зависит также от цен на сырье, объемов продаж, расходов, графиков реализации инвестиционных программ. Кроме того, в условиях введенных ограничений бизнес находит новые точки сбыта, ориентируясь на азиатские страны, где используются альтернативные валюты для расчетов.
В целом колебания курса оказывают разнонаправленное влияние на бюджет. Рост стоимости доллара увеличивает рублевую выручку экспортеров, что положительно влияет на прибыль. Но вместе с тем эти колебания негативно отражаются в расходах большинства предприятий, особенно если используется импортное оборудование и комплектующие.
— Какие основные бюджетные показатели заложены на 2025 год и на предстоящий трехлетний период?
— Бюджет на 2025–2027 годы был принят на сессии Законодательного собрания края 5 декабря. Доходы на 2025 год запланированы в размере 426,5 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые поступления — 382,3 млрд руб., целевые федеральные средства — 42,9 млрд руб.
Расходы составят 504,9 млрд руб., впервые в истории превысив отметку в полтриллиона. Основными источниками финансирования дефицита станут остатки средств на начало года и инфраструктурный бюджетный кредит из федерального центра.
На трехлетнем горизонте 2025–2027 годов доходы запланированы в размере свыше 1,3 трлн руб., расходы — свыше 1,4 трлн руб.
— Какие направления определены в качестве приоритетных?
— При формировании бюджета мы всегда, с одной стороны, стремимся обеспечить преемственность бюджетной политики, с другой — учитывать текущие вызовы и решать новые задачи с учетом федеральных приоритетов.
В ближайшие годы главные общефедеральные задачи будут связаны с реализацией положений из февральского послания президента РФ и семи новых национальных целей развития страны. Предстоит большая работа с федерацией по участию края в новых национальных проектах, в том числе по привлечению дополнительных средств федерального бюджета. В 2025 году уже запланировано участие края в 13 из 19 нацпроектов с общим объемом финансирования 48,7 млрд руб., из которых 21,4 млрд руб. — федеральные средства, 27,3 млрд руб. — краевые.
При этом фокус делается на человека. Самым крупным с точки зрения финансирования будет национальный проект «Инфраструктура для жизни» — на его реализацию заложено 20,4 млрд руб. Серьезное внимание будет уделено вопросам семьи, молодежи, долголетия, кадров.
В части реализации краевых задач можно выделить три основных направления: выполнение социальных обязательств и поддержка населения; инфраструктурное развитие края, включая социальную, коммунальную и транспортную сферы; поддержка территорий, где особое внимание будет уделено развитию опорных населенных пунктов и городов, а также подготовке к 400-летию Красноярска.
При этом по поручению губернатора края при формировании бюджетных приоритетов мы ориентируемся на мнение жителей и расширяем практику их вовлечения в принятие бюджетных решений. Например, это нашло отражение в трех госпрограммах, связанных с развитием культуры, туризма и транспортной системы. В дополнение к тем, которые сегодня уже предусматривают аналогичные механизмы — формирование комфортной городской среды, поддержка местного самоуправления, развитие физической культуры и спорта.
— С учетом текущей экономической ситуации сохранится ли поддержка регионов со стороны федерального центра?
— Инфраструктурное развитие регионов обозначено на федеральном уровне как один из основных приоритетов. Уже несколько лет существует специальный проект «инфраструктурное меню», который позволяет субъектам РФ реализовывать крупные проекты с привлечением федеральных средств. Это широкий перечень инструментов, включая инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризацию бюджетных кредитов, специальные казначейские кредиты, средства Фонда национального благосостояния. И мы стараемся максимально использовать предоставленные возможности.
Основным объектом, конечно, является строительство метротрамвая в Красноярске, и федерация подтверждает нам финансирование на следующий год. В рамках инфраструктурного меню мы продолжаем строить дороги, например в Мотыгинском районе.
Но мы будем использовать и другие возможности. Например, со следующего года по поручению президента РФ будут запущены новые федеральные механизмы, в том числе по списанию двух третей задолженности по бюджетным кредитам. По предварительной оценке, для нашего края это около 12,5 млрд руб. в шестилетнем периоде. Часть указанных средств будет направляться на модернизацию ЖКХ, остальные — на реализацию других инфраструктурных проектов, в том числе связанных с развитием опорных территорий.
Есть и иные федеральные решения. Например, в федеральном бюджете для Красноярского края планируются средства на ремонт и реконструкцию объектов в международном аэропорту Красноярск, увеличено финансирование комплексного плана социально-экономического развития Норильска до 2035 года, впервые заложены средства на развитие арктической зоны и по другим направлениям.
В целом в краевом бюджете на ближайшую трехлетку ежегодно предусмотрено выделение более 40 млрд руб. федеральных средств. Это, безусловно, хорошая поддержка со стороны федерального центра.
— Реализация масштабных планов требует стабильной экономики и устойчивой доходной базы. Насколько в нынешних условиях оправданы прогнозы, заложенные в бюджет?
— По мере адаптации к текущим условиям отмечается положительная динамика по основным социально-экономическим показателям. Конечно, в каждой отрасли есть свои особенности, но в целом бизнес работает стабильно. У Красноярского края достаточно сильные позиции в нефтяной отрасли, металлургии, энергетике, лесном хозяйстве, агропроме. Обеспечена динамика роста в строительной сфере и по другим направлениям. По многим ключевым показателям наш край — лидер Сибирского федерального округа. Это и показатели заработной платы, и собственные доходы на душу населения, а также минимальный в современной истории уровень безработицы.
Растет инвестиционная активность. В крае стартовали крупнейшие федеральные проекты по развитию Северного морского пути и Восточного полигона железных дорог. Наши предприятия реализуют около 30 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с общим объемом инвестиций около 14 трлн руб. до 2036 года. В ближайшие три года ожидаемый объем инвестиций суммарно составляет около 4 трлн руб. Все это благоприятно отражается на бюджете.
Для обеспечения поступления доходов в запланированных объемах мы на системной основе взаимодействуем с коллегами из Федеральной налоговой службы, Россреестра, Службы судебных приставов, других органов власти. Проводится работа по мобилизации доходов на уровне территорий.
Конечно, определенные риски существуют. Они связаны с высокой конъюнктурной зависимостью Красноярского края, о чем мы уже говорили, а также изменениями федерального законодательства. Например, есть особенности в связи с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков. У нас продолжает действовать переходный период, со снижением доли централизованно распределяемого по регионам налога на прибыль. Вместе с тем есть другие стабильные доходные источники, с которыми мы работаем. Это НДФЛ, налог на имущество, упрощенная система налогообложения, акцизы, что компенсирует некоторое снижение поступлений по налогу на прибыль.
Все эти плюсы и минусы учтены в проекте бюджета, и мы, конечно, рассчитываем на формирование доходной базы, которую предусмотрели.