Сторисмейкер. Что делает, как обучиться и начать работать
. А еще — сколько получает специалист по историямРБК Life выяснил, как сторисмейкеры помогают бизнесу и не потеряли ли работу специалисты после блокировки основной площадки для работы.
Содержание
Кто такой сторисмейкер
Сторисмейкер — это специалист, который создает сторис для аккаунтов в социальных сетях: придумывает тему, подачу, обрабатывает фото и видео, добавляет взаимодействие с пользователем (опросы, голосования, реакции). Чаще всего сторисмейкеры работают в «Инстаграме» (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta) и на тех площадках, где есть формат, похожий на сторис (например, истории во «ВКонтакте»).
Необходимость в сторисмейкере возникла вместе с появлением формата «Stories» в Instagram. Тогда бизнесу и экспертам потребовались специалисты, которые умеют продавать товары и услуги, используя новый инструмент.
Сторис в «Инстаграме» появились в августе 2016-го. Идею для функции позаимствовали из популярного в США приложения для сообщений Snapchat: можно разместить фотографию или видео, которое станет доступно для просмотра лишь на 24 часа. Длительность одной истории — 15 секунд. В 2021-м соцсеть начала тестировать длинные сторис — на 60 секунд. [1] Истории во «ВКонтакте» также длятся 15 секунд и доступны в течение суток. [2]
Из сторис можно сделать подобие слайд-шоу: загрузить подряд несколько историй и таким образом подать информацию на одну тему небольшими частями.
В чем разница между сторисмейкером и сторителлером
В Оксфордском словаре сторисмейкером называют создателя сторис, а в качестве синонима предлагают использовать слово «сторителлер». Однако следует различать обязанности специалистов.
В общем смысле сторителлером можно назвать любого профессионала, который рассказывает истории. Неважно, какой формат (текст, аудио, видео) или площадку он использует. [3]
Некоторые эксперты полагают, что уже 30 тыс. лет назад люди начали рассказывать истории — с помощью наскальной живописи. Именно это помогло человечеству передавать информацию и развиваться. [4]
Хороший сторисмейкер обладает навыками сторителлера: знает, как заинтересовать, развивать интригу и удерживать интерес пользователей.
Что делают сторисмейкеры
Сторисмейкер полностью подготавливает сторис к публикации:
- разрабатывает контент-план;
- придумывает тему публикаций;
- монтирует видео или обрабатывает фото (иногда работой занимаются сторонние специалисты);
- выбирает встроенные функции для сторис от приложения (гифки, опросы, реакции);
- загружает сторис;
- изучает реакцию пользователей;
- готовит отчет для клиента о результатах работы.
По словам Ильяны Левиной, сторисмейкер отвечает за треугольник внимания.
- История. О чем ты рассказываешь? Почему человек досмотрит сторис до самого конца? Перед специалистом стоит задача понимать основы сторителлинга, драматургии и маркетинга, чтобы вовлекать подписчика и держать высокие охваты.
- Подача. Говорящая голова или ситуация из жизни? Специалисту нужно понимать основы съемки.
- Форма. Нарезка разных планов или смена локаций? Нужно разбираться в управлении вниманием, необходимо виртуозно владеть монтажом и дизайном.
Что должен уметь сторисмейкер
Принято считать, что сторисмейкер отвечает только за оформление сторис. Но это не так: специалист должен знать основы дизайна, глубоко разбираться в маркетинге и продажах.
Маркетинг и продажи:
- маркетинг — формировать стратегию и контент-план, которые будут доносить ценности, транслировать экспертность, нативно продавать товары, показывать жизнь команды;
- стратегия — анализ конкурентов и целевой аудитории, разработка стратегии продвижения;
- контент — составлять контент-план, организовывать съемки;
- делать прогревы;
- выстраивать сюжетные линии через сторителлинг и драматургию.
Дизайн и монтаж:
- делать цепляющий визуал;
- монтировать динамичные ролики.
Аналитика:
- статистика посещаемости, прироста подписчиков, степень их вовлеченности и увеличение показателей;
- отслеживание трендов (например, через Яндекс.Wordstat, Google Trends, Tokboard), поиск по хештегам, популярные ролики на YouTube.
Как сториcмейкеры помогают бизнесу
В «Инстаграме» более 200 млн компаний. По данным платформы, 90% пользователей соцсети следят за бизнес-аккаунтами. [5] Площадка помогает продвигать товары или услуги. Именно сторисмейкеров нанимают для увеличения продаж, расширения базы подписчиков и охватов.
Услугами сторисмейкеров пользуются крупнейшие бренды и компании. Например, Asos вовлекли пользователей с помощью голосования, какие кроссовки больше нравятся, а в конце слайдов поставили ссылку на товары.
Пример сторис магазина Asos
Производитель экшен-камер Go-pro в закрепленных сторис рассказал историю создания продукта с помощью таймлайна. Временная шкала сопровождается динамичными видео с титрами.
Пример сторис производителя экшен-камер Go-pro
Ювелирная компания Tiffany & Co. с помощью фотографий и текста рассказала о драгоценных камнях.
Истории от Tiffany
Рекламные ролики LEGO ориентированы на тех, кто может купить продукцию в подарок детям. При этом взрослых удивляют необычными поделками. [6]
Социальные сети — популярный и эффективный маркетинговый канал с самой высокой рентабельностью инвестиций. Использование страниц в соцсетях продолжит расти: в 2022 году 26% маркетологов планируют инвестировать в социальные сети больше всего средств на рекламу. [7] Это значит, что спрос на сторисмейкеров, как и SMM-специалистов, скорее всего, не уменьшится.
Где учиться на сторисмейкера?
В России нет высших учебных заведений, которые учат профессии сторисмейкера. Однако необходимые навыки можно получить на факультетах, выпускающих филологов, журналистов, маркетологов и PR-менеджеров.
Азы профессии можно освоить на онлайн-курсах для SMM-специалистов или отдельных курсах для сторисмейкеров.
Полезные книги для начинающих сторисмейкеров, которые помогут научиться рассказывать истории:
- «Спасите котика»;
- «Как написать кино за 21 день»;
- «От идеи до злодея»;
- «Тысячеликий герой»;
- «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария»;
- «Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»;
- «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино»;
- «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»;
- «Киносценарий: основы написания»;
- «Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг»;
- «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»;
- «Внутренний рассказчик».
Где искать вакансии сторисмейкеру
На популярных сайтах поиска работы мало вакансий по запросу «сторисмейкер». В августе 2022-го на hh.ru было только 39 актуальных предложений в России. [8]
Во многом это связано с тем, что работа сторисмейкера в большей степени проектная, в крупных компаниях функции специалиста выполняют SMM-менеджеры.
Начинающим специалистам Ильяна Левина советует искать работу через сайты с вакансиями, в том числе и узкоспециализированные:
- hh.ru
- Работа.ru
- Хабр Карьера
- Grintern.ru
- Remote-job.ru
- hunty.oGrinternne
- приложение TenChat
- приложение Wojo (доступно только в App Store)
Совет: всегда пишите сопроводительное письмо: кто вы, что сделали для компаний, где работали, какие задачи способны реализовать.
Стоимость работы сторисмейкера
Один проект приносит сторисмейкеру в месяц от 20 до 100 тыс. руб. В день специалист может вести около пяти проектов. Высококвалифицированный специалист получает от 100 до 500 тыс. руб. в месяц.
По словам спикера курса «Сторисмейкер» в Skillbox Ильяны Левиной, спрос на сторисмейкеров из-за блокировки в России «Инстаграма» не падает. Специалисты продолжают удерживать охваты в «Инстаграме» или переквалифицируются и работают в других соцсетях, например архитекторами автоворонок в «Телеграме», стратегами во «ВКонтакте».