Как выбрать профессию. Советы психологов школьникам и родителям
. Ошибки, которые не стоит совершатьПсихологи перечислили основные шаги и ошибки при выборе профессии школьниками
Современные школьники выбирают профессию на основе навыков и увлечений (53%), вдохновляются историями успеха известных бизнесменов и ориентируются на мнения блогеров (17%), слушают родителей, учителей и одноклассников (6%). Выбор профессии в школьные годы может ставить в тупик, но есть способы облегчить поиск дела жизни. РБК Life собрал советы психологов по грамотному выбору специальности и популярные ошибки, которые мешают определиться и найти свое предназначение.
Что важно учесть при выборе профессии
Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии [1].
Каждый случай уникален, и нет универсального совета, который подойдет всем. Однако психологи предлагают определить для себя важные моменты, которые помогут выбрать профессию. Так, например, Евгения Хижняк, психолог, гештальт-терапевт и коуч PCC ICF, советует учитывать следующие критерии:
- возможность и степень сложности освоения;
- перспективы карьерного роста;
- возможности для реализации и раскрытия внутреннего потенциала;
- престиж и востребованность на рынке (то есть заработная плата, конкурентоспособность);
- условия труда (есть профессии, которые связаны с работой в дальних регионах).
Как выбрать профессию: советы
1. Поймите, что вас интересует
Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. Полезно ответить себе на несколько вопросов.
- «Какие ценности для меня важны?» (Например, финансовая стабильность, свободный график, творчество).
- «Что мне интересно?» (Музыка, дизайн).
- «Чем я точно не хочу заниматься?» (Рутинной работой).
- «Какие способности у меня есть от природы?» (Лидерство, общительность, креативность).
- «Чего я жду от будущей профессии?» (Удаленной работы, свободы перемещения, хорошей оплаты) [2].
«При выборе профессии кроме интересов важно учитывать способности и навыки. Только на первый взгляд кажется: предмет интересен — значит, он легко дается. Для овладения некоторыми предметами важен высокий уровень развития определенных познавательных процессов, например пространственного мышления или зрительной памяти. И если ребенок не обладает этими способностями, ему будет сложно овладеть соответствующими специальностями.
Подобная ситуация и с навыками. Их особенно важно учитывать при выборе творческих профессий: школьник интересуется дизайном, но не умеет рисовать; любит музыку, но не владеет нотной грамотой».
Анализ можно провести самостоятельно либо с помощью тестов. Карта интересов Голомштока изучает интересы и склонности человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника появился еще в 1960-х, но с того времени психологи несколько раз его модифицировали.
Схожая с картой интересов методика Хеннинга рассматривает интересы человека не по отдельности, а во взаимосвязи и рассчитана на молодежную аудиторию.
Тем временем оценить уровень интеллектуальных способностей позволяет тест Вандерлика.
2. Выберите профориентацию
Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х, обе не учитывают новые профессии [3].
Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:
- человек — техника (инженер, механик);
- человек — знаковая система (программист);
- человек — человек (психолог, учитель);
- человек — природа (биолог, ветеринар);
- человек — художественный образ (писатель, артист).
Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:
- конвенциональный — обрабатывает информацию, ведет документацию (секретарь, банковский служащий);
- социальный — обслуживает других людей, помогает, обучает, консультирует (журналист, воспитатель);
- реалистический — занимается физическим трудом, использует инструменты и механизмы (строитель, водитель);
- предпринимательский — руководит, организует (бизнесмен, менеджер);
- интеллектуальный — занимается научно-исследовательской деятельностью (аналитик, ученый);
- артистический — представляет творческие профессии (художник, музыкант).
Существуют и более современные методы. Сайт CareerExplorer создал тест с использованием машинного обучения и данных об удовлетворенности карьерой (на английском языке). Важно понимать, что профтесты не дают четкого ответа на вопрос, кем быть, но могут подсказать возможную сферу деятельности.
«Ответы тестов на профориентацию описывают облако специальностей, а не конкретную роль.
Отчет по итогам теста будет выглядеть, например, так: «Вам подойдут специальности, включающие работу с людьми, активную разноплановую коммуникацию, лидерство в команде и организацию работы других, работу с вербальной информацией, задачи по систематизации информации, публичные выступления».
То есть речь идет не о списке конкретных специальностей, а о наборе компетенций, и его уже нужно прикладывать к актуальному рынку труда. Если десять лет назад это могла быть профессия преподавателя или тренера, то сейчас — руководителя IT-проекта».
3. Изучите существующие профессии
Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве [4]. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.
Разнообразие видов деятельности и профессиональных маршрутов для многих школьников совсем не очевидно, считает подростковый психолог Юлия Холодова. Поэтому полезно будет ознакомиться с набором существующих специальностей.
В этом помогут профессиограммы. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания. На сайте «Работа России» профессиограммы разделены по сферам деятельности, которые выделены в тесте Климова, и расположены в алфавитном порядке.
Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» создали «Атлас новых профессий». В нем описано, какой будет работа через несколько лет: всего более 300 профессий в 28 отраслях. «Атлас» ориентирован на подростков, рассказ о специальностях будущего сопровождают художественные истории о девочке Нике, задания и кейсы. В книге также есть раздел для родителей и учителей.
4. Изучите доступные программы обучения
Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ. Искать нужную информацию о колледжах и вузах, днях открытых дверей и условиях поступления стоит напрямую на сайтах или в социальных сетях учебных учреждений, а также на порталах «Поступи Онлайн», «Учеба.ру», Vuzopedia.ru и других. Карта и каталог вузов есть на сайте Рособрнадзора.
Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:
- наличие подходящей образовательной программы;
- условия поступления (баллы ОГЭ или ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
- удаленность от дома и готовность к переезду;
- наличие аккредитации;
- количество бюджетных мест и стоимость обучения;
- возможности для стажировок и трудоустройства;
- рейтинг учебного заведения и отзывы.
Российские и зарубежные вузы представлены в мировых списках Times Higher Education, QS World University Rankings. Также есть рейтинг локальных вузов по регионам России, составленный агентством RAEX.
5. Изучите понравившуюся профессию с разных сторон
Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.
«Самый верный способ не разочароваться — получить информацию о негативных сторонах профессии непосредственно от ее представителей: через интервью со специалистами (обязательно из разных компаний), стажировки (когда можно понаблюдать в деле). Далее вы примеряете на себя, насколько готовы мириться с негативными сторонами».
6. Поговорите с родителями
В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.
«В сфере профориентации родителям можно посоветовать придерживаться особой тактики поведения — деятельного внимания, когда нужно не просто наблюдать за ребенком и подмечать, что ему нравится, а включаться и помогать ему развивать свой талант.
- Записывать на кружки и секции по интересам, приветствовать его разнообразные «хочу делать это» и не запрещать менять занятия, когда что-то уже надоело.
- Рассказывать про профессии, с которыми связано увлечение ребенка, рекомендовать книги и фильмы.
- Предлагать ролевые модели — приводить в пример известных людей, реализовавшихся и добившихся успеха в том направлении, которое ему нравится.
- Старшим школьникам можно помочь с монетизацией хобби. Успех и первые заработанные деньги всегда окрыляют.
- Вместе посещать профориентационные мероприятия, мастер-классы, дни открытых дверей, чтобы разбираться в направлениях обучения, программах и перспективах той или иной профессии».
Ошибки при выборе профессии
1. Ориентироваться только на любимые предметы
Часто выбор профессии ребенка определяется школьными предметами: любимыми и действительно интересными или теми, которые легче всего даются. Хотя эти предпочтения и указывают на природные склонности человека, не стоит ориентироваться исключительно на них.
«Нужно смотреть шире. Например, если в школе ребенку нравятся иностранные языки, это не означает, что ему нужно работать в иностранной компании или в сфере, связанной с иностранными языками. Скорее всего, ему подойдут профессии, где нужны коммуникативные способности, развитое мышление, хорошая память и способность быстро воспринимать и считывать информацию.
Если вы хотите опираться на любимые предметы ребенка при выборе профессии, то всегда стоит обдумать его способности более широко и попытаться понять, какие действительно ценные навыки лежат за этим».
2. Не изучать предпочтения
Бывает и так, что ребенок не знает, чего хочет, или не хочет ничего. В таком случае полезно выяснить причину, советует психолог Юлия Холодова. Отсутствие энтузиазма может говорить о неуверенности в своих силах, тревожности, конфликтах в школе, слабой информированности о профессиях.
«Если ребенок ничего не хочет, это в большинстве случаев означает, что тема с учебой, дополнительными занятиями и профориентацией уже сильно перегрета. Можно предположить, что у ребенка не хватает ресурса на текущие задания, он перегружен и уже не понимает, что вообще ему нравится.
Здесь я бы рекомендовала снизить нагрузку и позволить ребенку какое-то время вообще ничего не делать, убрать дополнительные занятия и сделать акцент на отдыхе».
3. Думать, что делаешь выбор раз и навсегда
Росстат регулярно проводит исследования трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений в России. По данным за 2016–2020 годы, из 6,3 млн россиян 1,8 млн не работают по специальности (примерно 28,5%). Больше половины из них не нашли вакансии по профилю, 17% не устроили условия работы, 16% — маленькая зарплата, а 12% вообще не планировали работать по специальности в дипломе [5].
Часто желание сменить сферу деятельности приходит еще на этапе обучения. По данным исследования аналитического центра НАФИ, каждый третий студент ссузов (32%) не планирует работать по изучаемой профессии, среди учащихся вузов таких 28%. В НАФИ считают, что это связано не столько с разочарованием студентов в профессии, сколько с появлением новых сфер и видов деятельности [6].
«Мир постоянно меняется, меняются цели и ценности человека, а также сам человек. Поэтому смена профессии в определенном возрасте — это не ошибка, а естественное развитие».
4. Идти учиться «за компанию»
«Школьникам часто хочется сохранить дружеское общение, компанию после окончания школы. Руководствуясь этим, выпускники выбирают один колледж или вуз. Это очень быстро приводит к разочарованию: профессия не соответствует интересам, склонностям, навыкам».
5. Ориентироваться только на мнение взрослых
Родители, учителя и репетиторы могут как помочь с выбором профессионального пути, так и помешать. Поэтому психологи рекомендуют не давить на ребенка и признавать уникальность его личности.
«Взрослые могут транслировать детям свои интересы и ожидания, а не учитывать склонности самого ребенка. Иногда они забывают о том, что дети — другое поколение, которое выросло в других социальных условиях. Как бы нам ни хотелось помочь с высоты своего опыта, надо признать, что опыт имеет свойство устаревать. Выбирает профессию ребенок сегодня, а на рынке труда он окажется через четыре-пять лет. Не каждый взрослый может спрогнозировать, каким будет рынок труда на тот момент».
6. Гнаться за престижем
Престиж профессии не гарантирует, что работа будет удаваться и приносить удовлетворение. И хотя, по данным опроса ВЦИОМ, в 15% случаев при выборе профессии россияне ориентируются именно на ее авторитетность и возможности карьерного роста, учитывать этот фактор стоит только в совокупности с остальными [7].