Какой театр вам подойдет. 7 идей для начала театрального сезона
. Премьеры в Москве и Петербурге для интровертов, новичков и театраловВ августе большинство театров готовятся вернуться с летних каникул, гастролей и начать новый сезон. Несмотря на многочисленные перестановки в культурной индустрии, осенью нас ждут любопытные премьеры и режиссерские дебюты, а топовые постановки все еще можно посмотреть в Москве и Петербурге.
Как разобраться в театральном многообразии и выбрать спектакль, который подойдет именно вам и не разочарует, — подсказывают РБК Life и журналист Елена Свиридова (Telegram-канал «Что посмотреть?»).
Если вы новичок
Премьера «Идиота» в «Приюте комедианта»
Санкт-Петербург, 1 октября
Пожалуй, самый распространенный запрос среди зрителей — что посмотреть, если я совсем не разбираюсь в театре. Тут можно пойти двумя путями — выбирать спектакли с любимыми по фильмам и сериалам актерами или постановку классики с новыми лицами. Мы не пойдем по первому пути, любимого актера можно увидеть в каждом втором отечественном сериале, а вот актуальную, но не пугающую новаторством интерпретацию классической литературы не в каждом театре найдешь. Рекомендуем дождаться премьеры Петра Шерешевского по «Идиоту» Федора Достоевского в «Приюте комедианта». Жанр сам режиссер определил как «сон в трех действиях». Формат постановки будет похож на философский монолог или поток сознания, отсылающий к романам Марселя Пруста. А действие произведения, как свойственно актуальным постановкам, перенесено в современный Питер.
Для интровертов
«Сталкеры» в катакомбах Петрикирхе
Санкт-Петербург, 24 и 25 августа
Мрачная постановка в бывшем убежище лютеранской церкви по мотивам легендарного фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Писатель и Профессор находятся у двери в комнату исполнения желаний. Это диалог с режиссером фильма и попытка продолжить роман братьев Стругацких, своеобразный фанфик во вселенной «Сталкера». Спектакль поставили без режиссера: актеры реализуют замысел драматурга в формате читки, выводя внутренние монологи за пределы игровой реальности. Личное становится общим, и зритель вместе с героями перемещается в пространство зоны, съемочной площадки, разрушенной церкви и в конце этого путешествия наконец остается наедине с собой. Так и мы рекомендуем идти на этот спектакль — в одиночестве, а после оставить время для прогулки в тишине и размышлений об увиденном.
Если любите странное
«Чапаев и пустота» в «Практике»
Москва, 29 и 30 августа, 23 и 24 сентября
Режиссер Максим Диденко, презирающий полумеры, по произведению таинственного классика современности Виктора Пелевина сделал спектакль на одной из немногих либеральных площадок театральной Москвы. Постановка похожа на фантасмагорический трип: три действия на границе между реальностью и фантазиями, политическим и философским, Европой и Азией. Сценография аллюзии на трип только укрепляет. Красная комната с фриковатым музыкальным концертом в первой части сменяется желтой комнатой и наркотическим приходом во втором действии. В финале герой оказывается в синей комнате и пытается интегрировать впечатления от пережитого через вокализ «Ой, то не вечер, то не вечер». В общем, сплошная психоделика! Смесь мощных сценических образов режиссера и авторской вселенной, порожденной текстом, создают платформу для подлинно нового переживания в театре.
Для уставших
Театр DOC. «Что делать с выгоранием»
Москва, 6 сентября
«Выгорание» было одним из самых популярных слов в 2021 году и до сих пор остается распространенной проблемой современности. «Смотреть мультики и есть печенье после 140-часового рабочего дня — стыдно, а пить три вида антидепрессантов и плакать перед выходом на работу — это жизнь», — вызывает горькое узнавание аннотация на сайте театра. Всем внутренне согласным с этим тезисом читателям заботливо прописываем этот спектакль-терапию. Постановки в Театре DOC всегда имеют документальную платформу, в основе этой работы — семь монологов трудоголиков и перфекционистов под кураторством Юрия Муравицкого.
Для любителей поразмышлять
«Костик» Дмитрия Крымова в Театре им. Пушкина
Москва, 10 и 11 сентября
Дмитрий Крымов, многократный номинант на «Золотую маску» и невероятно изобретательный режиссер, весной этого года уехал из России. По большой удаче, его спектакли еще можно застать на московских сценах. Творческий стиль Крымова — щепетильные к деталям постановки, создающие тщательно проработанные параллельные художественные миры. «Костик» — реконструкция чеховской «Чайки», в которой бестолковый Костя Треплев сделался не только творческим, но и физическим инвалидом, а Аркадьева — бесшабашной эстрадной певицей. Все качества героев Антона Павловича тут доведены до предела, но все еще продолжают отвечать задаче автора, и постановка остается жесткой социальной сатирой.
Для эстетов
«Война и мир» Римаса Туминаса в Театре им. Вахтангова
Москва, 6, 7 и 20 сентября
Пятичасовая (ого!) реализация в театральном пространстве великого романа-эпопеи Льва Толстого. Осилить такую масштабную постановку и остаться в восторге зрителям помогает изящная сценография и безупречный актерский каст: например, Сергей Маковецкий в роли графа Ростова и Виктор Добронравов — Андрея Болконского. Форма спектакля походит на академический балет: женские персонажи перемещаются по сцене, растворяясь в струящихся шифоновых платьях, а мужские персонажи остаются подтянуто-строгими в офицерской форме. В постановке проблемы «Война и мир» тоже достаточно классическая: противостояние тьмы и света, тщетные попытки сохранить привычных ход жизни на фоне катастрофы и, конечно же, любовь.
Для романтиков
«Квадрат» от «Плохого театра»
Петербург, даты объявят позже
На этот спектакль не продают билетов, но на него всегда полные залы, а точнее — дворы и крыши, ведь «Квадрат» чаще всего играют на улице. Зрители попадают на постановку по регистрациям на Таймпаде, которые (без преувеличения) заканчиваются за пару минут. В благодарность команде спектакля после просмотра можно оставить добровольное пожертвование на развитие театра, но можно прийти и просто так. «Плохой театр» — не про коммерцию, а про человеческие отношения в первую очередь. «Квадрат» сложился из документальных историй детства и юности Дмитрия Крестьянкина, режиссера спектакля, и его друзей детства. Предельная открытость, ностальгия тех, чье взросление пришлось на 1990-е. Спектакль с мощной терапевтической доминантой, ведь он о том, как все мы жили, но что не принято обсуждать. Сложные сцены про чеченскую войну, наркотики в подъездах и потасовки с летальным исходом перемежаются хитами российской и зарубежной сцены того времени, под которые зрительный зал начинает танцевать.