Никита Ефремов в Голливуде. Каким получился фильм «Тетрис»
. В центре сюжета — история изобретателя тетриса Алексея ПажитногоКинокритик Катя Загвоздкина: советская часть в фильме «Тетрис» выглядит развесистой клюквой
На Apple TV+ вышел один из главных фильмов весны — «Тетрис» с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремовым в главных ролях. Сюжет основан на реальных событиях: инженер из Москвы Алексей Пажитнов на закате СССР придумал одну из самых популярных компьютерных игр в мире, за права на которую боролись несколько западных компаний. Но это скорее кино не о гениальном изобретателе и его разработке, а о том, как устроен бизнес отдельно взятой капиталистической страны. Критик Катя Загвоздкина посмотрела «Тетрис» и считает, что внимания он заслуживает хотя бы из-за исполнителей главных ролей.
Незадачливый предприниматель Хенк Роджерс (Тэрон Эджертон), глава компании по производству видеоигр Bullet-proof software, в 1988 году на выставке в Лас-Вегасе, где он безуспешно пытается продать собственную игру, видит на соседнем стенде «Тетрис» и понимает, что это потенциальный хит. Хенк решает приобрести права на игру и скоро узнает, что ее придумал инженер из Москвы Алексей Пажитнов (Никита Ефремов).
Но в России строят коммунизм, правами на «Тетрис» владеют не Пажитнов, а советские власти, и они уже продали лицензию другим капиталистам — через посредника Роберта Стайна (Тоби Джонс) их получил британский медиамагнат Роберт Максвелл (Роджер Аллам). Но в сделке, как оказывается, все нечисто, и Хенк отправляется в СССР, чтобы договориться о правах: он намерен выпускать «Тетрис» не только на компьютерах, но и в виде карманной игрушки.
Фильм «Тетрис» открывается титром, что снят он по мотивам реальных событий. Прецедент, о котором в нем рассказано, и правда удивительный: советский инженер в конце 1980-х придумывает одну из самых популярных компьютерных игр в истории, права на которую у него пытаются купить зарубежные дельцы. Вероятно, до выхода фильма многие зрители не только по ту сторону Атлантики, но и в России не знали, что «Тетрис» придумал инженер из Москвы Алексей Пажитнов. Сегодня он живет в США, где в 1990-х вместе с Хенком Роджерсом основал The Tetris Company.
Центральный конфликт фильма — борьба за лицензию на игру для компьютера, приставок и карманного девайса. По сути это юридическая драма, и сам по себе жанр непростой. Хотя создатели фильма и стараются объяснить как можно доходчивее (например, с помощью картинок), на какие права кто претендует, в этом разбирательстве, во-первых, легко запутаться, во-вторых, будем честны, оно довольно быстро наскучивает.
Симпатии создателей фильма на стороне честного бизнесмена Хенка, но, как говорит один из советских товарищей, какая, в конце концов, разница, кто из капиталистов получит лицензию — все они впоследствии благодаря «Тетрису» надеются разбогатеть. Но это едва ли биографический фильм. Большой вопрос, что режиссер Джон С. Бейрд («Грязь», «Винил») и сценарист Ной Пинк («Гений») взяли из реальной истории, а что досочинили.
«Тетрис» снят любопытно: поскольку это история о компьютерной игре, разноцветные блоки из «Тетриса» периодически вторгаются в реальность, а сама она превращается в 8-битную забаву, в которой герои переходят с уровня на уровень. Получается очень стильное кино — и советская часть здесь не исключение: чего только стоит ярко-оранжевая «копейка», на которой ездит герой Ефремова.
Однако сценам переговоров, таким важным для юридических драм, не хватает напряжения, и фильм пытается компенсировать это за счет эпизодов в Советском Союзе — коммунистическом противнике капиталистического мира.
Хотя время действия — самый конец 1980-х, разгар перестройки, Хенк как будто прилетает в сталинские годы. Агенты спецслужб с мрачными лицами начинают угрожать ему чуть ли не в аэропорту. Москва (натурные съемки проходили в Глазго) традиционно для американских фильмов про советскую эпоху окрашена исключительно в 50 оттенков серого.
Ближе к концу фильма появляется Михаил Горбачев (Мэттью Марш), который говорит по-русски с акцентом. Правда, это скорее исключение — почти всех советских героев играют русскоязычные актеры (не только Ефремов, но и Игорь Грабузов, Софья Лебедева и Олег Штефанко). Чувствуется, что в сюжетном плане создатели фильма ответственно подошли к тому, как показать СССР — не только узнали, как грамотно писать на русском, но даже попробовали рассказать про коммунистическую идею и ее крах. Правда, без особого результата: советская часть в «Тетрисе» все равно выглядит развесистой клюквой — российским зрителям наблюдать за приключениями американца в России будет неловко или и вовсе смешно.
Стоит держать в голове, что «Тетрис» — очень американский фильм. Главный герой — все же не инженер Пажитнов, а Роджерс — бизнесмен, антрепренер, который нашел отличную бизнес-идею и готов пойти на любые риски (не только заложить дом, но и поставить на кон жизнь), чтобы ее реализовать. Главная трагедия, как подчеркивает фильм, в том, что изобретатель не может получать прибыль за свое открытие. Антагонисты — даже не советские товарищи (они как раз показаны с сочувствием — как люди убежденные, пусть и поверившие не в ту идею), а нечестные капиталисты и те, кто соблазнился на их обещания.
Несмотря на несколько остроумных наблюдений про природу бизнеса, художественных решений и отличных сцен, обаяние фильма, который начинается очень увлекательно, во второй половине выдыхается. Капиталисты пытаются друг друга перехитрить, советские агенты играют желваками, сюжетные ходы повторяются. Никита Ефремов — очень органичный в образе советского гражданина в шапке-буханке — в очередной раз исполняет роль хорошего человека (в фильме есть никак не двигающая сюжет сцена, в которой он помогает незнакомой женщине). Вся история держится в первую очередь на обаянии и энергии Эджертона, отлично передавшего харизму предпринимателя — и сыгравшего одну из лучших ролей в своей карьере.
Но лучше всего «Тетрис» работает как двухчасовое промо: в фильме столько раз говорят, что это идеальная игра, что единственное желание после финальных титров — в нее поиграть.