Как научить ребенка читать и когда нужно начинать это делать

. Помогут ли методики Монтессори, Домана и кубики Зайцева
Обновлено 03 октября 2022, 05:00
Shutterstock
Фото: Shutterstock

РБК Life выяснил, как родитель может помочь ребенку овладеть чтением, какие методики существуют и в чем плюсы и минусы каждой из них.

Когда начинать учить ребенка читать

Исследователь в области образования из Гарвардского университета Джин Чолл выделила пять этапов развития чтения. Первый — предварительная подготовка — начинается с рождения и до шести лет. В это время дети получают представление о природе слов: что их можно разбить на части, что некоторые звучат похоже, что такое рифма. [1] В этот период закладывается фундамент будущего навыка.

Нет рекомендации, в каком возрасте нужно начинать учить читать. Это зависит от развития ребенка. По словам Надежды Болдовой, академического директора по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart, современные дети стали учиться читать раньше, а вот этапы физиологического развития остались прежними.

Например, есть сензитивные периоды взросления, когда ребенок учится ориентироваться в пространстве. Занимать этот период обучением чему-то другому неправильно.

Количество энергии у детей ограничено, нужно всегда понимать, на что ее тратить. Ребенок до пяти-шести лет должен развить большое количество навыков. Например, умение ориентироваться в пространстве. Формирование этого навыка происходит до четырех лет и забирает много сил и времени.

Если мы потратим время не на движение, а, например, на чтение, то в будущем получим подростка и дальше взрослого, который не чувствует свое тело в пространстве, не может выполнять сложные физические задачи, спотыкается, когда идет по незнакомой дороге. Это один из тех навыков, который гораздо важнее чтения в этом возрасте: научиться чтению после четырех лет можно, восполнить навык движения с тем же качеством — уже нет.

Надежда Болдова
Надежда Болдова
Академический директор по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart

Обучать чтению стоит тогда, когда у ребенка сформирована система «образ — слово». Например, ребенок при слове «ваза» может ее представить: как она выглядит, из какого материала сделана, для чего нужна. Если навык не сформирован или сформирован плохо, то ребенок научится читать, но не будет представлять образ предметов и явлений, а значит, не будет до конца понимать, что обозначают слова.

Нужно ли учить ребенка читать до школы

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нет требования, что в дошкольном возрасте нужно уметь читать. [2] Однако специалисты считают, что для первоклассников навык не будет лишним. Дело в том, что программы построены таким образом, что у ребенка нет времени учиться чтению с нуля. Кроме того, если класс переполнен, педагог не сможет уделять время каждому обучающемуся.

Как показывает практика, многие дети начинают читать в дошкольном возрасте. Зачастую в школе бывает так: один ребенок читает по слогам, а другой уже целые тексты. Здесь есть только один совет — узнайте требования и уровень учеников в школе, куда собираетесь поступать, посмотрите программы, по которым вашему ребенку предстоит учиться.

Надежда Болдова
Надежда Болдова
Академический директор по дошкольному образованию онлайн-школы Skysmart

Родители привыкли, что в школе всему научат. Это, конечно, так. С другой стороны, педагогическая наука развивается стремительно и сегодня может предложить нам несколько проверенных методик для раннего обучения чтению. Почему бы не воспользоваться ими и таким образом подготовить ребенка к школе.

Анна Петрова
Анна Петрова
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1»

С чего начать обучение ребенка чтению

По словам Надежды Болдовой, обучение чтению состоит из разделов, которые встречаются в большинстве методик:

  • изучение букв и звуков;
  • соединение букв в склады или слоги;
  • чтение слов;
  • чтение словосочетаний;
  • чтение предложений и текстов.

Обучение чтению начинается до того, как ребенок знакомится с буквами или словами на бумаге. Основа и база — это «слово — образ». Начните с описания происходящего вокруг. На прогулке можете спрашивать, что видит ребенок, пусть он опишет конкретные вещи: какой они формы, какого цвета. Просите рассказать, чем запомнился малышу день и так далее. Затем начинается изучение букв: как они выглядят, как произносятся. Закрепляйте визуальный образ буквы — можно ее лепить, рисовать, выкладывать из крупы.

Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1» Анна Петрова советует учесть несколько моментов, если вы решились взяться за обучение вашего малыша чтению до школы.

  1. Обучение чтению — логичное продолжение освоения речи. Разговаривайте с ребенком, читайте прибаутки, потешки, стишки, пойте песенки. Так вы будете пополнять пассивный словарный запас малыша.
  2. Чтение — это в первую очередь удовольствие. Не ставьте обучение буквам самоцелью. Покажите детям, что чтение приносит радость и пользу. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, сочиняйте.
  3. Не превращайте обучение чтению в наказание. Наоборот, используйте это занятие как поощрение. «Ты сегодня почистил зубы сам. Давай теперь вместе разложим кубики с буквами».
  4. Играйте с ребенком. Посоревнуйтесь, у кого башня из кубиков со слогами выше (не забудьте эти слоги прочитать по ходу «строительства»), кто быстрее найдет карточку с нужной буквой, кто дольше будет тянуть звук.
  5. Ребенку легче дается познание, когда он включает в работу мышцы. Пишите буквы пальчиковыми красками на руке или животе, лепите их из соленого теста, выводите палкой на песке, выкладывайте из круп, ищите в окружающих предметах, изображайте собственным телом.
  6. Можно искать конкретные буквы в словах и предложениях, например на упаковке с шоколадкой.

Как научить ребенка читать: четыре методики

1. Звуковой метод

Наиболее популярный метод обучения чтению появился в Германии. В России получил распространение в 60-х годах XIX века. [3] Почти все современные русскоязычные азбуки используют именно звуковой метод обучения чтению.

Суть в том, чтобы научить выделять из слова отдельные звуки, фонемы, а затем складывать их. Например, слово «молоко» ребенок учится воспринимать как «м-о-л-о-к-о», затем по слогам — «мо-ло-ко» и только потом — целое слово.

Изучение звуков начинается с гласного, например «а», затем к нему прибавляются согласные. Ребенок учится читать слоги «ас», «ар», «ам» и так далее.

По звуковому методу ребенок учит названия букв и их произношение (фонемы). Например, что буква «т», произносится как [тэ], а читается твердо [т] или мягко [т']. Исследователи считают, что это помогает выучить отношения между буквами и звуками. [4]

Минусы:

  • Данный метод не подходит для малышей: он требует усидчивости, терпения, концентрации внимания, поэтому и используется в школе для обучения детей не младше шести лет.

Плюсы:

  • Другие методики требуют больших затрат для подготовки к занятиям (распечатка или покупка карточек, вырезание и сборка кубиков, оформление образовательного уголка), в то время как для фонетического метода достаточно учебника или листа бумаги.
  • Логопеды отзываются об этом методе положительно, так как он позволяет избавиться от дефектов речи.
Анна Петрова
Анна Петрова
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1»

2. По кубикам Зайцева

Для этого метода потребуется специальный набор: в него входит 61 кубик, таблицы и обучающие материалы. Комплект стоит от 6 тыс. руб. [5] Метод подходит для детей с различными диагнозами, например с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, слабослышащим.

Минусы:

  • Здесь может возникнуть путаница из-за того, что автор берет за основу так называемые «склады»: согласный + гласный (ма, фо, ду), согласный + ъ/ь (ть, мь) или одна буква (а, к, л). Дети часто путают склад и слог, и начинают делить слово не по слогам, а по складам.

Плюсы:

  • Склады записаны на кубиках, из которых дети составляют те слова, которые актуальны для них в данный момент, здесь нет ограничений.
  • Игра в кубики доставляет удовольствие малышам. Обучать по этой методике можно с годовалого возраста.
Анна Петрова
Анна Петрова
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1»

3. Карточки Домана

Метод основан на понимании сразу всего слова, без разбивки на звуки и слоги. На карточках пишется слово, на обороте — его изображение. Так ребенок учится воспринимать слово и образ, связанный с ним. [6]

Плюсы:

  • Автор методики 30 лет занимался реабилитацией детей с поврежденным мозгом. Для здоровых детей он придумал методику, суть которой заключается в том, что вы несколько раз в день в течение 5–30 секунд показываете карточки со словами, называя их. Мозг ребенка обрабатывает слова целиком, постепенно запоминает их, благодаря чему учится читать быстро. Занятия проходят в игровой форме и обязательно заканчиваются похвалой и объятиями.

Минусы:

  • Все правила языка дети выводят сами. Не всегда понятно, какое правило усвоено, а какое — нет. Кроме того, при восприятии слова целиком ребенок не учится выделять в слове первый, второй, последний звуки, разбор слова часто вызывает затруднение.
Анна Петрова
Анна Петрова
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1»

Метод обучения чтению сразу по словам критикуют. Исследования показали, что юные читатели узнают слова с листа не потому, что запомнили целое слово, а из-за того, что они узнают буквенно-звуковые сочетания. [7]

4. Методика Монтессори

Большое значение в методе уделяется пространству для обучения. Комната заполнена игрушками, кубиками, карандашами и бумагой. Обычно дети учатся в группе, подражают сверстникам. [8] Это наиболее сложный метод для обучения чтению, специалисты не рекомендуют применять его для домашнего обучения.

Малыши учатся писать буквы с помощью специальных рамок, а потом уже складывают из них слова. Автор методики активно выступала за самостоятельное обучение детей. Для этого взрослые должны грамотно оформить образовательное пространство и большую часть времени не вмешиваться, наблюдая за процессом со стороны.

Плюсы:

Обучаясь по методике Монтессори, ребенок научится читать быстро, рано перейдет от слогового чтения на чтение целыми словами. Начинают обучение дети по этой методике с четырех до шести лет, бывает и раньше. Есть подготовительный этап, который начинается в два с половиной года.

Минусы:

Нужно хорошо знать методику, чтобы добиться желаемого результата. Да и занятия предусматривают группу в детском саду, а не индивидуальное домашнее обучение.

Анна Петрова
Анна Петрова
Методист курса по подготовке к школе в «Онлайн-школе № 1»
Поделиться
Авторы
Теги