Стивену Кингу исполнилось 76 лет: вспоминаем экранизации его сюжетов

. Как мастер ужаса получил свою кинематографическую вселенную

Американскому писателю Стивену Кингу исполнилось 76 лет

Обновлено 21 сентября 2023, 13:02
<p>Стивен Кинг в фильме &laquo;Кладбище домашних животных&raquo;, 1989 год. Писатель сам адаптировал роман для экрана, настоял на съемках в штате Мэн, экономикой которого был обеспокоен, получил роль священника и активно участвовал в процессе производства, часто консультируясь с режиссером Мэри Ламберт по поводу отклонений от сценария.</p>
Фото: Paramount Pictures

Стивен Кинг в фильме «Кладбище домашних животных», 1989 год. Писатель сам адаптировал роман для экрана, настоял на съемках в штате Мэн, экономикой которого был обеспокоен, получил роль священника и активно участвовал в процессе производства, часто консультируясь с режиссером Мэри Ламберт по поводу отклонений от сценария.

21 сентября американский писатель Стивен Кинг отмечает свой 76-й день рождения. Параллельно в российский прокат выходит документальная картина «Мир Стивена Кинга», посвященная его многочисленным голливудским адаптациям. Несмотря на то что в свое время по романам Кинга были снятые такие культовые картины, как «Мизери», «Останься со мной» и «Побег из Шоушенка», многие до сих пор ассоциируют его имя с хоррорами из категории «B»: недавний «Бугимен», провальная «Темная башня» и новая версия «Противостояния» — лишнее тому подтверждение.

Современные кинематографисты далеко не всегда способны уловить слог популярного автора, а некоторые — например, Стэнли Кубрик — и вовсе воспринимают его книги по-своему. Но правдиво ли утверждение, что Стивену Кингу не везет с экранизациями?

Кинокритик Оля Смолина пытается ответить на этот вопрос.

Голливудскими стараниями

Немногие открыли для себя Стивена Кинга благодаря литературе. Его дебютный роман «Кэрри», повествующий о девочке с телекинетическими способностями, мог бы с легкостью затеряться в поп-культурной памяти, если бы его в свое время не перенесли на большой экран.

Адаптация Брайана Де Пальмы 1976 года с Сисси Спейсек и Джоном Траволтой в главных ролях не была похожа ни на один фильм ужасов того времени: в «Кэрри» было множество хичкоковского психологизма, а сложность образа главной героини, которая предстала жертвой и агрессором в одном лице, невольно наталкивала зрителей на размышления о дуализме добра и зла, которое так часто встречается в реальной жизни.

Большой прокатный успех «Кэрри» (при бюджете $1,8 млн фильму удалось собрать более $33 млн), а также две номинации на премию «Оскар» стали для Стивена Кинга лучшим пиаром — люди буквально зачитывались его произведениями, с волнением ожидая новых экранизаций, которые, к слову, не заставили себя ждать. В течение трех последующих лет сразу три культовых режиссера выразили желание перенести романы Кинга на большой экран: автор «Техасской резни бензопилой» Тоуб Хупер поставил «Салемских вампиров», Стэнли Кубрик взялся за «Сияние», а постановщик «Нечто» и «Хэллоуина» Джон Карпентер подписался на съемки «Кристины».

К моменту выхода «Сияния» у Кинга уже имелось несколько миллионов преданных фанатов, по крайней мере на территории Америки. В связи с этим крайне далекую от литературного канона экранизацию многие приняли в штыки, пусть со временем версия Кубрика и получила должный уровень почета и признания. Кинг, который очевидно ассоциировал себя с персонажем Джека Николсона — начинающим писателем, находящимся в алкогольной завязке, — воспринял амбивалентное, чрезмерно шутовское изображение Джека Торренса как личную пощечину. И впоследствии настоял на новой телеверсии «Сияния», которая должна была перечеркнуть версию Кубрика, но в итоге не имела успеха у аудитории.

Достаточно известная в наше время «Мертвая зона» Дэвида Кроненберга с Кристофером Уокеном в главной роли тоже не подходила на звание кассового хита — при шикарном по тем временам бюджете в $10 млн ленте удалось собрать чуть больше $20 млн. Тем не менее «Мертвая зона» получила широкую популярность благодаря трансляциям кабельного телеканала HBO, для которого хоррор по мотивам романа Стивена Кинга стал одним из первых фильмов в медиатеке. Проще говоря, «Мертвую зону» крутили практически каждый день, зрители волей-неволей ознакомились и с этой адаптацией Кинга.

«Порождающая огонь» Марка Л. Лестера сделала маленькую Дрю Берримор звездой, но не особо пришлась по вкусу фанатам писателя. Дебютный режиссерский проект Кинга «Максимальное ускорение», повествующий об автомобилях, восставших против своих владельцев, был настолько плох, что даже сейчас, спустя 37 лет после своего создания, продолжает оставаться поводом для иронии в отношении писателя. Впрочем, тот факт, что крупная кинокомпания Paramount Pictures доверила Кингу проект бюджетом в $10 млн, говорит о том, что уже тогда писатель имел крайне высокий авторитет в голливудской индустрии.

Вышедшие в эти же годы фильмы «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт, «Темная половина» Джорджа А. Ромеро, «Томминокеры» Джона Пауэра еще подходили под классические лекала жанра ужасов, чего не скажешь, например, о двухсерийном телефильме «Оно» Томми Ли Уоллеса или «Останься со мной» Роба Райнера — романы, послужившие основой для этих фильмов, сам Кинг называет «частично автобиографическими». Ностальгия по Америке 1950-х в них прописана куда сильнее атмосферы потустороннего ужаса. Впрочем, это не помешало «Оно» стать самой страшной адаптацией романа писателя.

Торжество простой человеческой истории

Как писатель Стивен Кинг активно рос и развивался — логично, что вместе с ним эволюционировало его творчество. К рубежу XX века мотивы его романов все чаще дрейфовали в сторону реализма и все больше отдалялись от мистического, хоррор в его сюжетах окончательно превратился в метафору. На страницах своих романов Кинг мастерски изображал картинку идеальной американской провинции, за безупречным фасадом которой, как правило, тщательно скрывались самые жуткие человеческие пороки. Его персонажами обычно становились люди, порабощенные своими внутренними демонами или же, напротив, не без усилий побеждающие их.

В разные периоды жизни Кинг мог ассоциировать себя как с первыми, так и со вторыми: ни для кого не секрет, что при всех своих талантах он никогда не был образцовым мужем или отцом. Писательство стало для него своего рода психотерапией, способом саморефлексии и, что самое важное, искупления. Теплые воспоминания о детстве со временем сменились темными, тревожными историями о поисках правды.

«Побег из Шоушенка» на первый взгляд казался слишком мелодраматичным для Кинга, однако именно он в свое время помог зрителям вновь открыть его как автора — не только как изобретателя страшных историй, но и как вдумчивого философа, хранителя сущности человеческой души. Режиссер Фрэнк Дарабонт, взявшийся за экранизацию «Шоушенка», был фанатом творчества Кинга с самых ранних лет — неудивительно, что его видение истории Энди Дюфрейна так бережно визуализировано и самозабвенно преданно оригиналу.

Фильм о тяжелой судьбе несправедливо обвиненного американца разбередил сердца зрителей, хоть и не сразу: фортуна в лице Американской киноакадемии вновь улыбнулась Кингу, «Побег из Шоушенка» получил сразу семь номинаций на «Оскар» и привлек к себе должный уровень внимания, однако так и не смог стать серьезным конкурентом для «Форреста Гампа» Роберта Земекиса. Последующие коллаборации Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга подарили нам «Зеленую милю» и «Мглу», которые во многом придерживались тональности «Побега из Шоушенка», но при этом также обращались к теме сверхъестественного.

К этой же категории можно отнести, например, «Сердца в Атлантиде» Скотта Хикса или «Бурю столетия» Крэйга Р. Бэксли — обе адаптации, увы, так и не приблизились к успеху фильмов Дарабонта, хоть и были достаточно тепло приняты критиками.

Стивен Кинг представляет

Голливудский культ франшиз, сиквелов, приквелов и спин-оффов не обошел стороной и творчество самого продаваемого писателя в Америке. Несмотря на достаточно значительное число новых романов Кинга, кинематограф эпохи нулевых все чаще предпочитал воскрешать его старые, проверенные временем сюжеты.

Так, на экраны вышли продолжения «Воспламеняющей взглядом», «Детей кукурузы», новые версии «Кэрри», «Оно» и «Бугимена», сериальные ремейки «Мертвой зоны» и «Участи Салема». Персонажи культовых произведений Кинга со временем стали поп-культурными архетипами. Референсы на клоуна Пеннивайза, девочек-близняшек из отеля «Оверлук», мальчиков-подростков на железных путях или Энди Дюфрейна, обратившего руки к грозовому небу, перекочевали в другие произведения: фильмы, мультфильмы и сериалы, юмористические скетчи и пародии.

С учетом широкой узнаваемости любых кинговских оммажей, можно с уверенностью говорить о существовании своего рода кинематографической вселенной Стивена Кинга, герои которой существуют в собственной, пусть и расслоенной во времени, условной реальности. Киновселенная Кинга не вписывается в современное понимание франшизы, однако срок ее жизни, вероятно, существенно превзойдет супергеройские блокбастеры Marvel и DC.

А все потому, что сам Стивен Кинг давно стал неотъемлемой частью американской истории, фигурой, без участия которой не проходит ни одно десятилетие. Память о писателе бережно передается из поколения в поколение — с большой помощью современных кинодеятелей, которые все как на подбор являются поклонниками Кинга.

Поделиться
Авторы
Теги