Как подобрать школу для ребенка. Важные нюансы, которые помогут с выбором
. Почему стоит задуматься об этом заранее и что учесть при принятии решенияКазалось бы, лето — это время, когда можно не думать об учебе. Но на самом деле это лишь «большая перемена», которую можно провести с пользой. Например, подобрать хорошую школу для своего ребенка.
Вместе со специалистами школы «А-Статус» мы составили чек-лист из пунктов, на которые стоит обратить внимание при подборе учебного заведения. Если вы уже в процессе выбора, проверьте, ничего ли не пропустили. Если только в начале пути, сравнивайте прямо по списку.
Полный цикл обучения
Смена школы обычно стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Конечно, в идеале хорошо бы выбрать то самое учебное заведение, в котором ребенок будет обучаться до 11-го класса, где ему будет комфортно, а качество образования позволит получить хорошие знания по всем предметам школьной программы. Огромным преимуществом является наличие дошкольного отделения, что позволяет осуществлять преемственность школьного образования.
По словам директора школы «А-Статус» Елены Кустовиновой, подобный подход делает процесс воспитания и обучения для ребенка максимально плавным и комфортным.
«В нашей школе мы рассматриваем преемственность как двусторонний процесс: с одной стороны, сохраняем самоценность дошкольного детства, а с другой — знаем их реальные достижения и развиваем накопленный потенциал. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте».
В хорошей школе также заботятся и о будущем выпускников. Например, проводят встречи по профориентации и помогают им определиться с выбором профессии или знакомят с условиями поступления в университеты, делают акцент на отдельных предметах, необходимых для поступления.
По словам Елены Кустовиновой, большинство выпускников школы «А-Статус» планируют продолжить обучение в ведущих вузах страны: МГУ, МГИМО, ВШЭ. Именно поэтому руководство школы организует лекции и встречи с преподавателями из этих учебных заведений, ведь вузы тоже заинтересованы в абитуриентах с высоким уровнем знаний.
Педагогический состав
Конечно, при выборе школы родители могут лишь очень условно оценить преподавателей, например, по фотографии и обязательной информации на сайте: образование, стаж работы, награды и звания преподавателей. Многие учебные заведения выделяют отдельные странички, чтобы рассказать об учителях больше интересного. Обязательно стоит внимательно изучить это раздел.
Например, на сайте школы «А-Статус» у каждого преподавателя есть своего рода визитная карточка. Если вы откроете страничку Эльхосейна Белбашира, то узнаете, что он не просто преподаватель французского языка, но и его носитель, а также Рыцарь французского ордена Академических пальм. Этот орден был учрежден еще Наполеоном I и присуждается за значительный вклад в распространении культуры нации во всем мире.
Также полезно найти и официальные аккаунты школы в социальных сетях. Соцсети — идеальное место для коммуникаций с подрастающим поколением и их родителями. Елена Кустовинова отмечает, что они в «А-Статус» на своих страницах в соцсетях часто рассказывает о преподавателях не только как исключительно о носителях знаний, но и об их увлечениях.
Условия и оснащение
Мало кто задумывается, что учащиеся с учетом кружков и занятий дополнительного образования могут проводить в школе даже больше времени, чем дома. Поэтому комфорт и условия обучения здесь не менее важны.
Не поленитесь прийти самостоятельно, чтобы воочию познакомиться с особенностями учебных классов. Это не получится сделать в любое время (у школ свои требования безопасности), но так или иначе с руководством можно договориться о визите.
Современный класс давно не банальные парты и доски с мелом. В них появились проекторы, экраны, специальные учебные материалы, которые помогают ученикам визуализировать то, о чем говорит учитель.
«Оснащение школы играет важную роль в образовательном процессе. Во-первых, это «умное» школьное здание: «умный» свет, «умная» система пожаротушения, многофункциональные пространства. Во-вторых, «умная» образовательная среда: классы-лаборатории, мастерские, концертный зал, интерактивное оборудование, робототехника, трансформируемая мебель. В-третьих, технологии, которые применяют наши педагоги: технологии проблемного и разноуровневого обучения, организационно-деятельностные игры (проведение квестов, квизов), технологии исследовательской и проектной деятельности, шоу-технологии, «информационное зеркало», кейс и арт-технологии, тренинги общения (дискуссии, диалоги, дебаты)», — говорит директор школы «А-Статус» Елена Кустовинова.
Даже питание в школах может быть реализовано по-разному. Где-то это простой буфет, в котором можно перекусить, где-то небольшая столовая, в которой разогревают готовую еду. В школе «А-Статус» есть целое кафе с полноценным рационом и пятиразовым питанием. Когда кормят вкусно, дети едят с удовольствием. А учитывая, что в современной школе ученики проводят большую часть времени, качественное питание — залог правильного развития и отсутствия проблем со здоровьем.
Индивидуальный подход к каждому
Одна из главных проблем традиционной школы — разный уровень успеваемости учеников. Если ориентироваться на слабых в классе, сильным будет неинтересно. Если на сильных, отстающие не успеют за программой и потеряют мотивацию.
Хорошая школа должна предлагать дополнительные занятия тем, у кого проблемы с успеваемостью. Но это минимум. Например, в школе «А-Статус» пошли гораздо дальше: здесь изначально уменьшена численность обучающихся в классе до 12–15 человек, чтобы учитель мог уделять больше внимание каждому из учащихся. Если кто-то не разобрался в теме, его подтягивают дополнительно, так удается избежать эффекта снежного кома, когда отставание нарастает в течение года и становится причиной неуспеваемости по предмету. Условия обучения в школе «А-Статус» дают возможность индивидуального подхода к каждому ученику, и это залог успеха ребенка.
«Проблемы с успеваемостью иногда носят чисто психологический характер, — уверена педагог-психолог школы «А-Статус» Ольга Чекунова, — Это могут быть сложности с адаптацией к самому процессу обучения (особенно у первоклашек), с интеграцией в коллектив, в отношениях с преподавателем. В школе обязательно должен быть психолог, способный увидеть такие проблемы, а потом быстро и эффективно с ними разобраться».
Творческое развитие
Общеобразовательная школа не зря так называется. Она позволяет получить базовые знания, которые потом пригодятся и гуманитариям, и «технарям», да и просто в обычной жизни. Но каждый ребенок — это личность, у которой есть свои приоритеты. Кому-то нравится рисовать, а кто-то с интересом осваивает новые компьютерные программы.
Именно поэтому стоит помнить не только о базовом образовании, но и о творческом развитии. У ребенка должен быть выбор кружков и секций, где с ним готовы заниматься. Если занятия организованы именно в школе — это здорово. Не нужно будет мчаться с работы, чтобы отвезти любимое чадо в музыкальную школу или театральный кружок.
«Мы в нашей школе создали целую систему дополнительного образования — Академию «А-Статус» — и постарались дать детям максимальный выбор творческих занятий. И конечно же, подобрали авторитетных педагогов. Например, танцевать ребят учит Евгений Папунаишвили, знаменитый на всю страну и за ее пределами танцор и хореограф, — объясняет Елена Кустовинова. — А на занятиях изобразительного искусства наши дети учатся творить под руководством замечательного художника Александра Шилова-младшего. Его работы украшают Третьяковскую и Дрезденскую галереи. Наши ученики с увлечением занимаются разными видами спорта, например шахматами, баскетболом и карате, а еще танцами, живописью, театральным искусством и не только…»
Навыки, полученные детьми в рамках занятий, впоследствии пригодятся им не только в жизни, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. К примеру, уже в начальной школе ребята осваивают основы журналистики и учатся составлять тексты, снимать видео, работать ведущими. Кто знает, может, из сегодняшних учеников школы «А-Статус» вырастут не только квалифицированные специалисты, но и будущие известные блогеры и лидеры общественного мнения.
Результаты выпускников
При выборе школы стоит учитывать информацию о достижениях школьников: участие в олимпиадах, конкурсах, государственной итоговой аттестации, конференциях и исследованиях. Данную информацию школы, как правило, размещают на официальном сайте. И конечно же, каждая школа гордится своими выпускниками.
Так, на страничке школы «А-Статус» можно увидеть прогресс в количестве медалистов за последние годы. Если в 2019-м их было 14% от выпуска, то в 2021 и 2022 годах — уже 50%. Сам за себя говорит и тот факт, что все выпускники девятых классов решили продолжить обучение в родной школе. А после 11-го класса также все поступили в высшие учебные заведения (включая бюджетные отделения НИУ ВШЭ и МГИМО). В 2024 году выпускник стал победителем Московской олимпиады школьников.
Вот, пожалуй, основные нюансы, на которые стоит обратить внимание родителям при выборе школы для своего ребенка.