Дошкольное образование в России: как выбрать, сколько стоит, кому поможет
. Об опыте и результатах рассказывают педагоги и родителиВ СССР с образованием и развитием детей все было просто: ясли — детский сад — школа — вуз (как вариант, ПТУ или техникум). Плюс бесплатные кружки по интересам и спортивные секции. Кружки можно было выбрать в районных домах и дворцах культуры или в школе. И все было бесплатно.
Сегодняшним родителям гораздо сложнее. Мало того что детских садов катастрофически не хватает, так еще социум давит. Детей чуть ли не с рождения начинают готовить к успешной взрослой жизни и конкуренции на рынке труда. Если раньше читать, писать, вычитать и умножать учили в школе, то теперь считается нормой (причем негласной), когда первоклашка уже должен уметь хотя бы читать по слогам. Количество детей в классах (иногда до 35 человек) не позволяет учителю уделять внимание каждому ребенку. Значит, кто-то изначально будет отставать в учебе от более «продвинутых» сверстников. А дальше по накатанной.
Но есть и другое мнение: подготовленным детям будет скучно, пока отстающие одноклассники осваивают то, что они давно уже знают. В результате все усилия (и деньги) родителей окажутся потраченными напрасно.
Журналист Светлана Давыдова для РБК Life выясняла, как обстоят дела с «развивашками», стоит ли родителям тратить на них деньги или идти по проторенному пути государственного образования.
«Учат в школе, учат в школе, учат в школе...»
Платежеспособные родители решают проблему кардинально, устраивая ребенка в коммерческий детский сад. Причем, как правило, не из-за нехватки мест в муниципальном, а целенаправленно готовы инвестировать в образование ребенка с раннего возраста. В таких садах изначально заложено всестороннее развитие детей по разным (как правило, авторским) программам. Есть возможность индивидуального подхода, чего не скажешь про обычные детские сады, где в группе до 30 человек.
Воспитатели обычных детских садов не только не могут позволить себе учитывать особенности каждого ребенка и уделять ему время, но и ограничены государственной программой.
Бывает, что в детских садах тоже организованы дополнительные развивающие занятия, но это тоже большие группы. И это не бесплатно. Есть и подготовительные группы. Только, согласно программе Министерства просвещения, читать детей там учить не должны.
«Услуга дополнительного образования супервостребована, и наблюдается рост. Это связано с изменениями в муниципальном образовании — оно уходит в сторону присмотра и ухода. Если раньше детские сады предоставляли целую кучу бесплатных программ, входящих в общую минимальную оплату за сад, то за последние десять лет большинство детских садов перешли на платные программы. И цены сопоставимы с ценами в центрах. И родители теперь выбирают, кому платить. Плюс за последние два года в детских центрах появились новые услуги, которых раньше не было. Это связано в первую очередь с пандемией.
Например, семейные классы, продленный день. И здесь тоже есть связь с изменениями в муниципальном образовании — в школах продленки не хватает. Это востребовано по всей стране, так как для родителей это огромная помощь и в присмотре за детьми после школы, и в выполнении домашних заданий. Плюс добавились онлайн-форматы, что удобно для родителей, у них есть выбор. Современные родители понимают, что за образование надо платить. Это стало массовой тенденцией и нормой и касается не только России».
Софья Тимофеева, создатель детского клуба «Умничка» и одноименной бизнес-школы
На данный момент возникла интересная ситуация. Большинство современных детей к пяти—семи годам умеют читать, но официально их начинают учить только в первом классе.
Родители, дети которых ходят в государственные детские сады или воспитываются дома, как правило, понимают, что этого мало для того самого удачного старта, поэтому начинают искать возможности дополнительного развития для чад, чтобы не отставать, а опережать сверстников.
Статистическая популярность
По оценкам BusinesStat, в России в 2017–2021 годах количество учреждений дополнительного образования детей увеличилось на 1%, с 44,7 тыс. до 45,17 тыс.
Из них государственных — 10,91 тыс. (24,2%), а частных — 34,26 тыс. (75,8%). То есть большинство организаций, оказывающих услуги дополнительного образования, — частные.
С 2017 по 2021 год их доля в общей численности учреждений выросла с 70,8 до 75,8%, главным образом за счет увеличения численности репетиторов, услугами которых с каждым годом вынуждены пользоваться все больше детей.
Удельный вес государственных учреждений уменьшился с 29,2 до 24,2%. Но произошло это в результате реализации федеральных программ по поддержке отрасли — происходит укрупнение государственных учреждений в целях оптимизации финансирования и контроля их деятельности. Количество домов и дворцов творчества, а также спортивных секций существенно уменьшилось, но за счет увеличения количества центров.
Центр — это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей. В центрах реализуются программы дополнительного образования не менее четырех направленностей (формулировка BusinesStat).
И эта тенденция продолжается — частники выигрывают по популярности предоставления услуг у государства.
Можно ли не платить?
Есть государственная программа, которая позволяет оплачивать кружки сертификатом дополнительного образования. Такой сертификат выпускается на каждого ребенка один раз, а потом пополняется раз в год на определенную сумму. Причем единой установленной суммы нет — она может отличаться в зависимости от региона: где-то 2 тыс. руб., а где-то 15 тыс. руб. и больше.
Сертификат формируется автоматически, когда родители выбирают кружок на портале «Госуслуги». Касается это только тех кружков, где есть пометка «Возможна оплата сертификатом». После оформления появляется баланс и понимание, на сколько хватит денег. В принципе правилами не ограничено количество кружков, которые можно оплачивать таким образом. Как минимум можно записаться в несколько кружков, а потом отменить ненужные, когда ребенок определится, чем ему интереснее заниматься. Деньги за отмененные занятия вернутся на сертификат.
Если суммы не хватит, то доплачивать придется уже из своего кармана. Казалось бы, все отлично придумано. Но есть один нюанс.
«Обрадовалась, что есть такая возможность — не платить за кружки. Но сколько ни пыталась, мест в нужные никогда нет. Или есть нужный кружок, но сертификатом оплатить нельзя. Возможно, это мне так не везет — кто-то же записывается. Но я понимаю, что мест на всех желающих не хватает. Пока нашла платную студию английского языка рядом с домом. Очень довольна результатами и не уверена, что в бесплатном кружке будут такие же, но лишних денег нет, а ребенку хочется дать хотя бы базу, чтобы в будущем было больше возможностей. Не уверена, что в школе язык будут преподавать на должном уровне. Да и говорят, что языки учить нужно начинать как можно раньше, чтобы проще укладывались в голове».
Оксана Иванова, мама пятилетней Кати
Кому-то, напротив, мало одного кружка по сертификату. Как в старом, но по-прежнему актуальном стихотворении Агнии Барто про болтунью Лиду:
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
Так что родители продолжают платить за разностороннее развитие будущих успешных людей не только в частных организациях. Остается понять, какую площадку выбрать.
Государство или частники?
И те и другие реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования, предоставляя услуги по присмотру, уходу и оздоровлению детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Но в отличие от государственных и муниципальных ДОУ, ДДОКУ не получают бюджетного финансирования и полностью зависят от платежеспособности родителей.
Частные развивающие центры появляются как грибы после дождя чуть ли не в каждом подъезде и обещают если не сделать из ребенка вундеркинда, то всесторонне развить и уж точно подготовить к школе. Так и пишут: «Наш центр — достойное начало образования вашего ребенка».
Спектр услуг широкий: от банальных рисования, лепки, разных развивающих игр и танцев до нейрогимнастики, логоритмики и эмоционального интеллекта. Особой популярностью пользуются: английский язык, подготовка к школе и комплексные развивающие программы. По данным бизнес-школы для детских клубов «Умничка», если такие программы в центре есть — это половина пути к успеху: группы будут наполняться, а центр процветать и развиваться. При условии, что родителей будет устраивать качество обучения.
Может показаться, что государственные учреждения надежнее и развивают детей там наверняка лучше, а не просто деньги с родителей собирают.
Важное отличие в том, что в государственных за счет финансирования есть льготные места по квотам для детей-инвалидов и из многодетных семей. И те самые бесплатные кружки, куда при большом желании можно попасть. И лицензии, дающие возможность оплаты материнским капиталом и налогового вычета. Например, лицензия на образовательную деятельность, культурно-просветительскую, оздоровительную, коррекционные, реабилитационные и прочие. И те и другие позволяют вводить обучающие программы (чтение, грамота, подготовка к школе), но у вторых больше свободы для творчества.
И частные, и государственные учреждения подконтрольны Министерству просвещения, если у них лицензия на образовательную деятельность. Но не обязаны следовать утвержденным государственным программам обучения, если лицензии другие. Такие могут вводить свои авторские программы и идти по своему плану обучения. При выборе образовательного учреждения на это стоит обращать внимание.
В целом все зависит от качества и квалификации педагогического персонала. И неважно, большой это государственный центр или маленький частный в подъезде собственного дома. И там и там родители голосуют рублем.
«У нас государственное учреждение. Педагоги, ведущие бесплатные кружки, работают за зарплату и получают премии за посещаемость. У меня, например, ставки нет. Я получаю процент с оплаты за занятия. И мой заработок напрямую зависит от количества детей в моих группах. Современные родители — не глупые. Не будут отдавать деньги, если их не устраивает результат. Часто идут на конкретного педагога — работает сарафанное радио, а не реклама, заявленные крутые программы и регалии персонала. Я уже 30 лет работаю в центре, и сейчас ко мне ведут своих детей мои бывшие ученики. В этом году их аж семеро. Готовы даже возить на занятия. А я хочу дать результат, поэтому готова делить группу из 11 человек на две небольшие и работать на час больше, хотя оплата у меня не почасовая», — рассказывает руководитель клубного формирования 1-й категории культурного центра «Алые паруса» Яна Витальевна Ягунова.
Яна Витальевна ведет группы по подготовке к школе начиная с четырех лет. Абонемент на месяц (восемь занятий) — 5900 руб., разовые занятия — 1200 руб. Она считает, что одно из главных преимуществ занятий в центре, где малые группы, — индивидуальный подход, чего нет в государственных детских садах. Есть условное деление детей по возрастам, но если ребенок развит не по годам, то его могут присоединить к старшей группе. И наоборот. И это одна из причин востребованности дополнительного дошкольного образования.
Нужно ли готовить ребенка к школе, педагог отвечает утвердительно. Другой вопрос — как именно.
«Сложилась странная ситуация. Сегодня 90% детей приходят в первый класс уже читающими в той или иной степени. Сейчас в школах отменили практику разделять детей на более сильные и слабые классы, не считая так называемой интенсивной начальной школы, где дети поступают в первый класс и почти сразу переходят во второй. Там особый отбор и критерии, — объясняет Яна Ягунова. — В обычных классах по принятой государственной программе учитель должен начинать с букваря. Хороший учитель по этой программе не пойдет, а будет ориентироваться на детей, подключать дополнительную литературу, а в журнале писать, что положено. И счастье, если дети попадут к такому педагогу, а не к буквоеду, отрабатывающему зарплату по инструкции».
Необходимость дополнительной подготовки варьируется от ряда факторов. В первую очередь нужно отталкиваться от потребностей и возможностей ребенка, затем — от педагогических программ детского сада, уточняет она.
«Кому-то достаточно садика и чуть помогут родители, а кому-то нет. Крайне редко воспитатель в саду имеет знания, опыт, желание и возможность заниматься с детьми в подготовительной группе не по стандартной программе. Стандартной программы детского сада минимально достаточно для обычного среднего ребенка, но в школе он будет среди слабачков в первое время.
Дополнительно нужно готовить практически любого ребенка. Вопрос — как. Важнее развить психические функции и когнитивные способности, логику, моторику, фонематический слух, внимание, память. Пусть ребенок не выучит буквы, не прочитает, но у него работает «соображалка». Гораздо хуже, когда читает быстро, но ничего не понимает. Можно на кончиках пальцев понять состав числа, а не зубрить его».
Яна Ягунова, руководитель клубного формирования 1-й категории культурного центра «Алые паруса»
Не все частные центры работают по лицензии (в некоторых случаях она не нужна вообще). Поэтому порой невозможна оплата за услуги маткапиталом и оформление налогового вычета. Но родителей это не останавливает, если направление особенно востребовано. Например, английский язык.
«Наш языковый клуб работает с 2017 года по франшизе. Лицензия не нужна. Изначально был английский и немецкий, но в итоге остался только английский. Спрос на него гораздо больше и есть всегда. Родители понимают, что язык нужен и что учить его нужно как можно раньше, чтобы проще усваивался. Того, что дают в детских садах, слишком мало. Группы небольшие — пять-шесть человек. Месячный абонемент на восемь занятий по 50 минут стоит 5400 руб.
Есть группы, рассчитанные на дошкольников пяти-шести лет. Занятия для малышей проводятся в легкой игровой форме. Обычные развивающие занятия, но на английском языке. Там и игры, и песенки, и танцы, и настольные игры, и интересные компьютерные приложения, которые мы тоже внедряем. Для детей это не учеба, а веселое мероприятие. Как правило, ребенок занимается минимум учебный год до школы, но часто ходит и дальше — школьной программы далеко не всегда хватает, чтобы выйти на хороший уровень знаний, даже в школах с углубленным изучением, которых в нашем районе много».
Яна Шалепа, руководитель языкового клуба «Англичанка»
Диагноз для бизнеса
Частая история, когда образовательным бизнесом начинают заниматься мамы в декрете, чтобы в первую очередь дать качественное дополнительное образование своим детям. Для этого необязательно быть педагогом — достаточно разобраться в нюансах и разработать бизнес-план. Есть специальные проекты, где этому учат: например бизнес-школа для детских клубов «Умничка».
Его руководитель Софья Тимофеева сама когда-то создала его для дочери Ярославы, которая родилась с диагнозом «перинатальная энцефалопатия». Выяснилось, что лекарствами это не лечится. Последствия на всю жизнь — головные боли осенью и весной. Софья начала искать пути решения и нашла информацию, что помочь может раннее развитие. Когда дочери исполнился год, отвезла в соответствующий детский клуб и довольно быстро увидела положительные результаты — прогнозы начали отступать вместе с диагнозом. На собственном опыте убедилась, что раннее развитие действительно эффективно, затем стала писать свои программы, специально под дочь. Когда ребенку исполнилось четыре года, открыла экоклуб по своим программам, которые отлично себя показали и с другими детьми.
Так Софья получила успешный бизнес и на одном клубе не остановилась — открыла франшизу и бизнес-клуб, давно вышла на международный уровень.
Частные центры дошкольного дополнительного образования — спасение для родителей со сложными детьми, имеющими разные диагнозы, которым в обычном детском саду не рады. Например — аутизм. От таких детей нередко отказываются детские сады, прогнозы на получение пусть не блестящего, но нормального образования пессимистичны.
В образовательном центре «Смышленый мишка Филиппок» занимаются с детьми с особенностями развития, но не только — программ очень много. Среди них психологическая подготовка к школе, которая развивает коммуникативные навыки и помогает адаптироваться в коллективе: проявлять или уступать инициативу, соблюдать нормы общения, осознавать и выражать эмоциональные переживания, освобождаться от внутреннего напряжения, страхов, злости и обиды, учитывать интересы других детей и коллектива, соблюдать разницу в общении со сверстниками и педагогами, отстаивать свое мнение и отказывать, анализировать и контролировать свое мнение и брать ответственность за свои действия.
Многие взрослые, получив такую базу в детстве, не ходили бы по психологам, разгребая накопившиеся проблемы.
«Об образовательном центре «Смышленый мишка Филиппок» я слышала много раз от соседей, которые рассказывали об отличных результатах их детей. Я думала, что нас это не коснется и будет достаточно логопедической группы детского сада. Но за год прогресса было ноль. Ребенок в пять лет говорил отдельные слова, но связной речи так и не было. Про психологическую помощь речи вообще не идет — я подсчитала, что штатный психолог может выделить 10 минут на ребенка в год! В итоге логопед вообще отказалась с ним заниматься и посоветовала пройти медкомиссию, чтобы выяснить диагноз. Мы прошли не одну комиссию и получили диагноз «атипичный аутизм».
Я решила обратиться в этот центр. Там провели диагностику и взяли в работу, хотя предупредили, что будет сложно. С июня прошлого года начали заниматься индивидуально с дефектологом и нейропсихологом (с каждым два раза в неделю по полчаса). А еще делали логомассаж — массаж лица, языка, неба, шеи, чтобы привести в норму зажимы, которые мешают детям говорить. Плюс занятия музыкой. За год ребенок стал отвечать на вопросы, в речи появились прилагательные и глаголы. С ним можно поддерживать диалог. Я вижу, какая работа была проведена. При этом я сравнивала цены с другими центрами, и здесь получается дешевле. Например, в «Академии речи» 45-минутное занятие стоит 5 тыс. руб., а здесь 30-минутное — 1500 руб. Разница почти в два раза. Причем идет комплексная работа — и звуки ставят, и ментальную речь, и учитываются психологические особенности ребенка. Даже такого неудобного, как мой.
Государство предложило реабилитацию в Городском медико-психологическом центре в Москве: психолог, логопед плюс дефектолог. Бесплатно, но это 45 минут раз в неделю. А моему ребенку этого мало. Плюс там не дают домашние задания, которые тоже важны. Рассматриваю только в качестве дополнения. Тем более что туда сына придется возить, а центр находится в соседнем доме. И я молюсь, чтобы они никуда не переехали».
Наталья Булаш, мама ребенка с особенностями развития
Родители сетуют, что в сфере дополнительного образования для особенных детей полный бардак. Многие вообще не знают, что их детям положены бесплатные реабилитационные занятия, а те, кто осведомлен, проходят не одну инстанцию, чтобы получить то, что положено от государства. Позволить себе занятия в коммерческих центрах могут не все. К тому же педагоги не всегда объясняют родителям, что диагноз — не клеймо, а возможность помочь ребенку, и они до последнего делают вид, что все нормально, хотя во многих случаях можно решить проблему и «клеймо» снять.
«Мне кажется, что все зависит от ребенка. Знаю это по двум своим дочерям с небольшой разницей в возрасте. Одной все давалось легко, начала в три года читать, а вторую к школе пришлось готовить с репетитором. Это сейчас кажется, что во времена СССР все было бесплатно. На самом деле и тогда хорошее образование стоило дорого. Правда, репетиторство не афишировалось. Но развивающие занятия и кружки действительно были бесплатны, и их было много. Мои дочери с удовольствием занимались творчеством с раннего возраста и продолжили в школе. Были даже премированы за новогодние елки, которые делали с театральной студией, поездкой в «Орленок». А еще многое зависит от педагога. Куда-то ребенок будет ходить с удовольствием, а откуда-то сбежит. И никакие деньги не помогут».
Анна Земщук, мама с педагогическим образованием
Что думает о «развивашках» Минпросвет
Есть ли шансы, что когда-нибудь родителям не придется платить за дополнительное образование детей или хотя бы за базовую подготовку к школе?
Нельзя сказать, что все пессимистично. Министерство просвещения заявляет амбициозные реформы в этой сфере: в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка». Если все пойдет хорошо, то с его помощью будут созданы системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Иными словами, есть планы обеспечить детям равный доступ к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, чтобы их таланты и профориентация выявлялись на ранней стадии обучения.
Минпросвещения планирует к 2024 году:
- открыть 85 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- запустить 5824 образовательные организации в сельской местности и малых городах с современными условиями для занятий физической культурой и спортом;
- создать 1 354 725 новых мест дополнительного образования детей;
- охватить дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет (про раннее развитие речи не идет, но хоть что-то для начала).
Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными потребностями; модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Также с 1 сентября 2023 года должна вступить в силу новая федеральная образовательная программа дошкольного образования, ее проект Минпросвет представил в ноябре 2022 года. Ее цель — создать «единое образовательное пространство с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России». Программа рассчитана на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп: с рождения до года (младенческий период); от одного до трех лет (ранний дошкольный период); от трех до семи лет (дошкольный период).
Одной из задач обозначено обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России. Как это будет реализовано, учтет ли новая программа современные тенденции, будут ли детей учить читать до школы — покажет время.