Что не так со спортивной обувью для женщин. Вы удивитесь
. О проблеме пишут уже давноBoF: женские кроссовки создавались как копия мужских и приводили к проблемам
Посвященный модной индустрии портал Business of Fashion утверждает, что долгое время женские кроссовки были едва ли не точной копией мужских, но только более ярких оттенков и других размеров. Бренды могли опираться лишь на небольшую базу данных о том, какие аспекты следует учитывать при разработке спортивной обуви для женщин.
С появлением новых исследований ситуация начала меняться. Например, в индустрии обратили внимание на различия в женской и мужской анатомии, которые могут повлиять на спортивные результаты. Среди них — большая подвижность суставов у женщин, которая может привести к повышенной нагрузке на лодыжки и колени.
Исследование Sky Sports показало, что спортсменки в шесть раз чаще страдают от травм передней крестообразной связки, чем мужчины. После такой травмы нужен год на реабилитацию.
Сейчас есть стартапы, которые создают спортивную обувь с учетом специфики женской анатомии. В их кроссовках вмонтирована специальная чашка для пятки, чтобы снизить давление на ахиллово сухожилие. Обувь конструируется так, чтобы лучше поддерживать свод женской стопы, облегчать движение, лучше фиксировать суставы. Известные бренды тоже представили беговые кроссовки и баскетбольную обувь, рассчитанную на женщин.
О том, что спортивная обувь не учитывала особенностей женской анатомии, в СМИ сообщали и раньше. Теме была посвящена статья 2019 года на сайте The Verge.
«Изначально обувь создавалась для людей, которые занимались бегом, то есть для мужчин», — говорит биомеханик Бенно Нигг.
На 2019 год мировой рынок кроссовок оценивался в $100 млрд, и доля женской обуви росла быстрее, чем мужской. Сдвиг объяснялся тем, что женщин-бегунов стало больше. Кроме того, легкая атлетика в моде, а кроссовки носят не только на фитнесе.
Ожидания комфорта от обуви у женщин обычно ниже, отмечает Джеффри Грей из независимой исследовательской лаборатории Heeluxe. По данным этой компании, в целом женская обувь на 18% плотнее прилегает к носку, на 70% — к суставу большого пальца и на 68,4% свободнее в области пятки, чем мужская.
В The Verge тоже утверждают, что женскую и детскую обувь делали на основе обуви, рассчитанной на ногу взрослого мужчины. Однако женская и мужская ступни не идентичны. Согласно исследованию, опубликованному в 2009 году в Journal of the American Podiatric Medical Association, женские ступни не являются уменьшенной версией мужских ступней. У женщин более высокий подъем и пятка уже в соотношении с подушечками стопы. Мужские стопы в целом длиннее и шире.
Из-за ношения обуви, предназначенной для мужской стопы, могут возникнуть проблемы со здоровьем в виде опущения свода стопы, бурсита (воспаление суставной сумки), болезненности голеностопного сустава, волдырей.
Ситуация с производством женской обуви может оказаться более запутанной. В статье The Verge заявили, что в 2019 году, вероятно, еще не понимали, как изготавливать безопасную и удобную обувь. «Бегуньи получают травмы так же часто, как и в 1980-х годах», — утверждается в публикации. Кроме того, производители не могли гарантировать каждому покупателю правильную и безболезненную посадку.
Отчасти проблемы начинались на этапе сбора данных для конструирования обуви. Выборка оказывалась очень широкой. Но эксперименты конкретизировали. Стали учитывать пол, возраст, тип стопы, натренированность, характер и цели упражнений.
И все же когда дело доходит для создания обуви для топовых спортсменов, исследования чаще проводятся с участием мужчин с высокими достижениями. Так легче изучать различные переменные (сила шага и длина стопы). Плюс ученые нередко избегают проводить исследования с участием женщин из-за того, что менструальный цикл может вызвать путаницу в полученных данных.
Еще одна трудность связана с интерпретацией сведений: они могут быть неправильно истолкованы.
Биомеханики Макс Плакетт и Бенно Нигг при выборе обновки советуют полагаться на интуицию. Впрочем, интуиция может быть несколько «скомпрометирована» из-за хорошей работы маркетологов, уточняет Плакетт.