«Страх важнее диалогов». Первые впечатления о сериале The Last of Us

. Стоит ли его смотреть тем, кого обошла стороной легендарная видеоигра
Обновлено 16 января 2023, 14:51
Кадр из сериала «Одни из нас»
Фото: HBO

Кадр из сериала «Одни из нас»

На HBO и HBO Max вышел пилот сериала «Одни из нас» (The Last of Us). Это экранизация популярной видеоигры в жанре survival horror («выживание в кошмаре») о постапокалиптическом мире, в котором два героя путешествуют по осколкам США, спасаясь от чудовищ. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о художественном мире на грани катастрофы, который создал шоураннер «Чернобыля».

О чем сериал

Пилот оперирует сразу тремя временными линиями для полноты картины. В 1968 году на одном из телешоу эпидемиологи размышляют, что станет концом человечества. Один эксперт полагает, что всех убьет пандемия (иронично в контексте последних лет). Другой делает ставку на инфекцию от мутировавших спор гриба кордицепса, который в безобидном для людей состоянии делает из муравьев управляемых «зомби», чтобы захватывать новые территории.

2003 год. Семья Джоэла (Педро Паскаль), который живет с братом и воспитывает дочь, оказывается в самой гуще событий, когда мир охватывает неизвестная науке зараза. Люди превращаются в подобие зомби и атакуют все, что движется. Пытаясь спастись, Джоэл предпринимает попытку выехать из города, но в процессе бегства теряет дочь.

2023 год. Поседевший Джоэл адаптировался к новому мировому порядку: общество живет в условиях военной диктатуры Агентства (Federal Disaster Response Agency, или FEDRA). Все, кто здоров, занимаются тяжелым трудом, чтобы выжить и прокормиться. Диктатуре противостоит группировка повстанцев под названием «Цикады». Они держат в плену подростка Элли (Бэлла Рэмси) — ей грибные споры кордицепса-мутанта не страшны.

Кто снял и снялся

Ведут сериал Крэйг Мэйзин, шоураннер «Чернобыля», и Нил Дракманн — создатель видеоигры, выпущенной студией Naughty Dog в 2013 году. Это один из крупнейших аудиовизуальных проектов (вероятно, 2020-х), снятых для телевидения и стриминг-платформ. И, кстати, первая экранизация видеоигры для HBO — в то время как Paramount+ работает над вторым сезоном адаптации Halo, а Amazon Prime Video готовится выпустить экранизацию мегапопулярной вселенной Fallout.

Главные роли в сериале исполнили Педро Паскаль («Мандалорец», «Чудо-женщина: 1984») и Белла Рэмси («Игра престолов», «Кэтрин по прозвищу Птичка») — собственно, Джоэл и Элли. Матерый контрабандист Джоэл отправляется в путешествие (по крайней мере, в пилотном эпизоде), чтобы выяснить судьбу своего брата Томми, застрявшего в Вайоминге, — его образ воплотил на экране Гэбриел Луна («Настоящий детектив», «Агенты «Щ.И.Т.»).

Зрителя также знакомят с Марлен, лидером «Цикад» в Бостоне (Мерл Дэндридж — «Бортпроводница», «Роузвуд»). Волевая и строгая, она вынуждена идти на жертвы, чтобы добиваться поставленных задач. В чем глобальная миссия, которую пытаются выполнить «Цикады», из пилота не совсем ясно. Однако их противостояние с Агентством длится без малого 20 лет, с самого начала эпидемии грибка.

Компанию главным героям в грядущем путешествии составит Тесс (Анна Торв — «Охотник за разумом», «Любовницы») — напарница героя Паскаля. Собственно, из-за ее неудачной сделки по приобретению аккумулятора пути героев в финале пилотного эпизода пересекаются, обрекая Джоэла и Элли на взаимную моральную ношу. Тесс, в отличие от Джоэла, в пилоте кажется более черствым и циничным персонажем. Характер их отношений из первой серии также не вполне ясен — возможно, в прошлом их связывало нечто большее, а сейчас это исключительно бизнес.

Как выглядит пилот

Как атмосферное вступление в большую игру, с расстановкой шахматных фигур на сценарной доске. Если простить шоураннерам попытки прыжками во времени рассказать как можно больше (1968, 2003, 2023), пилот «Одних из нас» смотрится убедительно и довольно зловеще. Самых ужасных монстров, мелькавших в трейлерах сериала, не показывают, но первые зараженные «ласточки» ввергают в оторопь и дают неплохой задел на будущую зрелищность.

Создатели проекта, насколько это возможно, расставляют на зрителя капканы, чтобы не вырвался. Самый крупный — отношения Джоэла и Элли. Они будут ключевыми в сюжете и основными для драматического ядра: переживший гибель дочери герой обретет способ излечиться от душевных терзаний через отеческие чувства к чужой девочке. А вот титанического масштаба «Чернобыля» в экранизации видеоигры пока не замечено. Рядом с историей о катастрофе на Чернобыльской АЭС «дорожное путешествие» по постапокалиптическим США меркнет, если сравнить пилоты двух сериалов.

В то же время сериал, как и видеоигра, не пытается удивлять, например, реконструкцией всем знакомой истории о спасении «особенного субъекта» в мире, который катится в ад. Вигго Мортенсен спасал единственного сына в «Дороге» Джона Хиллкоута, Кейси Аффлек укрывал от мужского мира дочь в драме «Свет моей жизни», Эндрю Линкольн предполагал, что от превращения людей в зомби можно найти лекарство в первых сезонах «Ходячих мертвецов», Милла Йовович уничтожала злодеев налево и направо в поисках антидота в «Обители зла», а Уилл Смит отлавливал зомби для лабораторных экспериментов в «Я легенда».

Мэйзин и Дракманн принимают правила, что и помогает им угодить поклонникам оригинальной игровой вселенной. Фанаты, судя по первым оценкам, удовлетворены аутентичностью сериальной вселенной и бережным обращением с первоисточником. Западные кинокритики, получившие возможность раньше релиза посмотреть не один, а сразу несколько эпизодов сериала, практически единодушно его хвалят. На IMDb у пилотного эпизода стоит оценка 9,5. Пресловутое проклятие игровых адаптаций («Варкрафт», «Лара Крофт», «Макс Пэйн», «Хитмэн») как будто бы обошло «Одних из нас» стороной. Впрочем, выносить общий вердикт рано — впереди восемь эпизодов.

Что пишут зарубежные критики

Фрэнки Эмби (VidaExtra) считает, что сериал может понравиться даже тем, кто совершенно не знаком с оригинальной игрой. По его мнению, «Одни из нас» — это «идеальная адаптация игры и прекрасный пример того, чем экранизации HBO отличаются от экранизаций других стримингов (качественной работой с первоисточником и солидным бюджетом).

Критик The Telegraph Эд Камминг полагает, что сериал может вызвать новую волну интереса к игре, хвалит визуальную составляющую экранизации, но сетует на затянутость: «Зомби внушают страх — это рычащие жуткие твари. Девять серий кажутся немного затянутыми, но по изображению ужаса и видению дружбы в эпоху катастрофы «Одни из нас» — это адаптация, которая заставит вас броситься играть в игру».

Автор Entertainment Weekly Даррен Франич не столь щедр на похвалу. Он пишет, что чрезмерная привязанность к игре — это минус экранизации: «Одни из нас» очень полагаются на первоисточник. Получается сериал, который выглядит как сборник расширенных версий видеороликов из игры». Постапокалипсис Мэйзина и Дракманна, по мнению Франича, «слишком глянцевый и ухоженный».

Критик Slant Пэт Браун обращает внимание, что драматические элементы сериала не работают так, как в игре: «Чем больше персонажи объясняются между собой, тем менее содержательной кажется телеверсия зомби-апокалипсиса. Зрителя никто не пытается по-настоящему испугать, а страх в этой истории гораздо важнее, чем разъяснительные диалоги».

Дэниел Д'Аддарио рассуждает в Variety о недостаточной чувственности в отношениях Джоэля и Элли: «Когда дело доходит до элементов этих отношений, сериал буксует. Шоу пытается использовать игровой движок: зритель будто должен пройти определенные этапы сеттинга, чтобы достигнуть очередной цели. Авторы не уделяют достаточно внимания предыстории персонажей, в частности учебе Элли в академии FEDRA или жизни Джоэла за прошедшие два десятилетия».

Поделиться
Авторы
Теги