«Быть двоечником сейчас не модно». Монологи учителей о работе с детьми

. WorldSkills, тренинги, боди-перкуссия — из чего состоит современная школа
Обновлено 05 октября 2022, 03:00
Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»
Фото: Kion

Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»

5 октября в России отмечают День учителя. По этому случаю РБК Life расспросил преподавателей средних школ о том, какими они видят нынешних учеников и как пытаются быть с ними на одной волне.

Пусть меня научат

Запрос на высокое качество школьного образования теперь есть не только у родителей, но и у самих детей: отношение к школе как к обязаловке осталось в прошлом, как и безусловная ценность высшего образования. Образование теперь не статус, а понятный навык, поэтому все больше подростков идут получать специальность после 9-го класса.

Ирина Богоявленская
Ирина Богоявленская
учитель истории, обществознания, шк. 27, Мытищи

Работать в школе сегодня очень интересно. Современные дети жадные до жизни, хотят быть успешными, самостоятельными, много зарабатывать. Поэтому и запрос на получение знаний у них огромный. Быть двоечником сейчас не модно, не актуально и неправильно по отношению к себе. Сегодня для детей важно быть впереди, побеждать на соревнованиях и олимпиадах и занимать строчку повыше в классном рейтинге. Для этого созданы все условия: классные часы, тренинги личностного роста — в школе много мотивационных моментов.

Современные подростки не сентиментальны, реалистично смотрят на жизнь и стремятся быстрее получить профессию. Кто бы мог подумать еще десять лет назад, что трудовые специальности вроде бухгалтера, строителя и даже слесаря будут востребованы, а юристы и менеджеры отойдут на второй план. Качество и стандарты среднего образования во многом задает сегодня популярное движение WorldSkills.

Австралийский социолог Марк Маккриндл ввел в обиход новый термин — «поколение альфа». Это дети, рожденные в 2010-х. Для этих детей виртуальная реальность не менее ценна, чем физическая. Они прагматичны, в первую очередь они спросят: «Зачем?» и «Как это применить в реальной жизни?» Их мышление отличается от нашего, им не важно знать имена и даты, они хотят проследить причинно-следственную связь, понимать, где искать нужную информацию и как ее использовать.

При этом и получение высшего образование по-прежнему престижно. Просто в 10–11-е классы идут дети, которые хотят заниматься наукой. Дети, которые поступают в профильные классы, уже понимают, кем они хотят быть и куда пойдут учиться. На мой взгляд, школа сегодня — это место, где происходит процесс сотрудничества, сотворчества ученика, учителя. Школа сегодня готова отвечать социальным и экономическим потребностям общества.

На новый лад

Традиционно школьное образование опиралось на высокий академизм, а любое отступление от методички называлось творческим подходом. Стряхнуть пыль со старых дисциплин и найти гибкие методики преподавания теперь легче благодаря глобальному тренду на образование. Подсмотреть интересный формат урока сейчас можно где угодно — от образовательной выставки до модной лекции.

Анна Харченко
Анна Харченко
учитель музыки, классный руководитель, куратор ученического совета самоуправления, призер национального чемпионата WorldSkills Russia 2017, наставник

Те, кто заканчивал школу в начале 2000-х, еще помнят советский формат преподавания музыки в школе, где хоровое пение определялось как «основа уроков музыки». Дмитрий Кабалевский говорил, что каждый класс — это хор и что если запоет класс, то запоет и вся страна. Сейчас формат несколько изменился, как и образовательная программа.

Для будущих учителей появляются различные конкурсы, например WorldSkills, который дает новый взгляд на старые дисциплины. Уроки музыки — это теперь целый курс с погружением в искусство, с теорией, практикой. На современных уроках можно четко отследить взаимосвязь музыки и литературы, музыки и живописи, присутствуют элементы театрализации и арт-терапии: рисуем музыку, которую слышим, мнем бумагу, используем боди-перкуссию, хореографию.

На главный вопрос современных детей «А зачем нам это надо?», я отвечаю: «Мы получаем эстетическое удовольствие». Кроме того, на любом уроке в школе мы развиваем софт-скиллы. Конкретно занятия музыкой развивают коммуникабельность, раскрепощают, формируют навыки публичного выступления.

Дети меняются молниеносно, мне хватило пяти лет чтобы в этом убедиться. Они быстро развиваются, и того материала, которого мне хватало в первые годы работы на один урок, сейчас не хватает — приходится придумывать намного больше. Чек-лист урока обычно содержит разные формы работы: это и аудио, и видео, практическая и тестовая часть — детям нужна частая смена деятельности.

Что касается престижа профессии школьного учителя, то мне кажется, что мы на верном пути его повышения, да и зарплата становится соразмерной усилиям. Но при этом школьные учителя — по-прежнему энтузиасты: мы делаем и то, что от нас требуют, и то, чего не требуют (если знаем, что так будет лучше).

Тренд на непрерывное образование набирает обороты и преподавателю тоже нужно непрерывно учиться, но чисто формальные процедуры напрягают. Случается так, что учителю нужно пройти какое-то обучение, но онлайн-платформа работает плохо и на само обучение уходи много сил, энергии, нервов, которые можно было бы направить в мирное русло.

Не буду отрицать, что в школе много учителей старой закалки и, очевидно, детям с ними труднее. Но ведь сейчас главное — найти практический смысл во всем, и своему классу я говорю, что мы должны уметь находить подход абсолютно ко всем людям и работать со всеми. Это такая подготовка ко взрослой жизни.

По словам самих педагогов, преподавание в школе стало более неформальным: уроки проходят в интерактивном формате, а оправданием любой школьной дисциплины в глазах учеников становится попутное развитие софт-скиллов (жизненных навыков). Одновременно теряют силу и некоторые ритуалы школьной жизни: выход к доске, приветствие учителя или линейка — пренебрегать школьным уставом учителей заставляет банальная экономия времени.

Михаил Соболев
Михаил Соболев
учитель химии, шк. 27, Мытищи

Сегодняшние школьники много знают, отличаются быстротой реакций, хотят сами задавать вопросы и сами же на них отвечать, а не записывать под диктовку. Поэтому в современной школе востребован интерактивный формат: сотворчество педагога и учеников. Роль учителя здесь — замотивировать, эмоционально зацепить и через это уже подавать научный материал. Например, уроки химии начинаются с общения на отвлеченные темы, а потом класс сам не замечает, как втягивается в решение задач и изучение терминов. Этот педагогический прием хоть и отвечает запросам времени, но был придуман еще до 1930-х годов, и сейчас его называют группой сингапурских технологий.

Современный темп отсекает и некоторые ритуалы школьной жизни. Зачем ученику выходить к доске, если можно ответить с места? Это экономит время, и урок проходит энергичнее. На мой взгляд, и авторитет учителя тоже не повышается, если он все время заставляет.

Можно сказать, что школьники и учителя сейчас в одной лодке, а вот родители часто возмущаются: «А можно, пожалуйста, учить детей по-старому, по-советски». Мне иногда кажется, что родители завидуют своим детям, так как те пришли в школу за счастьем, а не только за знаниями. А, как известно, многие знания — многие печали.

Школа, с одной стороны, активно меняется, и юридически, и законодательно перестраиваясь под современные реалии. С другой стороны, экзаменов сейчас больше, чем учебы периодически, и это мешает. Буквально месяца обучения выбрасываются, чтобы написать ВПР (всероссийская проверочная работа), РДР (региональная диагностическая работа), пробники ЕГЭ, сами ЕГЭ. Они забирают время, учебный план сгорает, и продуктивность в итоге падает.

Цифровая гигиена

Снижение значимости школы как неоспоримого источника знаний учителя признают, но настаивают при этом на соблюдении цифровой гигиены: пользоваться интернетом на уроках, конечно, можно, но под контролем учителей. Не утратил своего веса и бумажный учебник, как в прямом, так и в переносном смысле, с ним по-прежнему принято сверяться как с авторитетным источником.

Иван Хеорхе
Иван Хеорхе
учитель истории и обществознания, Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского

Для поколения зумеров и альфа школа и учебник не единственные источники знаний, дети очень быстро могут найти информацию, проверить и перепроверить реплики того же учителя. Надо признать, что монополия школы в этом смысле давно ушла, но, с другой стороны, задача школы — помочь ученику ориентироваться в информационном пространстве, находить проверенные источники информации. Это называется «цифровая гигиена». Например, на уроке истории детям дали задание найти факты из биографии князя Владимира, и если ученик отвечает, что пользовался при этом интернетом, то это неправильный ответ. Интернет — это огромное пространство, источником может быть конкретный сайт, портал, а дальше мы проверяем, насколько там верные факты.

При этом учебник — по-прежнему основное средство обучения, он рекомендован Министерством просвещения, и любой ученик может быть уверен, что черпает оттуда достоверную информацию.

Неотъемлемая часть образования сегодня — это проектная деятельность. Это может быть проект по физике, междисциплинарный проект, обществознание или любой другой предмет. В ходе самого проекта прокачиваются софт-скиллы: тайм-менеджмент, самоорганизация, умение работать поэтапно на протяжении длительного времени и прийти к какому-то результату. Иногда предмет изучается углубленно, а потом результаты исследования представляют на региональном или федеральном уровне, это может быть мощное глубокое исследование.

В советское время авторитет учителя, конечно, был выше, зато сейчас есть тренд на образование, и это дает профессии школьного учителя огромное количество преимуществ: педагоги активно преподают в онлайн-школах и сотрудничают с различными образовательными платформами.

Удивительно, но изучение информатики в средней школе осталось на том же уровне, что и 15 лет назад: на обучение базовым программам ПК в школьной программе отведен всего один час в неделю. Однако в этом больше прогрессивности, чем отставания: погруженность школьников в цифровые технологии не измерить теперь никакими академическими часами.

Лада Сащенко
Лада Сащенко
учитель информатики, шк. 559, Санкт-Петербург

Никому не нужно объяснять, что информатика для современной жизни — важный предмет, это и на федеральном уровне заявлено. Но, к сожалению, согласно федеральным стандартам, как отдельный предмет изучение информатики начинают только с 7-го класса по одному часу в неделю, и этого количества часов, конечно, мало для изучения основных актуальных направлений дисциплины. Для изучения элементов информатики в начальной школе и 5–6-х классах на других уроках не хватает оборудованных классов, и в итоге все занятие сводится к показу какой-нибудь презентации. Часы информатики или как минимум компьютерное время забирает и подготовка к обязательным мониторинговым и тестирующим процедурам, которыми современная школа перегружена.

Так что подготовить серьезно ребят, которые выбирают путь информационных технологий, в большинстве школ очень сложно. Действительно, почти у всех детей уже в начальных классах есть смартфоны, на которых они умеют делать крутые штуки. Но то, что большинство школьников — уверенные и грамотные пользователи компьютерной техники — миф: компьютерные и цифровые компетенции, которые необходимы для учебы и профессии, у них не развиты. Например, элементарные, казалось бы, вещи: грамотно отформатировать документ, поставить ссылку, оформить таблицу, построить диаграмму, найти подтверждающие факты, перепроверить информацию — всему этому нужно обучаться. Очень мало часов отводится на изучение программирования, обработку данных, разнообразные медийные технологии. Школ с оборудованием для 3D-моделирования очень мало.

Современные дети, конечно, очень интересные, своеобразно судят об окружающем мире. Это сложно признавать учителям с большим стажем: в каких-то областях ученики могут знать гораздо больше и многому научить педагога. Они отстаивают свою свободу, свое мнение, у них не всегда получается делать это корректно и аргументированно. Они хотят сами приобрести личный опыт и порой отвергают рекомендации взрослых. Но работать с директивами, инструкциями, скучными вещами тоже нужно уметь. Просто для современных детей жесткое требование «делать так и только так» должно быть четко обусловлено. Поэтому я на уроках часто даю упражнения, в ходе выполнения которых учащиеся могут убедиться, что в некоторых случаях без строгого соблюдения инструкций результата не будет.

Поделиться
Авторы
Теги