«Добыть Тарковского»: почему стоит посмотреть спектакль о Перми

. Он поставлен по рассказам писателя Павла Селукова

Вышла рецензия на спектакль «Добыть Тарковского» режиссера Дениса Парамонова

Обновлено 15 апреля 2024, 15:49
<p>Спектакль &laquo;Добыть Тарковского&raquo;</p>
Фото: @vnutri_space / Telegram

Спектакль «Добыть Тарковского»

В репертуаре московского театра «Пространство «Внутри» появился новый спектакль — «Добыть Тарковского» режиссера Дениса Парамонова. В основу легли рассказы пермского писателя Павла Селукова. Он долгое время публиковал очерки о жизни на окраине Перми в соцсетях, а в 2019 году выпустил их в виде сборника, который отметили литературные премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Журналистка Милана Стояновска рассказывает, как появился этот спектакль и чем он примечателен для зрителей.

Как это выглядит

«Добыть Тарковского» переносит зрителей в Пролетарку — самый отдаленный район Перми, где граница города обрывается природными просторами Прикамья, а главной местной достопримечательностью считается женская колония. Люди здесь заняты тем же, чем и в любом другом месте на земном шаре: влюбляются, врут, дружат, пьют, рискуют, работают, копят, мечтают — в общем, живут. И в каждой из этих жизней, на первый взгляд мало примечательных, происходит хотя бы одна история, достойная того, чтобы ее рассказали миру.

«Все рассказы Селукова о жизни. И о людях, которые даже в нечеловеческих условиях находят себя и, несмотря ни на что, чего-то хотят, больше всего — любить и узнавать. И это состояние «чего-то хотеть» принципиально важно, потому что бывают обратные случаи, когда у человека пропадает любое желание и он ставит на себе крест, — рассказывает режиссер. — Это и привлекло меня больше всего. Я увидел людей, которые безумно сильно хотят чего-то друг от друга, от себя и от жизни».

Спектакль состоит из шести рассказов. Сюжетно они не связаны друг с другом, зато объединены общими темами и тем, что в кино принято называть «сеттингом», то есть атмосферой.

Все происходит на стыке девяностых-нулевых, когда интернет еще не успел вмешаться в мир офлайн-общения и развлечения вроде похода в кино, поездки на мотоцикле или побега с украденным ящиком спирта были объединяющими мероприятиями, которые формировали новостную повестку района.

Еще одним объединяющим элементом стало визуальное решение использовать кадры из фильмов Андрея Тарковского на протяжении спектакля. По словам режиссера, эти образы и цитаты классика стали олицетворением мечты героев, идеалом, к которому они движутся и который достигают.

«Гений Тарковского в том, что он сумел использовать метафору сновидения и передать посредством киноязыка внутренний мир героя. Мы использовали кадры из его фильмов как иллюстрацию внутреннего мира персонажа в самый кульминационный момент истории», — объясняет Парамонов.

Спектакль «Добыть Тарковского» говорит со зрителями о вечном, используя понятные формы и образы, которые уже вшиты в культурный код. Крохотная квартирка за выслугу лет, олимпийка с парадным платьем, полупустой кинозал, тесная полка в поезде, ящик водки для большого праздника — это не отголоски маргинальной жизни, а вещи, формирующие российскую действительность недалекого прошлого (а может, и настоящего).

Из-за этого зрителю так легко подключиться к историям и прожить вместе с персонажами полтора часа, чтобы выйти из зала с мыслями о совести, творчестве, желаниях, отношениях, целях и смыслах.

Как создавался спектакль

Впервые постановку Дениса Парамонова по рассказам Павла Селукова показали в рамках экспериментального проекта МХТ им. Чехова для молодых драматургов и режиссеров «Артхаб». Это произошло в 2023 году. Тема творческой лаборатории была сформулирована как «В поисках комедии». «Можно отправиться на поиски комедии, а по дороге найти что-то совсем другое. Пожалуй, мы набрели на трагикомедию человека в поисках себя», — рассказывает режиссер о спектакле.

Идею перенести на сцену рассказы о жизни на окраине Перми Парамонову подсказала театральный режиссер Светлана Землякова, которая была его педагогом в ГИТИСе. Тексты Селукова произвели на молодого постановщика сильное впечатление, тогда и стало понятно, что именно они станут основой для его новой работы.

«Я очень долго искал материал. Хотелось найти современную прозу, читая которую сразу понимаешь, про каких людей она написана. Читая авторов другой эпохи, мы понимаем персонажей не сразу, только ближе к середине. Дело в том, что предметный мир героев современному человеку не до конца понятен, он лишен ассоциаций. Мне же хотелось найти современного автора, который пишет так, будто ты сам знаком с его персонажами и живешь в том дворе, где происходят действия», — вспоминает Денис Парамонов.

В постоянный репертуар МХТ спектакль не вошел, зато его согласился приютить у себя Олег Карлсон — основатель и театральный продюсер «Пространства «Внутри». Из-за того, что зародился «Добыть Тарковского» в стенах МХТ, все роли в спектакле исполняют актеры-мхатовцы: Кузьма Котрелев, Дмитрий Сумин, Мария Сокольская, Владислава Сухорукова, Антон Лобан и Александр Поршин.

Увидеть постановку Дениса Парамонова в «Пространстве «Внутри» зрители могут раз в месяц, ближайший спектакль — 1 мая.

О «Пространстве «Внутри»

Независимый камерный театр на Казакова, 8 строение 3 открылся в мае 2021 года и позиционирует себя как «пространство свободного искусства и любви». Здесь нет постоянной труппы, вместо нее — резиденты, то есть творческие коллективы и открытые к сотрудничеству режиссеры.

В разное время на сцене «Пространства «Внутри» можно было увидеть постановки Мастерской Брусникина, проекта «Дочери СОСО» и Театра взаимных действий. С театром работали и продолжают работать Людмила Петрушевская, Владимир Мирзоев, Антон Федоров, Александр Горчилин, Роза Хайруллина, Александр Паль и многие другие.

Спектакли, которые можно посмотреть в апреле—мае:

  • «Он в Аргентине». Две параллельные судьбы в одном пространстве в исполнении Розы Хайруллиной и Юлии Чебаковой.
  • «Ричард». Мир «шекспировских страстей» в спектакле, современный квест, куда попадают герои.
  • «Петушки». Рефлексия на 50-летие поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки».
  • «Рисовая собака». Спектакль-концерт по стихам Федора Сваровского.
Поделиться
Авторы
Теги