«Материнский инстинкт»: обзор фильма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн
. В кино снова показывают стильные 1960-е, за которыми прячется драмаВышла рецензия на ретротриллер «Материнский инстинкт» с Хэтэуэй и Честейн
В российском прокате идет «Материнский инстинкт» — американский ремейк одноименного европейского психологического триллера. Главные роли в режиссерском дебюте оператора Бенуа Деломма блестяще исполнили Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн. Действие происходит в начале 1960-х, а в центре внимания оказываются две идеальные домохозяйки, чьей дружбе положила конец страшная трагедия.
Кинокритик Мария Ракитина увидела в «Материнском инстинкте» стильный портрет эпохи и предсказуемый детективный триллер.
Соседки — бывшая журналистка Элис (Джессика Честейн) и бывшая медсестра Селин (Энн Хэтэуэй), — давно дружат. После удачного замужества обе завершили карьеры и полностью посвятили себя домохозяйству. Их прелестные сыновья не разлей вода и вечно находят приключения себе на голову. Однажды Элис, копаясь в саду, заметит, как соседский мальчишка пытается водрузить скворечник на дерево, стоя на самом краю балкона. Испугавшись, она попытается предупредить подругу, но за шумом работающего пылесоса Селин ничего не услышит, и случится трагедия. Дальше — все как в тумане. Селин похоронит единственного ребенка, облачится в траур, а спустя некоторое время начнет искать повод подружиться с сыном Элис.
Психологический триллер «Материнский инстинкт» — режиссерский дебют маститого французского оператора Бенуа Деломма («Мальчик в полосатой пижаме», «1408», «Один день», «Аромат зеленой папайи»).
Новоиспеченный постановщик не претендует на звание самобытного творца, несущего зрителю оригинальный продукт. Деломм никого обманывать не собирается и констатирует факт: он взялся за леденящую душу историю, описанную в романе бельгийки Барбары Абель и тонко переосмысленную в европейском «Материнском инстинкте» 2018 года. Главным отличием двух экранизаций от литературного первоисточника стало время действия. Оба фильма обращаются к эпохе 1960-х и погружаются во внешне безмятежный мир идеальных домохозяек, в то время как в романе события разворачивались в наши дни.
Режиссерское решение преподнести опасное противостояние двух безупречных жен и матерей в формате ретротриллера «под Хичкока» выглядит оправданно. В романе детективная линия не блещет витиеватостью и вообще легко предугадывается еще в первых главах. Винтажное обрамление на экране придает сюжету объем и зловещую тревожность.
Взяв пример с Оливье Массе-Депасса, отвечавшего за франко-бельгийскую адаптацию «Материнского инстинкта», Деломм сделал ставку на ностальгию, но за океаном. Даже за референсами режиссер-дебютант далеко ходить не стал. Еще в первых сценах, упивающихся пригородным лоском, угадывается влияние сериалов «Почему женщины убивают» и «Отчаянные домохозяйки». Со вкусом одетые главные героини, подражающие Джеки Кеннеди и Эве Мари Сейнт (реже — Мэрилин Монро), посвящают себя заботе о доме, мужьях и сыновьях.
Селин и Элис наслаждаются привилегированной размеренной жизнью. Утром они провожают детей в школу, а супругов — на работу. Днем ухаживают за цветочными садами и продумывают меню семейных ужинов. По праздникам устраивают торжества на заднем дворе, на которые приглашают подруг и их обеспеченных мужей. Вечера проходят в гостях за коктейлями, танцами и непринужденным обсуждением политики. «Некоторые считают, что Тедди Рузвельт был нашим лучшим президентом», — сообщает подвыпившая Элис, и в течение минуты разглагольствует о достижениях республиканца.
Предыдущая киноверсия «Материнского инстинкта» казалась абстрактной фантазией о 1960-х, а не отражением эпохи. В своей адаптации Бенуа Деломм, напротив, пишет стильный портрет американской элиты в разгар предвыборной кампании Джона Кеннеди. Приметы исторического периода разбросаны тут и там, но ярче всего воплощаются в нарядах героинь. Подруги носят приталенные платья с коротким рукавом и подолом «тюльпан», шляпки-таблетки, узкие капри, облачаются в ткани насыщенных цветов и клетку виши.
Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн всегда органично вписываются в ретропроекты — достаточно вспомнить роли в «Айлин» и «Прислуге». В «Материнском инстинкте» актрисы уверенно чувствуют себя в декорациях 1960-х, а от элегантных образов их героинь невозможно оторвать взгляд. Похоже, визуальная составляющая картины беспокоила режиссера куда больше смысловой.
Фильм Бенуа Деломма развивается по универсальной схеме развенчания мифа о беззаботном существовании богатых белых людей. За фасадами уютных домов с аккуратным газоном скрываются неразрешенные конфликты и тихие драмы.
Бывшая журналистка Элис периодически скучает по работе в местной газете и прямо в лоб спрашивает свою подругу: «Неужели тебя устраивает эта жизнь?» Та лишь смущенно улыбается в ответ. Мужа Элис, недавно получившего должность главного бухгалтера, совершенно не беспокоит профессиональная нереализованность супруги, ведь она прекрасно справляется с ролью хранительницы очага. О чем еще можно мечтать?
Селин в исполнении Энн Хэтэуэй тоже сталкивается с равнодушием супруга, но не желает это признавать. Отдушину обе героини находят в детях — очаровательных сыновьях-ровесниках. Но материнское счастье не вечно.
Деломм-оператор по обыкновению размывает границы между персонажем и зрителем, проявляет пристальное внимание к эмоциям и постепенно сгущает краски. Деломм-режиссер не изменяет этим принципам: в кукольные интерьеры медленно просачивается густой мрак, нервные срывы двух женщин выходят на первый план, заполняя собой все пространство.
Однако вместе со стремительным падением героинь в бездну безумия вырисовывается и главная проблема картины — ее второстепенность. От ощущения, что эту историю вы проживали не раз, будет непросто отделаться.
Эксплуатацию женщин в эпоху «идеальных домохозяек» не менее виртуозно обличал глянцевый хоррор «Не беспокойся, дорогая». В ретроутопии об американской мечте Оливия Уайлд особенно подчеркивала колоссальное психологическое давление, которому подвергались замужние женщины в 1950–1960-х годах. Стремление достичь совершенства в глазах общества буквально сводило героинь с ума.
В «Материнском инстинкте» Элис и Селин так же театрально страдают от внутреннего одиночества и непонимания со стороны мужей. Героини обитают в изолированном, иллюзорно безупречном мире, где дорого обставленные дома свидетельствует о достатке и благополучии, а душевные терзания принято держать в себе. Именно запрет на публичное выражение эмоций человеку, который столкнулся с невыносимым горем, в фильме оказывается фатальным.
Драма об утраченной на фоне трагедии дружбе быстро перерастает в клаустрофобный триллер с хичкоковским саспенсом.
Сюжет о последствиях тяжелейшей травмы потери ребенка впечатляет гротескностью, которая сливается с истеричной атмосферой кино Деломма. Наблюдать за стычками героинь Честейн и Хэтэуэй, которые с каждой сценой становятся все более угрожающими, — довольно интересно. Тревожность Элис прогрессирует, превращаясь в паранойю, а Селин теряет связь с реальностью. Эмоциональное состояние женщин роднит их с героинями «Газового света» и «Головокружения».
Однако посредственная детективная линия омрачает психологизм картины. Преждевременно раскрыв карты, «Материнский инстинкт» лишается нуарного очарования. Деломм так увлекается эстетикой эпохи, что пренебрегает жанровой многослойностью и нередко грешит повторами напряженных сцен.
Как камерный триллер о женщинах на грани нервного срыва «Материнский инстинкт» работает исправно, но все же оставляет ощущение незавершенности, будто автор упустил нечто важное. Фанатов тру-крайма криминальные твисты едва ли удивят, но непричастных заставят как следует понервничать. Правда, пара остросюжетных поворотов здесь мало что решает — психологический триллер Деломма все равно рискует затеряться в потоке однотипных ретролент.