Все сходят с ума по Baldur’s Gate 3: игра только вышла и уже бьет рекорды
. На прохождение сюжета потребуется не менее 45 часовНовая Baldur’s Gate 3 вошла в топ-10 игр в Steam
Самым ярким и обсуждаем PC-релизом этого лета вполне ожидаемо оказалась Baldur's Gate 3 — огромная ролевая игра, основанная на пятой редакции настольной Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы», в народе — D&D).
За пару недель с момента выхода она умудрилась попасть в десятку самых популярных проектов в Steam (одновременно собрав за компьютерами почти 900 тыс. геймеров), сильно напугать разработчиков других крупнобюджетных проектов и занять первое место в списке самых высокооцененных игр всех времен на Open Critic, заработав 97 баллов из 100. О Baldur's Gate 3 с придыханием рассказывают даже люди, далекие от мира видеоигр, а фанаты уже пророчат ей звание чуть ли не самой значимой игровой разработки XXI века. Но заслуживает ли творение бельгийской студии Larian таких почестей?
Обозреватель РБК Life Артем Дубровский рассказывает, почему Baldur's Gate 3 перевернула игровую индустрию с ног на голову и чем она может удивить даже самого искушенного геймера.
Продолжение культовой франшизы с миллионами фанатов
Первая часть Baldur's Gate вышла силами канадской студии Bioware в далеком 1998 году. Благодаря цепляющему сюжету, интересным персонажам, сопартийцам, и атмосфере увлекательного D&D-приключения она смогла вернуть былую популярность жанру компьютерных ролевых игр и стать новым стандартом в индустрии. Аналогичное сейчас происходит и с Baldur's Gate 3. А уже в 2000 году вышел сиквел и успешно вывел наработки оригинала на новый качественный уровень.
Baldur's Gate долгие годы была важным событием и одной из главных RPG в индустрии, на которую равнялись сотни игроделов. Поэтому новость о том, что в разработке находится триквел, сразу же была встречена всеобщим ликованием.
Фанаты ждали новых историй в любимом мире целых 23 года — уже одного этого с лихвой хватит для объяснения внезапной популярности Baldur's Gate 3. Но, к чести разработчиков из Larian, причина эта оказалась далеко не единственной.
Бельгийцы умело поработали на два фронта: и для прожженных фанатов прошлых частей, и для совершенно новых игроков, не знакомых с серией. Для погружения в новинку никакие глубинные знания местного мира не потребуются, но при этом настоящих «ветеранов» ждет шквал отсылок, приятных камео и знакомых описаний. На выходе у Larian получился уникальный проект, одинаково радующий две совершенно разные категории геймеров.
Основана на самой популярной настольной ролевой игре
В последние годы настольные ролевые игры (НРИ) переживают настоящий ренессанс. Из очень нишевого развлечения для фанатов фэнтези они превратились в мейнстримное хобби, способное порадовать и завлечь самую широкую аудиторию. И конечно же, на троне этой индустрии сейчас (как и почти 50 лет назад) восседает ее величество Dungeons & Dragons — самая первая представительница жанра и главный законодатель мод в ней.
В D&D рубятся детки из «Очень странных дел», о ней есть серия в «Гравити Фолз», достойная и зрелищная киноадаптация «Подземелья и драконы: Честь среди воров», а также успешное анимационное шоу («Легенда о Vox Machina»). Кидать двадцатигранники сейчас в тренде, любой проект с упоминанием «Подземелий и драконов» автоматически приковывает к себе внимание.
Что, собственно, и произошло с Baldur's Gate 3. Игра основана на пятой (на данный момент актуальной) редакции D&D, с которой проще всего начинать свой путь любви к НРИ.
Сюжетные же события Baldur's Gate 3 разворачиваются в Фаэруне (или Фейруне) — самом популярном сеттинге для Dungeons & Dragons. О нем написаны десятки книг, о приключениях в нем создано множество игр (первые Baldur's Gate, Neverwinter Night, Icewind Dale), и события большинства официальных модулей к пятой редакции D&D разворачиваются тоже в нем. Благодаря этому игроки Baldur's Gate 3 попадают не в удивительный новый мир, а в зарекомендовавшую себя фэнтези-вселенную, которая создавалась десятилетиями, — с уникальной географией, необычными народами и ужасающими чудовищами.
Это пугающе большая и разнообразная игра
Разработка Baldur's Gate 3 велась почти семь лет, что позволило команде Larian добавить в игру столько контента, сколько вообще возможно. На прохождение только центрального сюжета у геймеров уйдет порядка 45 часов реального времени (при условии, что они будут мчаться по сюжету галопом), а на изучение всех побочных заданий — свыше сотни часов. Baldur's Gate 3 переполнена интересными миссиями, яркими персонажами и необычными ситуациями, которые можно пройти совершенно разными путями. А D&D-корни проекта позволяют получить уникальный опыт при каждом новом прохождении в зависимости от созданного героя — на выбор дается целых 11 рас и 12 классов.
Каждое действие игрока будет иметь серьезные последствия, и, как утверждают сотрудники Larian Studios, в игре около 17 тыс. (!) вариаций концовки. В современной игровой индустрии такое количество и разнообразие без потери качества пока не может предоставить ни одна студия.
У разработчиков огромный кредит доверия
Larian Studios сумели зарекомендовать себя не просто как талантливые игроделы, а как настоящие фанаты своего дела. Они готовы прислушиваться к мнению геймеров и полировать свое детище до тех пор, пока оно не засияет зеркальным блеском. С 2002 года студия занимается франшизой Divinity, а настоящая популярность к ней пришла после релиза Divinity: Original Sin (2014 год) и ее сиквела (2017 год) — эталонных партийных ролевых игр, умело сочетающих элементы из НРИ и современных видеоигр.
Каждая из частей Original Sin была продуманной, разнообразной и уморительной — чего стоила только возможность поговорить с любым встреченным животным и задать ему каверзные вопросы о смысле жизни или бытовых проблемах. Игроки полюбили эти проекты всей душой, поэтому и передача прав на разработку Baldur's Gate 3 бельгийцам не вызвала особых споров. Все и так знали, что у Larian уже есть подходящий опыт — нужно лишь дать им больше творческой свободы.
Идеальна с технической точки зрения
Еще один умелый маневр со стороны команды Larian — выпуск Baldur's Gate 3 в раннем доступе три года назад. Тогда для прохождения был доступен только первый сюжетный акт, но геймеры уже могли оставлять фидбэки для того, чтобы разработчики обратили внимание на главные проблемы новинки.
Таким образом, последние три года бельгийцы не только создавали новый контент, но и регулярно «причесывали» уже имеющиеся наработки, прислушиваясь к мнению своих фанатов. Благодаря этому с точки зрения оптимизации Baldur's Gate 3 оказалась одной из лучших игр 2023 года, заткнув за пояс все остальные крупнобюджетные проекты — что недавно подтвердили и эксперты из Digital Foundry.
И пока релизы ожидаемых новинок вроде Star Wars Jedi: Survivor, PC-версии The Last of Us или Wo Long: Fallen Dynasty оказывались абсолютным провалом с технической точки зрения, Baldur's Gate 3 спокойно запускается даже на не самых мощных компьютерах и радует стабильной игрой.
Игра регулярно генерирует мемы
Baldur's Gate 3 привлекает еще и тем, что постоянно подкидывает геймерам яркие ситуации, не встречающиеся ни в одной другой игре. Чего стоит только знаменитая постельная сцена с медведем, обсуждаемая всем интернетом, — по сюжету игрок сможет взять себе в команду друида, способного перевоплощаться в зверя. И если в момент интимной близости он разнервничается и обратится в медведя, то главный герой может заняться с ним любовью и так. Безумие в чистом виде, зато отлично генерирует просмотры на YouTube!
Каждый сопартиец протагониста — уникальная и запоминающаяся личность, с которой можно выстраивать разноплановые отношения: от неприязни до крепкой дружбы и настоящей любви. Что создает еще больше вариативности для разных прохождений и частично превращает проект в фэнтезийный симулятор свиданий — то, что нужно для создания тонн фанатского контента в соцсетях.
Ну а за дополнительную меметичность в Baldur's Gate 3 отвечает система бросков двадцатигранника, пришедшая из Dungeons & Dragons. Случайная удача (или неудача) может в корне изменить ситуацию, создав безумные обстоятельства для, казалось бы, самых обычных действий. Например, крохотный полурослик может ударом ноги выбить гигантские стальные ворота города, выбросив 20 (высшее значение) на кубике. А ловкий эльф-следопыт — споткнуться на ровном месте и выбить себе пару зубов, выбросив единицу.
Baldur's Gate 3 заставляет думать (!)
В отличие от большинства современных игр, Baldur's Gate 3 не считает своего игрока идиотом и сразу заставляет его думать, предоставляя огромное количество возможностей для достижения цели. Лужи воды под врагами можно заморозить или наэлектризовать, чтобы нанести больше урона. Небольших противников можно не бить, а схватить за одежду и бросить прямиком в бочку со взрывчаткой. Стрелы можно прямо во время боя окунуть в кипящее масло, а затем поджечь, чтобы загорелись и все задетые враги. А можно вообще заставить своего плута использовать скрытность и преодолеть лагерь противников, не совершив ни единого убийства.
Многое из этого уже было доступно в Divinity: Original Sin, но к релизу Baldur's Gate 3 разработчики выкрутили свою фантазию на максимум. Теперь герои могут прыгать, использовать элементы окружения в качестве оружия и регулярно находить неочевидные пути для прохождения. Например, друид, способный превратиться в маленького зверька, сможет протискиваться в маленькие щели и с легкостью избегать большинства опасностей. Играть тактически здесь крайне интересно, и сам проект постоянно подпитывает вашу фантазию и щедро вознаграждает за не самые банальные выборы.
Baldur's Gate 3 стала событием просто потому, что сломала все современные представления о разработке крупнобюджетных игр. Никаких дополнительных микротранзакций, никаких кранчей (особый тип жестких переработок, характерный для игровой индустрии), никаких попыток разделить основной контент на несколько DLC и постоянных извинений перед геймерами. После этого релиза руководители мегакомпаний вроде Ubisoft и Activision Blizzard должны рвать на себе волосы, вопрошая: «А так вообще можно было?!»
Larian Studios сделали игру своей мечты именно так, как и планировали: вдумчиво, не спеша и внимательно. Немалую роль в процессе сыграло и мнение рядовых геймеров, которые старались помогать советами и идеями в процессе разработки. Собственно, именно это и делает проект таким «народным» — в текущих реалиях все сложнее встретить игру, сделанную для игроков, а не для обогащения.