«Замерзшие». Каким получился сериал о погоне за маньяком из Костомукши
. Сериальный дебют Адильхана Ержанова, который скорее не удалсяВ онлайн-кинотеатре Ivi вышли «Замерзшие» — мрачный детективный нуар продюсерской компании «Среда» Александра Цекало и режиссера Адильхана Ержанова, одного из самых плодовитых и титулованных кинематографистов Казахстана. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, почему сериальный дебют Ержанова получится не таким успешным, как эксперименты режиссера в фестивальном авторском кино.
О чем сериал «Замерзшие»
О возмездии, растянутом на несколько лет. Главный герой — отважный следователь Евгений Рудин (Артем Быстров). Его держат на хорошем счету в отделении, показатели раскрываемости Жени — одни из лучших не только в местном ОВД, но и в регионе. Как это часто бывает, в коммуникации опытный сотрудник, мягко говоря, непрост. Рудин может и нагрубить коллегам, и нарушить субординацию, не следуя приказам начальства.
События «Замерзших» разворачиваются в небольшом карельском городке Костомукша. Девять лет назад Рудин, выехав на очередной вызов, спас женщину и ее сына-подростка от агрессивного мужа, угрожавшего им оружием. В дальнейшем следователь пересек границу личного и профессионального, вступив со спасенной женщиной в брак. Прошли годы, в Костомукшу вернулся тот самый агрессивный бывший муж, который решает возобновить общение с сыном.
Через некоторое время под толщей льда, на поверхности которого подростки играют в хоккей, обнаруживают части тел неизвестных мужчины и женщины. Эксперты пытаются идентифицировать их, но собрать скелет полностью не удается, да и провести анализы сложно — тела находились под водой долгое время. Параллельно этой находке в туннеле недалеко от Костомукши обнаруживают жену Рудина, обнаженную и замерзшую в салоне собственного автомобиля. Следователь берется отыскать убийцу супруги, несмотря на личный интерес. Поможет ему в расследовании напарница Маша (Лена Тронина).
Кто снял и снялся
Режиссером сериала о поиске маньяка в заснеженной Костомукше стал Адильхан Ержанов. «Замерзшие» — его третий проект, созданный совместно с российской продакшен-компанией, и первая в карьере работа в сериальном формате. До этого режиссер был известен узкому кругу киноманов и синефилов, которые мониторили успехи Адильхана на международной фестивальной арене. Один за другим фильмы режиссера оказывались то в Каннах, то в Венеции, то в Роттердаме, то на других мировых фестивалях; нередко Ержанов увозил домой различные награды.
Написал «Замерзших» дуэт сценаристов — Александр Матвеев («Слуга народа», «Проект «Анна Николаевна») и Максим Иванов («Нулевой пациент», «Бег улиток»). Для Ержанова это также и первый проект, где он отвечал исключительно за режиссуру. Во всех остальных своих фильмах Адильхан сам создавал сценарии, являясь «пишущим» режиссером (как, например, Юрий Быков или Иван И. Твердовский).
В центре внимания здесь следователь Рудин (Артем Быстров — «Дурак», «Скажи ей») и его напарница, молодая оперативница Маша (Лена Тронина — «Аврора», Happy End). Образ Быстрова — сложносочиненный лишь на первый взгляд; по сути, перед нами обыкновенный следователь из среднестатистического российского криминального сериала: молчаливый, хмурый, резкий, без пяти минут и сам способный на убийство (с этим, кстати, некоторое время связаны подозрения со стороны его коллег).
Уроженка Казахстана Лена Тронина продолжает штурмовать олимп российской сериальной индустрии. Но сказать, что актриса перешагнула на новую ступень карьеры, сложно. Ее Маша — скорее актерская стагнация. Из неоднородной Авроры (в одноименной сериале) или загадочной и ранимой Валерии Мазьяни («Идентификация») Тронина трансформировалась в серую мышку. Влюбленная в Рудина Маша то бегает за ним хвостиком, то ступает в зону риска, покрывая коллегу по следственному ремеслу. Девушка руководствуется чувствами, а не здравым смыслом; зачастую ее поступки глупы и необдуманны, а реплики поверхностны.
Единственным светлым пятном в касте становится Владимир Канухин («Конец света»). Его Митя, работник морга, — по-настоящему притягательный персонаж, который за семь эпизодов превращается из безропотного слуги и мальчика-тихони в некое подобие Билли Миллигана. Никогда не знаешь, каким предстанет герой в следующем эпизоде и даже в следующей сцене. Митя в исполнении Канухина — один из немногих факторов, побуждающих смотреть сериал дальше. До самого финала не вполне понятно, тот ли он, за кого себя выдает, или, как и многие окружающие, лишь жертва загадочных обстоятельств.
Как выглядит сериал
Александр Сокуров любит повторять студентам обеих своих мастерских, что каждое художественное произведение заслуживает «труд понимания». Сериал «Замерзшие» — не исключение, но труд здесь — понятие гораздо более буквальное, нежели предполагает известный российский кинематографист.
Каждый эпизод (всего их семь) длится порядка 50–55 минут. Казалось бы, стандартный тайминг, однако, наблюдая за событиями «Замерзших», неровен час, что вы и сами окоченеете. В кадре практически ничего не происходит: персонажи застыли в безвременье (какой в этой Костомукше год?), машины катают их из точки А в точку Б (зачастую непонятно зачем), а сценарные пустоты стараются заткнуть операторскими изысками.
Камера Николая Богачева («Псих», «Пищеблок»), следующая за персонажами, избегает статики, она всегда в движении. Всякий раз зритель будет «плыть» — по волнам северного сияния (его здесь очень много, причем некоторые планы повторяются не раз), по стенам серых домов Костомукши и по лицам людей (излюбленный прием Богачева — плавный наезд на «рассказчиков», произносящих монологи).
Любимые цвета сериала — белый и серый. Тягучие долгие планы изредка перебиваются насильственной экспрессией (это же сериал о маньяке, поэтому будут и трупы, и кровь, и насилие). Но основную плотность экранного времени занимает серость, безликость — малоэтажных домов, снежных барханов, бескрайних озер, ровное полотно которых не «осквернила» нога человека.
Ержанов будто бы попадает в настроение российской аудитории — «Замерзшие», увы, идеальный сериал скорее для фонового смотрения, нежели для внимательного погружения в созданную атмосферу. Можно наслаждаться открыточными видами и цветовой гаммой, созвучной с мраком за окном во дворе спального района практически любого российского города. Как только начинаешь прислушиваться к (слабым) диалогам, вникать в (предсказуемую) интригу и разгадывать (довольно очевидную) личность убийцы, градус заинтересованности в «Замерзших» стремится к нулю.
Плюсы, минусы, подводные камни
У «Замерзших» нет авторского подхода. Кажется, будто Адильхан Ержанов режиссировал исключительно первый эпизод — именно он выглядит наиболее выигрышно (пилот, кстати, показывали на фестивале сериалов «Пилот» в Иваново). Здесь есть и удобоваримое введение в историю, и знакомство с героями (они запоминаются благодаря минималистичным, но характерным чертам; Рудин, например, в окружении безликой серости носит выбранную им лично красную куртку — супротив желания жены, чтобы тот надел серое пальто).
Ержанов оставляет и пасхалки для преданной аудитории его фильмов. Родной отец мальчика, вернувшийся после девятилетнего исчезновения (его играет Даниил Воробьев), появляется на пороге квартиры Рудина в маске костомукшинского дьявола. Сокрытие лица маской — одна из фирменных фишек Ержанова, которая использовалась и в недавнем «Штурме», и в «Ночном Боге». То здесь, то там внутри помещений режиссер развешивает «говорящие» постеры, раскрывающие дальнейшие события: можно заметить афиши «Леди исчезает» и «В случае убийства набирайте «М» Альфреда Хичкока, а также обложку книги «Снежная Королева» (очевиднее некуда).
Если для аудитории, знакомой с творчеством Ержанова, это приятные глазу и легко считываемые сигналы, то для неподготовленного зрителя (то есть большинства, ведь работы Адильхана в России по-прежнему почти не знают) подобное перенасыщение картинки — неоправданная детализация, а то и вовсе нежелательный спойлер (к следующей сцене или серии).
В остальном «Замерзшие» похожи на любой проект продюсерской компании «Среда» больше, чем на авторский фильм Ержанова. Со второго эпизода и до конца кажется, что режиссера подменили (допустим, группой продюсеров — в «Замерзших» числится 15 человек) либо отстранили от права финального монтажа, и тем самым изначальный замысел был погребен в пучине маркетинговых и продюсерских решений.
Это только догадки, всей правды мы не узнаем, но проект говорит за себя сам — «Замерзшие» попросту безлики. За красивой фактурой северного края (спасибо оператору) не прячется ни головокружительная интрига, ни харизматичный протагонист, ни трудоемкая работа следователя «в поле». Привыкший к классической форме полного метра Ержанов не справился с чужим материалом и с историей, растянутой на внушительный хронометраж. «Замерзшим» было бы к лицу полнометражное повествование, а не искусственно затянутый трип длиной в семь эпизодов.
Психологическое противостояние типажей «следователь — преступник» (читай, «жертва — охотник») здесь, конечно, просматривается. Но страдает от недораскрытости и вторичности. «Замерзшие» не предлагают ни нового вектора на более чем типовую завязку, ни по-настоящему закрученных детективных нюансов. Скандинавский нуар, вечная мерзлота, следователь, едва не переходящий границу разумного, убийца, похожий на обычного человека с неустойчивой психикой и галлюцинациями. Спасибо, конечно, но у нас уже были «Мост», «Убийство», «Настоящий детектив», «Фарго» и даже «Чикатило».