Dungeons & Dragons — 50 лет: чем игра привлекла фантазеров и ораторов

. Как она ворвалась в массовую культуру и что нужно, чтобы в нее играть

Игре Dungeons & Dragons исполнилось 50 лет

Обновлено 30 мая 2024, 07:18
<p>Кадр из сериала &laquo;Теория большого взрыва&raquo;</p>
Фото: Warner Bros. Television

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»

В 2024 году культовая настольная ролевая игра Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы») празднует свой 50-летний юбилей. С момента своего создания она успела побывать в центре десятка скандалов, вдохновить на свершения сотни творческих людей и навсегда изменить массовую культуру.

Обозреватель РБК Life Артем Дубровский рассказывает, чем D&D может удивить современного игрока и как начать свое путешествие к подземельям и драконам.

Кто придумал D&D

Первая редакция Dungeons & Dragons появилась на свет в 1974 году, за ее создание стоит благодарить Гэри Гайгэкса и Дэйва Арнесона. Сначала она представляла собой масштабную модификацию варгейма (вид настольных игр, имитирующих масштабные военные сражения при помощи миниатюрных фигурок солдат и боевой техники. — РБК Life) под названием Chainmail. Но позже оформилась в самостоятельную игру благодаря огромному количеству нововведений и смещению акцентов со стратегических битв на ролевой отыгрыш.

Гайгэкс и Арнесон описали правила, которые предлагали игрокам придумать уникальных персонажей и отправиться в увлекательное приключение в мире средневекового фэнтези со всеми архетипическими атрибутами: магией, монстрами и героическими подвигами. В отличие от классических варгеймов, собравшиеся за столом должны были управлять всего одним воителем вместо целого отряда. А для победы совсем необязательно было побеждать всех врагов: главное — создать в процессе захватывающую историю и полностью погрузиться в выбранные роли.

Фактически D&D развила и оформила идеи игр, в которые каждый из нас играл в детстве, бегая с друзьями по двору и изображая ковбоев, индейцев, супергероев или персонажей сериала «Зачарованные». К возможности на несколько часов примерить другую личину Гайгэкс и Арнесон добавили систему правил, регулирующую все возможные социальные конфликты, боевые столкновения и развитие героев в процессе прохождения испытаний.

Как игра повлияла на поп-культуру

Если внимательно приглядеться, то, вероятнее всего, вы увидите, как уши D&D торчат из почти всех ваших любимых фантастических произведений. Гайгэкс и Арнесон были первопроходцами и своим изобретением открыли дорогу в мир многим талантливым творческим людям.

В Dungeons & Dragons с упоением играли Роберт Джордан (автор «Колеса Времени»), Джерард Уэй (вокалист My Chemical Romance), Дэн Хармон (создатель «Рика и Морти»), Джон Кармак и Джон Ромеро (разработчики DOOM), а также десятки других личностей, сформировавших современную поп-культуру.

Огромное влияние D&D оказала и на развитие жанра фэнтези в целом. Она подарила нам культовых чудовищ, узнаваемые заклинания и, что немаловажно, сам визуальный язык фэнтези. Дело в том, что до появления Dungeons & Dragons ужасающие монстры, волшебные народцы и мудрые волшебники в причудливых одеяниях существовали только на страницах книг — и разные художники рисовали их совершенно по-разному, основываясь на не всегда точных описаниях. D&D же создала некий канон, как должны выглядеть классические фэнтезийные орки, драконы, гоблины и гномы. Именно эти образы мы встречаем повсеместно: от фантастических произведений 1980-х до современных видеоигр вроде Dragon's Dogma 2.

А еще D&D отлично работает как тема для отсылок и олицетворение ностальгии по более простым, но куда более волшебным временам. Активнее всего с этой темой работают братья Дафферы, создатели «Очень странных дел». Но сочные оммажи на «Подземелья и Драконы» можно встретить также в «Гравити Фолз», «Теории большого взрыва», «Ривердэйле», «Сообществе», «Симпсонах» и даже в «Губке Бобе Квадратные Штаны»! Признаваться в любви к D&D сейчас модно, а о своих лучших играх с удовольствием рассказывают Вин Дизель, Джо Манганьело и создатели «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс.

Правила и особенности

Любая игра в D&D — это небольшой иммерсивный спектакль, насыщенное представление, в котором игроки исполняют роли и актеров, и сценаристов, и режиссеров. Они подробно описывают все действия своих персонажей, участвуют в диалогах от их лица и продумывают наиболее выигрышную стратегию, чтобы продвинуть сюжет вперед. Или получить удовольствие от процесса.

Руководит всем происходящим за столом Ведущий (в D&D он называется «Мастер», от английского dungeon master) — как правило, самый опытный, красноречивый и знакомый с механиками D&D игрок. Он описывает окружающий героев мир, следит за соблюдением всех правил и отыгрывает персонажей. Но в отличие от других участников Мастер вживается в роль не единственного искателя приключений, а вообще всех неигровых персонажей, включая жителей городов, монстров и даже обычных животных. А еще именно он имеет решающее право голоса в любых спорных ситуациях — в D&D это называется золотым правилом.

Подавляющее большинство взаимодействий игроков и Мастера выглядят как самый обычный диалог: игрок описывает поступки своего персонажа, а Мастер рассказывает, как они повлияли на мир вокруг. В ситуациях, когда исход действия сложно предугадать сразу, на помощь приходят дайсы — игральные кости самых разных форм и размеров. Игрок бросает кость, прибавляет к ней значение необходимой характеристики своего персонажа и смотрит на результат. Если выпавшее значение с учетом прибавленной характеристики равняется или превышает сложность, заявленную Мастером, — действие удалось. Если нет, герой моментально страдает от негативных последствий.

Таким образом, D&D принципиально отличается от традиционных настольных игр. Главными инструментами здесь являются не карточки, фигурки или фишки, а фантазия, гибкость ума и умение примерять на себя разные образы. Ведь чем интереснее получится приключение, тем более успешной окажется и вся игровая встреча.

Как начать игру

Самый простой способ начать свой путь в D&D — найти опытного Мастера, который сможет в спокойной обстановке объяснить вам основные правила и посвятить во все тонкости настольных ролевых игр. Сделать это совсем несложно благодаря десяткам интернет-сообществ, участники которых готовы безвозмездно помогать новичкам и устраивать обучающие встречи как вживую, так и онлайн. Но если вы хотите разобраться в вопросе самостоятельно, то подготовка предстоит основательная.

Итак, что же понадобится? Определиться с правилами. За годы своего существования базовые правила D&D неоднократно видоизменялись, оформляясь в самостоятельные редакции. Актуальная и самая доступная редакция сегодня — пятая, с нее будет проще всего начать свой приключенческий путь. Но если вам захочется приобщиться к более старым правилам, вы можете почитать обучающие материалы в Сети.

Раздобыть нужные книги. Три главные для D&D книги — это «Книга игрока», «Руководство Мастера Подземелий» и «Энциклопедия чудовищ». Первая содержит все необходимые правила для создания персонажей и отыгрыша. Вторая учит ведущих придумывать собственные приключения или правильно использовать уже готовые и модерировать все спорные ситуации за игровым столом. А третья подробно описывает монстров из D&D с указанием их характеристик и особых способностей. Начинающему игроку вполне хватит только «Книги игрока», а вот начинающему Мастеру придется приобрести и прочитать все три руководства, чтобы умело жонглировать нужными для игры знаниями. Впрочем, для первого D&D-опыта вполне может подойти и «Стартовый набор», куда обычно входят краткие выжимки из всех трех книг.

Подготовиться к приключению. Если вы игрок, то постарайтесь придумать яркого персонажа — того, за кого вам будет интересно играть и взаимодействовать с окружающим миром. Если же вы Мастер, то пропишите подробный сценарий приключения или воспользуйтесь одним из множества готовых, создайте неигровых персонажей, расставьте монстров и ловушки, а заодно подготовьте для себя напоминания и шпаргалки, которые помогут не запутаться в процессе игры.

Запастись сопутствующими атрибутами. Из обязательного — листами персонажей (для игроков), карандашами, ластиками и набором из разных дайсов: D4, D6, D8, D10, D12 и D20, где число после буквы «D» является количеством граней на кости. Из необязательного, но полезного — фигурками персонажей и картой местности для наглядности, тематической музыкой для создания подходящей атмосферы за столом, а также ширмой Мастера, чтобы скрывать за ней материалы, предназначенные только для ведущего.

Найти единомышленников. D&D — исключительно социальная игра, поэтому насладиться ей без подходящей компании просто не получится. Позовите на встречу друзей или найдите группу игроков, которой интересны те же приключения, что и вам. Нелишним будет обстоятельно обсудить с другими участниками запретные темы и стиль ведения игры — например, использование нецензурной лексики, контент 18+ или степень серьезности за столом. Ведь группа шутников, которая собралась посмеяться, никогда не оценит старания вдумчивого игрока, пытающегося с каменным лицом отыгрывать своего персонажа. А любители строгих приключений, проводимых по всем правилам, никогда не поймут весельчаков, пытающихся превратить каждую игровую ситуацию в комедийную сцену.

Почему каждому стоит попробовать D&D

В отличие от многих других игр, она обладает одновременно и развлекательными, и образовательными, и терапевтическими свойствами. Миллионы людей по всему миру выбирают ее, потому что «Подземелья и Драконы» позволяют:

  • развить фантазию. События каждого D&D-приключения разворачиваются исключительно в головах участников, а значит, им волей-неволей приходится использовать воображение и постоянно искать выходы из самых нестандартных ситуаций;
  • поставить речь. Почти любая партия в D&D — это настоящий урок ораторского и актерского мастерства. Умение формулировать мысли и вживаться в роль своего персонажа здесь будет не менее важно, чем мощное оружие и удачные броски дайсов;
  • социализироваться. D&D — это отличный способ найти единомышленников и в перспективе — верных друзей. Поиграть без подходящей компании не получится, а значит, нужно будет научиться работать в команде и считаться с мнением окружающих;
  • проработать травмы. Закрывать гештальты нужно с опытным психотерапевтом, но для многих игроков именно D&D заменяет такого специалиста. За игровым столом можно безопасно примерить личину другого человека и произнести вслух то, что постесняешься сказать в обычной жизни;
  • отлично провести время. Все-таки в первую очередь D&D — это игра. И со своей первостепенной задачей она справляется превосходно даже 50 лет спустя. Будьте уверены, что приключение в компании друзей и красноречивого Мастера запомнится вам ничуть не меньше любого супертехнологичного продукта современной игровой индустрии. А все потому, что в основе Dungeons & Dragons лежит простая до гениальности мысль: не существует более гибкого и многогранного развлекательного инструмента, чем наша с вами фантазия.
Поделиться
Авторы
Теги