Как в России теперь продают книги иностранных агентов. Фото
. Наш корреспондент прошел по книжным магазинам столицы и изучил вопросВ последние дни в Сети обсуждают, в каком виде теперь продаются книги авторов, которых Минюст признал иностранными агентами: Дмитрия Глуховского, Михаила Зыгаря, Екатерины Шульман, Андрея Макаревича и других.
На днях в телеграм-канале «Патриаршие» появилось видео, снятое в одном из книжных магазинов в центре Москвы. На нем показано, что книги Михаила Зыгаря (в октябре был внесен в реестр СМИ-иноагентов) «Империя должна умереть» и «Вся кремлевская рать» запечатаны в крафтовую бумагу с пометкой 18+. Но, как убедился корреспондент РБК Life, пройдясь по нескольким столичным книжным, чаще всего книги иноагентов сейчас продают в прозрачной пленке.
В некоторых магазинах запрашиваемых книг найти не удалось: где-то они направлены на «обертывание», а где-то их уже нет в наличии. Так, сборник «Москвич: Это мой город», в котором собраны разговоры поэтессы Марии Степановой, например, с Макаревичем, Людмилой Улицкой, Константином Райкиным, а также Алексеем Венедиктовым (тоже признан иноагентом), был в электронной базе одного из магазинов, но не на книжной полке.
«Обертывание» и маркировка книг, а также проверка возраста их покупателя — ответ на «требования о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», сказали РБК Life в пресс-службе сети книжных магазинов «Республика», добавив, что требований об изъятии таких книг из продажи со стороны государственных органов не поступало.
«Никаких постановлений от государственных органов об изъятии из продажи книг ЛГБТ-тематики или авторов, признанных иностранными агентами, наша сеть не получала. Было предостережение прокуратуры, но оно касалось, скорее, недопущения продажи ЛГБТ-литературы среди несовершеннолетних. В целом никаких проблем с государственными органами, требований от них не было. Соответствующую продукцию реализовывали вплоть до вступления в силу обозначенных законов и никаких претензий контролирующих органов не поступало».
Также в пресс-службе отметили, что не планируют устраивать распродажу книг, объяснив это тем, что «любая распродажа — это дополнительное привлечение внимания». В других магазинах на запросы РБК Life не ответили.
Про упаковку и маркировку книг
По словам юриста, эксперта в сфере интеллектуальной собственности и коммерческого права Виктора Пастернака, лучше, чтобы обертка у книг авторов, признанных иностранными агентами, была непрозрачной. Согласно поправкам в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обложка не должна содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, поясняет эксперт. При этом он отмечает, что эти требования входят в противоречие с законом о защите прав потребителей.
«По большому счету, упаковка в идеале не должна содержать даже названия книги, ведь оно является частью произведения. Такие требования закона о защите детей, очевидно, входят в противоречие с законом о защите прав потребителей, который может требовать предоставления ему достоверной информации о товаре, предполагающей возможность информированного выбора товара. Но, судя по всему, дети явно не будут теми лицами, чьи потребительские права могут быть нарушены такой упаковкой. Как при этом взрослые потребители должны выбирать товар — тоже не очень ясно», — сказал Пастернак.
По словам юриста, на такой продукции также должна быть размещена маркировка «18+». При этом у покупателя могут потребовать предоставить документ, подтверждающий возраст. По закону продавец имеет право на такую проверку.
«Маркировка же продукции знаком «18+» может быть осуществлена любым способом, позволяющим точно установить, что он относится к конкретной продукции. Видимо, лучше этот знак размещать на каждом экземпляре. Но все тот же закон говорит о том, что продавец при наличии сомнений в возрасте покупателя может потребовать от покупателя предоставить документ, удостоверяющий личность и, очевидно, подтверждающий возраст. Обязанность такой проверки возложена законом о защите детей на продавца», — добавил Пастернак.
Книги на тему ЛГБТ — отдельная проблема для книжных магазинов, поскольку их продажа может быть расценена как пропаганда нетрадиционных отношений. 5 декабря Владимир Путин подписал закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола среди лиц любого возраста. В связи с этим многие магазины убрали книги из продажи. «На данный момент книги на ЛГБТ-тематику в наших магазинах не продаются. Закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений подписан президентом и вступил в силу», — прокомментировали в пресс-службе сети «Республика».
Изменения в ассортименте происходят и на виртуальных полках. Например, Ozon скрыл карточки с описаниями книг, которые могут содержать пропаганду ЛГБТ. В пресс-службе маркетплейса отметили, что «на этой стадии неизбежны разные трактовки и корректировки системы модерации контента».