Взрывной фарс: каким получился фильм «Министерство неджентльменских дел»
. К новому боевику Гая Ричи про Вторую мировую возникли вопросыВышла рецензия на «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи
13 мая онлайн, на «Кинопоиске», и в прокат вышла новая картина Гая Ричи — «Министерство неджентльменских дел», проект, который обречен на сравнения с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино.
Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает о новом фильме британца и том, насколько эти сравнения уместны.
1942 год. Власти Великобритании в лице Уинстона Черчилля (сильно загримированный Рори Киннир из «Рода мужского») собирают команду отъявленных авантюристов и наемников для совершения диверсий в тылу врага. Задача миссии не только расшатать ряды нацистской армии и помешать их планам, но и создать повод для вовлечения в войну сильного союзника — США.
Герои во главе со своим лидером Гасом (комичный Генри Кавилл) отправляются на опасное задание — в случае успеха момент наступления мира приблизится, а в случае провала герои вряд ли вернутся домой и война затянется.
В основе «Министерства неджентльменских дел» роман писателя Дэмиена Льюиса «Министерство неджентльменской войны: Как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции» (2014). В книге вольно изложены события реальной военно-морской операции «Почтмейстер», организованной британскими спецслужбами зимой 1942-го. И пусть у героев книги и фильма есть прототипы, их характеры, слова и поступки — прямой результат авторской фантазии.
Хотя задолго до Ричи и Льюиса участников представленных событий художественно осмыслил «отец» бондианы Ян Флеминг. Считается, что сыгранный Генри Кавиллом майор британской армии Густавус Генри «Гас» Марч-Филлипс — прототип самого Джеймса Бонда, которого писатель задумал как раз в годы Второй мировой, когда служил в военно-морской разведке.
Ричи вплетает это в фильм: Флеминг (его сыграл Фредди Фокс из «Медленных лошадей») в числе прочих членов командования появляется на секретных переговорах о создании будущей диверсионной группы, а героя Кавилла мимоходом называют шпионским прозвищем М — отсылка к руководству Джеймса Бонда в MI6. Флеминг заимствовал этот псевдоним у реально существовавшего главы Секретной службы Ее Величества Мэнсфилда Смита-Камминга.
При этом герой Кавилла меньше всего похож на звезду супершпионского кино. Это человек с замашками вокзального цыгана и неутолимой тягой ко всему красивому: то у Флеминга ловко утащит красивую зажигалку, то выменяет у руководства дорогое пальто, которое вскоре сбросит ради модели помоднее, снятой с нацистского офицера (зря, что ли, немцам шила форму Hugo Boss).
И все же персонаж, списанный с реального человека, послужившего вдохновением для рождения Бонда, не дает Кавиллу развернуться, и играть актеру нечего. Остается лишь размашисто вышагивать с винтовкой наперевес и с сигарой во рту, время от времени отпускать шуточки, громко смеяться, обозначая этим свою индивидуальность.
Этому же примеру следуют все прочие герои: Андерс Лассен (громила Алан Ричсон из «Джека Ричера»), Фредди Алварес (Генри Голдинг из полнометражных «Джентльменов»), завербованная разведкой актриса Марджори Стюарт (Эйса Гонсалес из «Задачи трех тел»), темнокожий Херон (Бабс Олусанмокун из «Гнева человеческого») и другие. Их характеры размыты, четкой биографии нет, мотивация неясна. Ввязываются ли они в авантюру из-за любви к Ее Величеству или потому что их инстинкт самосохранения притупился за три года войны, а запах крови только пробуждает азарт?
Некоторые персонажи ввиду исторического контекста могут вызвать вопросы (например, пара Херон и Марджори). В тех же «Бесславных ублюдках» Дайан Крюгер смотрелась гораздо органичнее, как и допущение с отрядом евреев-мстителей. Режиссеру стоило либо полностью превратить сюжет в фантастическую сказку, либо не ссылаться на реальные исторические факты.
Фильм помещает тему Второй мировой войны в пространство авторского вымысла, заполненного развлекательным фарсом. Даже в сравнении с «Ублюдками» Тарантино проект Ричи проигрывает за счет недокрученного драматизма и провала в общей целостности сюжета. А герои «Министерства» движутся к своей цели гурьбой, как дворовая шпана перед массовой дракой, в отличие от героев «Бесславных ублюдков», чья жажда расправы была оправдана обстоятельствами, а юмор служил защитным механизмом.
Ричи превращает историю в несмешной, но буйный анекдот, забывая про драматизм. Война в его вариации — киноаттракцион. Немецкий артист Тиль Швайгер — антипод тарантиновского Хьюго Штиглица — играет очень недалекого, одетого с иголочки нациста, словно сошедшего с подиума новой коллекции Ральфа Лорена. Противостояние рождается из контраста: силы противников подпитывают друг друга — герой тем сильнее и отважнее, чем могущественнее враг, которого он сумел одолеть. В случае «Министерства» карикатурный злодей нивелирует всю доблесть героев.
Британский режиссер, в последние годы снимающий в турборежиме по два проекта в год, работает с переменным успехом. Удачные проекты («Гнев человеческий», «Переводчик») сменяются провальными («Меч короля Артура», «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»). Кажется, что Ричи удачлив именно тогда, когда зол. Маскулинный, грубый и немногословный «Гнев человеческий» был пропитан не только потом и кровью, но и жаждой мести.
Пыльный и сгорающий под солнцем пустыни «Переводчик» восхвалял стойкость человеческого духа в условиях, когда человеческая жизнь ничего не стоит. А сериальные «Джентльмены» так удачно хохмили, потому что автор поставил цель — высмеять лицемерие британской аристократии.
В «Министерстве неджентльменских дел» нет «злого» автора, и фильм на ринге хулиганских работ режиссера обречен на поражение.
Впереди у Гая Ричи и Генри Кавилла (а также Эйсы Гонсалес) новое сотрудничество — проект In The Grey. Подробности не раскрываются, но известно, что в нем также снимется Джейк Джилленхол. Если карьерная формула режиссера не даст сбой, тогда и поговорим серьезно.