«Грисельда»: обзор сериала со звездой «Американской семейки»
. София Вергара играет роль Грисельды Бланко — «крестной мамы кокаина»Вышла рецензия кинокритика на сериал «Грисельда» с Софией Вергарой
На Netflix вышел мини-сериал «Грисельда» — жестокая и трагическая история жизни Грисельды Бланко, создавшей один из самых прибыльных наркокартелей в истории.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о новом проекте создателей культового сериала «Нарко».
Посреди темной ночи Грисельда Бланко (София Вергара) едет домой за рулем «кадиллака» по колумбийскому Медельину. У нее пулевое ранение — в недавней перестрелке Бланко застрелила мужа-наркодиллера, который не давал ей развод и не отпускал из города. Теперь она пакует чемоданы и вместе с сыновьями отправляется из Колумбии в Майами. Здесь Грисельду встречает подруга по несчастью Кармен (Ванесса Ферлито) — долгие годы она также жила с мужем-негодяем, но сбежала от него Америку, открыла собственный бизнес и начала жизнь с чистого листа.
Намерения Бланко в США, кажется, прозрачны: устроиться на легальную работу, завязать с наркоперевозками, воспитывать сыновей и жить спокойно. Но есть нюанс: вместе с вещами, собранными в последний момент, Грисельда прихватила из Медельина килограмм кокаина. Втайне от подруги она решает продать его первым попавшимся на глаза дельцам, чтобы заработать «легкие деньги» и отпустить наконец прошлое. Вот только ее избивает подручный местного дилера, отнимает наркотики и оставляет ее на обочине наркобизнеса Майами. Но отважную и бойкую Грисельду, десять лет перевозившую наркотики из Медельина в Америку, такой пустяк не остановит.
«Грисельда» — новый проект режиссера Андреса Байса и сценариста Эрика Ньюман, создателей нашумевшего шоу «Нарко» о жизни колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. Слова самого Эскобара предваряют события сериала: «Единственным мужчиной, которого я когда-либо боялся, была женщина по имени Грисельда Бланко». Бояться ее было за что: от многих других наркобаронов Бланко отличалась особой жестокостью. Нередко она лично убивала людей и избавлялась от тел.
Мини-сериал пошагово рассказывает, какой путь прошла Грисельда — от женщины в беде и без средств к существованию до грозной криминальной баронессы, одной из самых опасных на юге Америки. Авторы, к слову, намеренно миксуют реальность и вымысел. В действительности Грисельда Бланко приехала в Майами (по фальшивым документам) уже после того, как на протяжении десяти лет занималась наркоторговлей в Нью-Йорке вместе со своим вторым мужем Альберто Браво. Но кинематографисты создали образ героини, которая рисует на чистом листе, — немного вымышленных элементов вполне уместны в полуавтобиографическом сеттинге.
Если «Нарко» во многом держался на отрицательной харизме центрального персонажа (Пабло Эскобара сыграл Вагнер Моура), то «Грисельду» тянет на себе София Вергара, загримированная до сходства с актрисой Кэтрин Зетой-Джонс.
Знакомая аудитории по сериалам «Американская семейка» и «Отчаянные домохозяйки» (Колумбия), она предстает настоящим лидером — харизматичным, способным объединять людей и входить в любую дверь без стука. Уже со второго эпизода ее Грисельда, преодолевшая первые трудности, встает на ноги — целеустремленная, яркая, волевая. Это очень неординарная драматичная роль, к которой, судя по всему, Вергара давно стремилась. Созданный ею образ разительно отличается от легковесной и комичной героини в «Американской семейке».
У такой женщины, как Грисельда, всегда есть либо четкий план, либо пути отхода на безопасное расстояние — опять-таки чтобы набраться сил и вернуться на путь, избранный судьбой. Половину мини-сериала мы наблюдаем за тем, как Бланко взбирается по криминальной лестнице вверх, а вторую — за низвержением «крестной мамы кокаина» в лучших традициях тематических байопиков. За ней ведут охоту федералы, да и в отношениях с колумбийским картелем наступают трудные времена. При этом героиня не вызывает никакой симпатии. В «Грисельде» нет места романтизации — нет никаких акцентов на несметных богатствах и безграничных возможностях и благах, которыми могут пользоваться сама Грисельда, члены ее семьи и приближенные.
Создатели мини-сериала планомерно демонстрируют, как любящая и самоотверженная мать трех подростков превращается в откровенное чудовище, для которого не работают ни правила, ни понятия, ни кодексы.
«Грисельда» не упускает возможности поговорить о расизме и сексизме. Героиня сталкивается с принижением своих способностей (физических и интеллектуальных) по причине «женщина, что ты понимаешь в наркобизнесе?». На втором плане выделяется детектив полиции (в исполнении Хулианы Айден Мартинес): латиноамериканка выступает на вторых ролях рядом с белым мужчиной-детективом, хотя довольно быстро становится понятно, что она ретивее, внимательнее и профессиональнее него. При этом девушка лишь подает кофе, переводит с испанского на английский и составляет никому не нужные отчеты о проделанной работе. Любые попытки навести «опытных» мужчин-сослуживцев на след Бланко тонут в омерзительных сексистских приколах (например, включить в отделе кондиционер, чтобы у коллеги-офицера просвечивали соски через блузку).
Сложно сказать, занимают ли авторы чью-то сторону в противостоянии наркокартеля и полиции. С одной стороны, никакой эмпатии к убийце и наркобаронессе испытать не получается — чего только стоит приказ избавиться от одного из самых верных соратников, в результате чего погибает его двухлетний сын. С другой — некоторую толику человечности (например, в репрезентации отношений матери и ее сыновей) авторы Грисельде оставляют.
Значит, в том монстре, которого мы видим в финале, все-таки живет человек, но, может быть, уже очень крепко и давно спит. Чем выше поднимаешься, тем больнее падать — кажется, «Грисельда» в полной мере подтверждает этот тезис на примере судьбы наркобаронессы.