Критика. Как корректно давать оценку окружающим и не обижаться самому

. Разбираемся вместе с психологами
Обновлено 28 октября 2022, 09:48
shutterstock
Фото: shutterstock

С точки зрения развития человека, критика — это важный элемент общения, который позволяет нам видеть и исправлять свои ошибки, а значит, становиться лучше. Однако почти никто не любит, когда его критикуют. Причина в том, что грань между хорошей и плохой критикой очень тонка, перейти ее довольно легко. Часто виной тому служат чрезмерные эмоции или личная неприязнь. Но иногда даже оценочные суждения окружающих безо всякого негативного подтекста могут ранить. Как научиться правильно критиковать других и самому легко воспринимать подчас не самые приятные мнения со стороны? РБК Life предлагает беспристрастно взглянуть на ситуацию глазами психологов.

Что такое критика

Критика — это инструмент, который позволяет оценивать и разбирать какие-либо явления из различных областей жизни. С точки зрения науки критика двояка: в самом простом виде она бывает хорошей или плохой. Например, можно критиковать от обиды, с целью задеть оппонента лично или, наоборот, чтобы мотивировать человека на исправление ошибок и самосовершенствование.

Эмоциональные реакции на критику тоже различаются [1]. Некоторые люди обижаются, злятся и держат обиду долгие годы, другие легко принимают суждения в свой адрес или вовсе не замечают их. Разница в восприятии зависит от многого [2].

  • Вид критики. Это может быть критика, которая воодушевляет или, наоборот, унижает и высмеивает неудачи.
  • Опыт. Чем чаще человек испытывает негативные эмоции, тем более болезненно он переживает каждый новый эпизод. Например, если у ребенка были очень требовательные родители, впоследствии он может быть уязвим к негативной обратной связи.
  • Отношения. В зависимости от того, кто критикует, реакция на сказанное может различаться. Мама, супруг, начальник или подчиненный — критика от каждого из них будет иметь свою силу.
  • Индивидуальность. У каждого человека свой характер и психологические особенности. Самоуверенные люди легче реагируют на критику, но могут перекладывать вину на других. Более чувствительные и эмоциональные, наоборот, переживают сильнее и склонны слишком строго судить себя в ответ на сказанное. Некоторые люди почти не реагируют на критику, в то же время им важно выяснить, почему о них сложилось какое-либо мнение и как его можно изменить.

И это далеко не все факторы. Более того, один и тот же человек воспримет критику по-разному в зависимости от контекста и ситуации. Тем не менее мы все нуждаемся в конструктивной самокоррекции, и другие люди могут нам в этом помочь. Например, в корпоративной культуре активно используют метод обратной связи. С одной стороны, это та же критика, то есть человеку могут сообщить что-то неприятное или указать на недочеты, но есть и отличия. Обратная связь всегда фокусируется на желаемом действии, ориентирована на будущее и сосредоточена на сильных сторонах, а не на слабых.

Мария Разлогова
Мария Разлогова
Клинический психолог клиники «Рассвет»

«Проблема в том, что часто критика относится не к конкретному поведению — «ты сейчас делаешь неправильно», а к личности в целом — «ты неумеха, лентяй, бездарь…». Такие оценки не помогают, а, наоборот, снижают мотивацию. Полезная критика отражает не только ошибки, но и сильные стороны. Строится она по принципу сэндвича: найди что похвалить — укажи на проблему — снова похвали.

Виды критики

Критика многообразна и во многом зависит от того, под каким углом на нее смотреть. По словам Елены Фивейской, психолога и коуча GMS Clinic, критику можно разделить на следующие виды.

  1. По воздействию: приносящая пользу, разрушающая или смешанная, которая содержит полезную аргументацию, но подкрепленная какой-то дезинформацией. Часто встречается в обывательских отзывах.
  2. По форме преподнесения: явная, с открытым обсуждением минусов, а также неявная, со скептической оценкой.
  3. По форме выражения: замечание, претензия, возражение, обвинение или недовольство.
  4. Самокритика: внутренний голос, осуждающий и сравнивающий не в вашу пользу.

Кроме того, выделяют фактическую критику, моральную, эстетическую, логическую, религиозную, либеральную и другие [3]. Но чаще всего можно услышать о конструктивной и деструктивной критике. Они обе могут указывать на недостатки и ошибки, но с важными отличиями.

Конструктивная критика

Конструктивная критика — это способ дать полезную обратную связь. Она включает в себя практические предложения и фокусируется на конкретном вопросе, вместо того чтобы давать оценку в целом ситуации и человеку лично. При этом она может содержать как положительные, так и отрицательные комментарии. Но в общем виде она будет ясна, конкретна и действенна. В командной работе конструктивная критика способна повысить мотивацию, улучшить работу в целом, помочь достичь результата.

Основные черты конструктивной критики:

  • Намерение: мотивация, помощь человеку улучшить свою работу.
  • Области: сосредоточена на недостатках работы.
  • Действие: предлагает решение проблемы и советы по улучшению ситуации.

Пример конструктивной критики: «Я заметил, что в последнее время ошибки в вашей работе стали частыми. Если я слишком много возложил на вас, дайте мне знать, чтобы я мог изменить нагрузку. Рад поговорить об этом».

Деструктивная критика

Деструктивная критика — это вид обратной связи, при которой объектом становится не действие, а непосредственно человек. Подобные суждения, в противоположность конструктивным, не исправляют ситуацию и не помогают мотивировать собеседника или подчиненного. Часто деструктивная критика применяется для нападок в случае личной неприязни и направлена на снижение чьей-либо самооценки. Она не несет практической пользы и воспринимается как излишняя придирчивость. В рабочей среде или дома — это не самый лучший инструмент для воодушевления сотрудников или близких людей.

Основные черты деструктивной критики:

  • Намерение: навредить, обидеть, задеть.
  • Область: сосредоточена на человеке, а не на его работе.
  • Действие: не предлагает путей решения.

Пример деструктивной критики: «В вашем отчете опять ошибки. Вы просто не созданы для этой работы».

Елена Фивейская
Елена Фивейская
Ведущий специалист, психолог, коуч GMS Clinic

«Если бы существовали только такие виды критики, как недовольство или претензия, я бы склонялась в сторону отсутствия ее положительного влияния на развитие человечества. Но если мы говорим о такой форме, как возражение, замечание, претензия, — это возможность для роста. Замечание звучит не очень приятно, но заметить ошибку или неточность — это путь к усовершенствованию. Через претензию мы можем добиться обмена и улучшения работы в целом. Это позволяет развивать социальные навыки коммуникации. Но чтобы транслировать позитивную критику, нам необходим ресурс. Если его нет, то легко скатиться в недовольство и обвинения».

Как безболезненно воспринимать критику

Полностью избежать критики со стороны начальства или родственников невозможно, но есть способы воспринимать ее безболезненно и правильно реагировать на замечания. По совету психолога Марии Разлоговой, можно придерживаться следующих рекомендаций.

1. Возьмите паузу

Если вы чувствуете, что вас задел чей-то комментарий, возьмите паузу. Мысленно досчитайте до десяти, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Это нормально во время личного разговора — попросить паузу у собеседника, чтобы обдумать происходящее. Если получилось отпустить спонтанную импульсивную реакцию, вы уже молодец.

2. Анализируйте сказанное

Когда вы успокоились, можно проанализировать полученное сообщение. Напомните себе, что это лишь оценка другого человека, который может ошибаться, быть неточным или вообще искажать реальность в своих интересах. Постарайтесь отделить зерна от плевел и мысленно сформулировать, в чем вы согласны с собеседником, а в чем — нет. Подумайте о целях вашего собеседника.

Возможно, он вовсе не хотел вас обидеть, а пытался помочь, хоть и неумело. Если вы не спрашивали вашего собеседника об обратной связи и получили непрошеный совет, попросите его так больше не делать. Если человек хочет вам помочь, это имеет смысл делать только с вашего разрешения или по вашему запросу.

3. Постарайтесь понять суть и извлечь пользу

Возможно, критика поступила от человека, который в силу своей роли в вашей жизни должен вас иногда критиковать. Например, когда речь идет о начальнике или преподавателе. В этом случае отнеситесь к этой обратной связи как к функции в рамках деловых или учебных отношений. Постарайтесь извлечь из критики содержание, способное вам помочь, и обсудить те ее аспекты, с которыми вы не согласны.

4. Не бойтесь говорить

Если сказанное вас задело, вы можете рассказать об этом собеседнику. Это поможет отрегулировать ваше состояние, потому что озвучивание переживаний снижает их интенсивность. Кроме того, это поможет установить эмоциональный контакт и взаимопонимание, что может быть важно при разговорах с близкими людьми.

5. Совершенствуйтесь

Если вам очень трудно принять критику и вы испытываете постоянные проблемы в связи с этим, имеет смысл обсудить это с психологом. Возможно, вам стоит освоить навыки регуляции эмоций или внести изменения в круг вашего общения.

Как правильно критиковать

Большинство людей склонны воспринимать личную критику как нечто негативное, хотя это не всегда так. Высказывать критику так, чтобы на тебя не обиделись, непросто.

По совету коуча Елены Фивейской, чтобы критика была максимально эффективной, стоит придерживаться некоторых важных правил.

1. Прислушаться к себе

Перед тем как критиковать человека, определитесь, что вы хотите: помочь другому стать лучше или выплеснуть свои негативные чувства. В последнем случае, по словам эксперта, лучше поработать с собой и тем, что за этим стоит, — завистью, внутренней неудовлетворенностью, попыткой самоутвердиться.

2. Направить на действие

Направлять критику на действия человека, а не на его личность: например, говорить не о том, что человек глупый, а что в его работе не хватает научных данных. Самое важное, что нужно помнить: конструктивная критика должна быть диалогом между двумя людьми, а никак не монологом. Вы не всегда знаете все детали, которые повлияли на решения или действия человека.

3. Проявить уважение

Относиться к критикуемому с уважением, с позиции «взрослый — взрослый», то есть на равных. Не поддавайтесь соблазну уйти в позицию «родителя» (пусть даже доброго) и делать это сверху вниз, например, указательным и поучительным тоном.

4. Оценить обратную связь

Оценить готовность и желание критикуемого к обратной связи. Если он не открыт к обсуждению, даже самая конструктивная критика может оказаться неприятной и сказаться на настроении. Кроме того, любая критика должна быть своевременной. Но это не означает, что нужно обязательно указывать на ошибку в тот момент, когда она уже произошла. Вместо этого речь идет о привлечении внимания человека к проблеме, пока у него еще есть время ее исправить либо предотвратить.

5. Не критикуйте публично

Не загоняйте себя в формальные рамки. Например, беседу можно построить в непринужденной атмосфере или вызвать сотрудника для разговора тет-а-тет. Также нужно дать возможность человеку объяснить, почему он сделал что-то так, а не иначе. Со своей стороны, тот, кто критикует, должен быть уверен, что действительно хочет понять точку зрения своего собеседника.

Поделиться
Авторы
Теги