Как эволюционировал рынок снеков Индии
Индийский рынок здорового питания активно растет, а местным и зарубежным игрокам пока хватает на нем места. Как долго продлится рост и какие здоровые снеки популярны в Индии?
Индийцы неравнодушны к сладкому, индийский фастфуд, стритфуд и снеки обычно далеки от идеалов здорового питания. Примета индийской улицы — палатка, где можно купить стакан свежевыжатого сока из сахарного тростника в объеме до полулитра, чтобы выпить в один присест.
Еще не так давно в случае неурожая населению Индии угрожал голод, далеко не все могли наесться досыта, и в последние десятилетия, когда доходы индийцев стали расти, они все чаще стали позволять себе излишества. Но развитие знаний о здоровом питании вкупе с ухудшением состояния здоровья среднестатистического жителя страны в последние годы делает диетические альтернативы все более популярными.
Как итог — рынок полезных снеков развивается в стране очень бурно. Какие игроки доминируют на рынке и есть ли шанс у российских компаний пробиться к индийскому потребителю?
Зарождение сегмента
В отчете Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2020 год говорится, что в Индии проживает более 77 млн больных диабетом и, по прогнозам, к 2030 году их число достигнет 101 млн.
На фоне проблем со здоровьем в стране индийцы все чаще обращают внимание на количество калорий и сахара и просто на качество пищи, которую потребляют. Согласно отчету NielsenIQ (NIQ), почти 63% индийских респондентов выбирают инновационные и здоровые варианты перекусов, а около 50% читают этикетку с ингредиентами, чтобы проверить пищевую ценность.
Аналитики из Research and Market предполагают, что в целом индийский рынок снеков — как более, так и менее здоровых — вырастет до $23,69 млрд к 2028 году, увеличиваясь в среднем в год на 12%. А согласно данным NielsenIQ, сегмент здоровых закусок в стране растет в 1,2 раза быстрее остальной массы рынка снеков. «Это открывает возможности для брендов внедрять инновации в продукты, ориентированные на здоровье, и использовать тенденцию потребления», — объясняет Соника Гупта, исполнительный директор по работе с клиентами в NIQ India.
Прогнозы роста
«Рынок снековой продукции за последние два года вырос в геометрической прогрессии. По оценкам маркетинговой компании Renub Research, размер рынка снеков в Индии в 2024 году составит $5,3 млрд, а прогноз на 2033 год — $10,6 млрд, годовой прирост в среднем — 8,26%. Примерно такую же оценку годового прироста рынка снеков в Индии дает маркетинговая компания IMARC — 9,08%», — говорит руководитель представительства Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) Тимур Векилов.
«Рост популярности удобных продуктов питания, все большее внедрение стандартов качества Управлением по безопасности и стандартам пищевых продуктов Индии (FSSAI), а также увеличение числа брендов электронной коммерции и каналов дистрибуции являются одними из ключевых факторов, стимулирующих развитие рынка», — указано в отчете IMARC.
Абхишек Агарвал, соучредитель компании — производителя здоровых снеков Farmley, в свою очередь, утверждает, что за последние пару лет бренд продемонстрировал более чем 100%-ный годовой рост в сегменте закусок и этот сегмент будет расти и дальше.
«По прогнозам Министерства пищевой промышленности Индии, рынок здоровых закусок в стране будет расти со среднегодовым темпом (CAGR) более 20% с 2020 по 2025 год. Изменение моделей потребления наряду с изменением образа жизни потребителей приводит к росту спроса на здоровые закуски с новыми ароматами и вкусами. Это значительно стимулирует рост отрасли, и ее будущее представляется многообещающим», — заявил он.
Местная вкусовая специфика
В основе специфического индийского здорового питания лежит идея потребления местных продуктов. В первую очередь за счет замены пшеницы и риса, самых популярных в Индии и наименее богатых витаминами и микроэлементами злаков.
Заменять их предлагается местными видами проса. Например, раги — пальчатым просом, которое растет в Гималаях и, как считается, помогает улучшать пищеварение, снижает риск сердечных заболеваний и диабета. Также становится все более популярным джовар — сорго или белое просо, богатое витамином В, что делает его полезным для кожи, ЖКТ и нервной системы. Упоминается также тинай, или лисье просо.
В ход идут фрукты и овощи, которые растут в Индии, а также все наработки местной кухни, насчитывающей многие тысячи лет. «Индийские потребители предпочитают снеки, которые соответствуют местным вкусам и традициям. Например, популярны снеки с использованием специй, которые характерны для индийской кухни. В последнее время также возрос интерес к более здоровым вариантам, таким как снеки на основе зерновых, орехов, семян и сушеных фруктов. Поскольку потребитель в Индии все больше ориентируется на здоровое питание, наблюдается рост популярности снеков с низким содержанием сахара, без глютена, с высоким содержанием белка и клетчатки. Бренды начали предлагать органические снеки, а также веганские и безлактозные продукты», — отмечает Векилов.
Участники рынка
По словам Тимура Векилова, к числу основных игроков на рынке снеков в Индии относятся Agro Tech Foods (Conagra Brands), Balaji Wafers, Bikanervala Foods, Haldiram Snacks, ITC, Parle Products, PepsiCo, Prataap Snacks, TTK Foods (TTK Healthcare) и Urban Platter, а также многие другие. Кроме того, в Индии существует довольно большое количество очень локальных производителей, конкуренция со стороны которых значительна в сельских районах.
На здоровых снеках специализируется несколько частных фирм, между которыми уже наблюдается жесткая конкуренция. Так, например, платформа Tracxn насчитывает десятки небольших, но активных предприятий на этом рынке, большей частью — совсем молодых.
Возможно, наиболее известной маркой среди них является Happilo — компания, основанная в 2016 году в Бангалоре Викасом Нахаром. Она настолько популярна, что изредка ее продукцию можно встретить и в России. Стоимость компании по состоянию на сентябрь 2023 года составляет $176 млн. А 2022/23 финансовый год принес компании выручку в объеме $37,9 млн. В основе ассортимента — орехи и сушеные фрукты.
Относительным лидером среди производителей здоровых снеков можно назвать также компанию The Whole Truth. Она была основана в 2019 году, и по состоянию на май 2023 года оценка компании составляла $72,6 млн. Выручка за последний финансовый год достигла $8,52 млн. Компания делает акцент на том, что производит продукты без глютена, добавленного сахара и консервантов. В линейке присутствуют энергетические и протеиновые батончики, протеиновые коктейли, шоколад и арахисовое масло.
Компанию Slurrp Farm в 2012 году основали две женщины — Мегхана Нараян и Шаурави Малик, неудовлетворенные имевшимся на тот момент ассортиментом сладостей и снеков для детей, позднее в качестве инвестора и амбассадора к ним присоединилась болливудская звезда Анушка Шарма. Оценка стоимости на январь 2024 года находилась на уровне $63,7 млн. Компания специализируется на производстве детских лакомств из более здоровых ингредиентов — фруктов, овощей, цельнозерновой муки и зерновых культур, таких как раги, джовар и тинай.
Farmley, основанная в 2017 году, амбассадором которой является звезда крикета Рауль Дравид, в декабре 2023 года достигла оценки $41,8 млн. Фирма предлагает орехи и сушеные фрукты, ее фишка — инновационная упаковка, которая помогает еде дольше сохранять свежесть.
Бренд True Elements ведет свою историю с 2013 года. Ее основали Пуру Гупта и Шриджит Мулайил, сделав себе имя на производстве здоровых зерновых завтраков. На сайте компании их рекомендуется есть трижды в день: рано утром, затем около 11:00, когда завтрак давно кончился, а обед и не думал начинаться, и во время файф-о-клок. В январе 2022 года фирма была оценена в $36,9 млн, а в мае того же года была куплена мумбайской компанией Marico, которая специализируется на товарах для здоровья и красоты.
Snackible — открытая в 2015 году компания, которой до сих пор лично руководит ее основатель Адитья Сангхави. По состоянию на ноябрь 2024 года, по данным Tracxn, стоимость компании составляла $8,63 млн. В ассортименте фирмы — чипсы из раги, миндальное печенье, слойки из киноа и многое другое.
Место для россиян
Индийский рынок отличается тем, что попасть на него нелегко: правительство зачастую прибегает к протекционистским мерам, чтобы защитить тот или иной сектор от иностранного влияния. Но развитие торговых отношений с Россией дает надежду.
«Возможностей для производителей снеков предостаточно, одна из них — онлайн-торговля. С развитием онлайн-торговли продажа снеков через интернет-магазины значительно возросла. Это позволило брендам выходить на более широкий рынок, особенно в регионах, где традиционные розничные сети еще не развиты. Онлайн-платформы также предоставляют возможность исследовать разнообразие снеков и удобство их покупки», — считает Векилов.
По его словам, при выводе российских продуктов на индийский рынок не следует забывать о сертификации продукции и требованиях к упаковке. «Все продукты питания должны быть сертифицированы в FSSAI (Food Safety Standards Authority of India). А упаковка, помимо привычной нам информации о дате производства и сроке хранения, должна содержать информацию об импортере и максимальной розничной цене. Вопросы сертификации и маркировки необходимо обсудить с индийской компанией–импортером до того, как продукция будет направлена в Индию. В целом, индийский рынок снеков предоставляет большие возможности для производителей и поставщиков, которые могут предложить продукты, сочетающие традиционные индийские вкусы и новые, инновационные решения в области питания», — объясняет эксперт.