«Фишер». Почему все хвалят сериал про маньяка с Янковским и Бортич

. И в чем он похож на «Настоящего детектива» и «Чернобыль»

Кинокритик Катя Загвоздкина объяснила причины успеха сериала «Фишер»

Обновлено 15 февраля 2023, 14:03
Кадр из сериала «Фишер»
Фото: more.tv

Кадр из сериала «Фишер»

В начале февраля в онлайн-кинотеатре more.tv вышла первая серия «Фишера» — детективного сериала про одинцовского маньяка, зверски убивавшего мальчиков в Подмосковье в перестроечные годы.

Хотя проекты про маньяков уже порядком примелькались, про «Фишера» так и хочется сказать: «Это другое». Спродюсированный Федором Бондарчуком и Жорой Крыжовниковым сериал, в котором убийцу ловят Иван Янковский, Александра Бортич и Александр Яценко, хвалят и зрители, и критики. Катя Загвоздкина рассказывает, заслуженно ли.

1986 год. Следователя из Ростова Евгения Бокова (Иван Янковский) срочно вызывают в столицу: недалеко от правительственных дач в Подмосковье нашли изуродованное тело мальчика. Боков — специалист по серийным убийцам и у себя на юге вел похожее дело. Но хотя он сразу говорит, что здесь орудует другой маньяк, вернуться домой к больной жене (Диана Милютина) ему не разрешат — тела подростков со страшными увечьями продолжат находить в Подмосковье, а у самого Громыко в этом районе дача и внук одного возраста с убитым.

Чтобы расследование шло быстрее, на чем настаивает высокое начальство, Бокову в напарники дадут местную дознавательницу Наталью Добровольскую (Александра Бортич) и интеллигентного прокурора Валерия Козырева (Александр Яценко).

Если судить по продукции отечественных онлайн-кинотеатров, Россия населена исключительно маньяками и куртизанками. Действие «Фишера» происходит на той же напитанной кровью и оцепленной полицией территории, что и сериалов «Чикатило», «Метод», «Косы», «Хрустальный», «Душегубовы» (и это далеко не полный список). Нет ничего удивительного в том, что и зрители, и критики уже порядком устали от проектов на эту тему. Но, несмотря на пресыщенность киноманьяками, отзывы на «Фишера» в основном положительные — их много (например, проект похвалила Ксения Собчак).

Сценарий сериала про одинцовского маньяка — как рассказывают вступительные титры, последнего, к кому в России была применена смертная казнь, — написали продюсеры Сергей Кальварский и Наталья Капустина (для обоих — сценарный дебют). Среди продюсеров (всего их больше десяти) — Федор Бондарчук и Жора Крыжовников. Снял сериал «Фишер» режиссерский дуэт Сергея Тарамаева и Любови Львовой («Черная весна», «Зимний путь»).

Тарамаев и Львова любят картинку пышную, ближе к бурлеску и гротеску (вышедший в прошлом году сериал «Черная весна» — далекий родственник «Ромео + Джульетты» База Лурмана, где тоже устраивали дуэли на пистолетах). Но «Фишер» (оператор Иван Лебедев — «Лед 2», «Чебурашка») снят более сдержанно, в чуть приглушенной гамме. Время действия — последние годы Советского Союза (в реальности одинцовского маньяка ловили не несколько месяцев, а несколько лет, с 1986 по 1992 год), и, хотя никто из героев не знает наверняка, что распад страны близок, все это чувствуют. Сериал открывается пугающим, лязгающим и скрежещущим кавером на песню «Крылатые качели».

Другой предвестник скорого конца — произошедшая в том же году, что и начало расследования, авария на Чернобыльской АЭС (в сериале она, кстати, упоминается). По тягостной, давящей атмосфере «Фишер» похож на другой сериал про ту же эпоху — «Чернобыль» от HBO. И визуально едва ли ему уступает — это очень хорошая, пусть и не всегда точная (за что ругали и HBO) стилизация. Другие проекты, которыми вдохновлялись создатели «Фишера», тоже легко угадываются ­— это «Настоящий детектив» и «Охотник за разумом» (Козырев-Яценко консультируется с другим серийным убийцей в исполнении Никиты Тарасова, а также обращается за советом к психиатрам).

Про самого Фишера за первые три серии (столько пока показали прессе) зрители не узнают практически ничего — его преступления остаются за кадром, его жертв показывают очень дозировано (впрочем, достаточно, чтобы кровавые мальчики после просмотра мерещились впечатлительным зрителям). Главными героями в отсутствие убийцы становятся следователи и примкнувший к ним школьник Игорь (Станислав Соломатин) — единственный, кто видел маньяка. Но ключевым свидетелем ему мешают стать богатое воображение и его терзаемые внутренними конфликтами родители, представители советской интеллигенции (Сергей Гилев и Анна Снаткина), которые выступают против того, чтобы сын говорил со следователями.

Напарники по законам драматургии должны быть как лед и пламя, максимально непохожими друг на друга, но в «Фишере» сценаристы решили выделить столкновение не двух, как обычно, а трех персонажей.

Конфликт между Боковым и Козыревым (Александр Яценко снова играет побитого жизнью интеллигента) проходит по линии «сила — закон». И это не просто предмет оторванной от жизни дискуссии: в одной из сцен герои выясняют, кто из них прав, на кулаках. Противоречие между Боковым и Добровольской возникает из-за того, что она женщина, а значит, не может быть следователем. Герой Янковского озвучивает это умозаключение при первой же встрече с напарницей.

Несмотря на то что трое следователей работают на равных (и у каждого есть своя личная драма, про которую зрителям тоже расскажут), главный — просто потому, что самый интересный, — герой Ивана Янковского. Он играет человека из народа, который говорит «шо» и предлагает новым знакомым угоститься завернутой в газету сушеной воблой. Гоповатый, грубый, не стесняющийся в выражениях (в следующих сериях создателям, кажется, придется запикать половину того, что он говорит) Боков — это нерв фильма и одна из самых интересных ролей в карьере Янковского.

Но усилия трех следователей тщетны (к тому же у каждого из них свои версии и методы), дело не продвигается — пробуксовывает, раз за разом заходит в тупик, пока маньяк продолжает совершать убийства. И хотя зрителям заранее известно, что убийцу поймают, «Фишер» — кино упадническое, в котором тревожную атмосферу нагнетает скорее не только шелест листвы над лесом, где находят тела, а депрессивные настроения на хорошо обставленных дачах и в квартирах.

В лучшие моменты «Фишер» по-настоящему захватывает — не только как сериал о поисках маньяка, но о борьбе со страшным злом, о котором не известно ничего, кроме того, что оно готовится напасть. Но таких моментов на первые три серии, пожалуй, маловато, а паузы между ними слишком длинные.

Поделиться
Авторы
Теги