В Голливуде бастуют тысячи сценаристов. Как это отразится на зрителях

. Фильмы и сериалы могут выйти позже, потерять в качестве или отмениться

Голливудские сценаристы готовятся к крупнейшей с 2007 года забастовке: как это отразится на зрителе

Обновлено 02 мая 2023, 15:42
Mike Blake / Reuters
Фото: Mike Blake / Reuters

Тысячи сценаристов кино и телевидения во вторник объявили забастовку, из-за чего производство многих телешоу остановилось. В ближайшее время грозит затормозиться и кинопроизводство. За забастовку проголосовали 97,85% состоящих в Гильдии сценаристов (Writers Guild of America, или WGA). Это первый «страйк» за 15 лет: в 2007 году голливудские писатели бастовали с ноября по февраль, 100 дней, а экономический ущерб, по разным оценкам, исчислялся $2 млрд. Рассказываем, почему это событие выходит за пределы заокеанской индустрии и глобально сказывается на зрителе.

Как работают сценаристы и почему бастуют

Трудовые споры в Голливуде могут удивить рядового зрителя или читателя: последние несколько лет со стороны выглядели прекрасным временем для работы на телевидении. Россыпь шоу и сериалов не давала повода усомниться — сценаристы без дела не сидят. Стриминги и телесети заказывают больше контента, чем когда-либо в истории смотрения, деньги в индустрию льются рекой размером с Амазонку. Однако потоковое вещание изменило привычки не только в потреблении контента, но и в его производстве и в распределении гонораров.

Сперва творческие единицы приветствовали перемены: например, Netflix перестал считать, сколько зрителей посмотрели шоу до финала, расценивая каждый релиз заведомо как успешный, что раскрепостило сценаристов, внезапно освободившихся от необходимости удовлетворять желания одержимых рейтингами руководителей сетей.

Но когда подход Netflix стал стандартной практикой для других платформ, стали заметны недостатки: стриминги повадились заказывать меньше серий в сезон (до десяти), по сравнению с обычной нормой вещания (до 20). Это означало, что для работы над шоу стало требоваться меньше писателей, а самим им платили меньше, чем шоураннерам, расценивая их как подмастерьев. Появились так называемые мини-комнаты — сценарные с небольшой группой писателей, нанятых студией до того, как шоу запускается в производство. Иногда райтеры работают в таких мини-комнатах десять недель, а потом вынуждены искать другой проект. Дополнительные гонорары сценаристы получали, если числились как авторы эпизода. При этом средняя минимальная плата не выросла эквивалентно росту бюджета каждой серии.

Плюс ко всему, сокращение количества эпизодов означало текучку кадров: стриминги рассматривают новые проекты как способ привлечения подписчиков и, достигнув цели, их закрывают. Теперь редко какое шоу длится больше четырех сезонов (как «Анатомия страсти» или «Морская полиция» с 19 и 21 сезонами соответственно). Сценаристам популярных проектов выплачивают остаточные гонорары, например, за повторный показ. Но со стримингами эта схема не действует.

Все это привело к тому, что 98% штатных райтеров работают по самой низкой ставке минимального базового соглашения (MBA) — это на 12% больше людей, чем в сезоне 2013–2014. В целом процент телесценаристов с минимальной схемой заработка и соцгарантий увеличился с трети до почти половины за последние девять лет. Комедийные развлекательные шоу на стримингах и вовсе отказались от стандарта MBA. Теперь Гильдия требует увеличить минимальные гонорары за написание сериалов, повысить взносы в пенсионный фонд и медстраховку.

Раз в три года Восточное и Западное отделения WGA обновляют договор с Альянсом продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (The Alliance of Motion Picture and Television Producers — AMPTP). Но в этом году сделка не состоялась, и контракт истек 1 мая. Лидеры WGA заявили, что система сломалась, и райтеры теперь вынуждены просто-напросто выживать.

Последние несколько недель стороны вели напряженные переговоры, но консенсуса так и не достигли. Более 11 тыс. членов Гильдии собираются выйти на пикеты.

Правила забастовки WGA-2023 для членов Гильдии:

  • Запрещается заключать новые сделки, питчить новые проекты или сдавать новые сценарии. Разрешено лишь принимать гонорары за уже написанные сценарии.
  • Запрещается вступать в переговоры с компаниями о писательских услугах. Необходимо уведомить агентов и представителей о прекращении переговоров со студиями до завершения забастовки.
  • Необходимо уведомить работодателей о немедленном возвращении или удалении черновиков, находящихся в распоряжении компании и принадлежащих авторам-членам WGA.
  • Шоураннерам (сценаристам-продюсерам или сценаристам-актерам) разрешено исполнять те части сценария, которые не касаются писательства.
  • Запрещается заходить в помещения, принадлежащие студиям, а также участвовать в переговорах со студией удаленно (по электронной почте, в мессенджерах).
  • Необходимо сохранять цифровые копии всех не вошедших в разработку сценариев, написанных для компании-работодателя.
  • Необходимо сообщать Гильдии имя любого сценариста-члена WGA, который занимается штрейкбрехерством.

Что это означает для зрителя

Первыми последствия забастовки почувствуют американские телезрители. Вечерние шоу, в том числе «Субботним вечером в прямом эфире» (Saturday Night Live), «Ночное шоу с Джимми Фэллоном», «Позднее шоу со Стивеном Колбертом» и «Джимми Киммел в прямом эфире», сразу же остановят выход. Ведущий NBC Сет Майерс в конце прошлой недели заявил в своем шоу: «Если вы не увидите меня здесь на следующей неделе, знайте, что мне это тоже далось тяжело, я буду по вам скучать».

Во время забастовки 2007 года эти ведущие не выходили в эфир два месяца.

Если нынешние пикеты затянутся, к концу года зрители начнут замечать, как исчезают из сетки вещания их любимые сериалы, реалити-шоу и международные кинопроекты. Длительная забастовка может затронуть конвейер производства крупных проектов: киностудии работают с запасом на год — большинство релизов, запланированных к выпуску в этом году, уже сняты и находятся в постпродакшене.

У многих телесериалов, которые уходят на перерыв в летний сезон, может случиться «брак» в качестве по возвращении на экраны осенью, поскольку обычно писать новые эпизоды к ним начинают летом. Среди таких, например, «Начальная школа Эббот».

До конца года изменения вряд ли будут заметны. В сетке Netflix и Amazon Prime Video пока нет никаких признаков травмы: грядущие недели заполнены контентом достаточно, пишет AFP. Однако нельзя исключать, что ситуация кардинально поменяется через несколько месяцев, если забастовка не прекратится. Крупным проектам, релизы которых запланированы студиями на 2025–2030-й годы, затяжной «страйк» может грозить переносом дат выхода, но пока о таких случаях СМИ не сообщают.

Остается обратиться к опыту 100-дневной забастовки 2007–2008 годов. Тогда количество эпизодов пришлось сократить таким проектам, как «Кости», «Теория большого взрыва», «Во все тяжкие», «Отчаянные домохозяйки», «Анатомия страсти», «Сплетница», «Как я встретил вашу маму», «Клиника», «Сверхъестественное», «Два с половиной человека». Были отложены релизы сезонов «Звездный крейсер «Галактика», «Ханна Монтана», «Частная практика» и других.

При создании «Изгой-один: Звездные войны. Истории» пришлось привлечь новых сценаристов и полностью изменить сюжет. «Трансформеры: Месть падших», «Люди икс: Начало. Росомаха» и «Бросок кобры» провалились в прокате и были разгромлены критиками. 22-й фильм о Джеймсе Бонде «Квант милосердия» тоже пострадал сценарно: диалоги переписывались на съемочной площадке Дэниелом Крейгом и режиссером Марком Форстером, часть сцен сократили, добавили экшена и урезали диалоги.

Как вспоминали забастовку 2007 года сценаристы, продюсеры, режиссеры и ведущие:

Джей Джей Абрамс, режиссер-сценарист: «Это было нелепо. Утром я шел на пикет в Paramount как сценарист, затем, когда меня вызывали на съемочную площадку, я складывал транспаранты и шел в качестве режиссера работать над фильмом__(«Звездный путь».— РБК Life), сценарий которого мы не имели права переписать, потому что эти действия заблокированы».

Джей Эспенсон, сценарист «Звездного крейсера «Галактика»: «Помню, как начинающие сценаристы подходили ко мне, чтобы идти со мной на одной линии пикета, и разговаривали, спрашивали советы. Странная ситуация — давать рекомендации по писательскому бизнесу, пока протестуешь против условий в этом бизнесе».

Тони Гилрой, сценарист-режиссер: «Мы искали людей для пикета. Я тогда не знал Рона Ховарда (продюсер «Гонки» и «Тетриса», режиссер «Хан Соло: Звездные войны. Истории».— РБК Life), но позвонил ему и спросил, есть ли у него возможность прийти и поддержать пикет. Парень был там через час».

Рон Ховард, режиссер: «Я работал с WGA, но также занимался продюсированием, поэтому не был уверен, как на меня отреагируют. Они могли принять меня за засланного другой стороной. Но ко мне хорошо отнеслись».

Джимми Киммел, телеведущий: «Забастовка практически съела все мои сбережения, потому что я из своего кармана платил уволенным сотрудникам. Это причина, по которой мне пришлось вернуться в эфир (2 января_. — РБК Life_). Я тогда не зарабатывал кучу денег и просто не мог позволить себе не работать. Понимал, что если мы останемся закрытыми, это нанесет необратимый ущерб нашим шоу».

Что отвечает Альянс продюсеров

В переговорах Альянс аргументировал тезис о сложности потенциальных перемен в работе с авторами тем, что рынок рекламы мрачен, а кабельные сети, которые десятилетиями приносили прибыль, теряют зрителей. Уолл-стрит разочаровалась в медиакомпаниях после того, как в прошлом году Netflix впервые за десять лет потерял подписчиков. Это вынудило руководителей студий искать способ превратить убыточные потоковые сервисы в прибыльные. Кризис, в который свалились стриминги, был пугающим. Disney уволил 7 тыс. сотрудников, Warner Bros. Discovery сократила тысячи рабочих мест и отложила проекты из-за долгового бремени. Другие компании предпринимают аналогичные меры в целях экономии.

Хотя студии заявили о готовности щедро увеличить сценаристам вознаграждения, контракт так и не продлили. Но для WGA важен вопрос не только оплаты: Гильдия заняла принципиальную позицию с целью предотвратить дальнейшую девальвацию ценности писательской профессии. Например, среди требований WGA к продюсерам промелькнула защита авторов от использования нейросетей (вроде ChatGPT) в создании контента.

Кроме того, Гильдия требует гарантий для авторов, избавления от мини-комнат и бюджет на штатных писателей. Если сценаристы остановят производство надолго, до 20 тыс. человек на 600 проектах могут потерять рабочие места.

Поделиться