«Хитмен. Последнее дело»: Майкл Китон снял фильм про наемника с деменцией

. Чем неонуар выделяется на фоне других историй про киллеров

Майкл Китон показал себя настоящего в неонуаре «Хитмен. Последнее дело»

Обновлено 31 мая 2024, 14:07
Майкл Китон страдает деменцией в фильме «Хитмен. Последнее дело»
Фото: Brookstreet Pictures

Майкл Китон страдает деменцией в фильме «Хитмен. Последнее дело»

Уже доступный онлайн режиссерский проект Майкла Китона «Хитмен. Последнее дело» (в оригинале — «Нокс исчезает») стал третьим заметным фильмом о судьбе киллера за последнее время. Два его «компаньона» — «Убийца» Дэвида Финчера и «Я не киллер» Ричарда Линклейтера — открылись публике Венецианского кинофестиваля, представив жанр в необычном ракурсе. Китон также выбрал интересный угол, сделав главным двигателем сюжета неминуемую старость и приходящее с ней слабоумие. Получилась мрачная и неспешная история о возрастном наемнике, который в считаные недели должен утратить все, что сумел нажить за долгую жизнь, включая собственную память.

Подробнее о картине, напоминающей лебединую песню ее автора, рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина.

Джон Нокс (Майкл Китон) — киллер почтенного возраста. Его дом напичкан оружием, на банковских счетах огромные суммы отмытых гонораров за совершенные убийства, а в медицинской карте — новый диагноз: «прогрессирующая деменция». Случай Джона критический, и счет идет даже не на месяцы, а на недели. За это время герою, который все чаще теряется между явью и фантазиями, нужно успеть завершить все дела: отдать бывшей жене (Марша Гей Харден) деньги в качестве компенсации за причиненную ей некогда боль, предупредить любовницу (полька Йоанна Кулиг из «Холодной войны») о том, что он скоро перестанет быть собой и их еженедельные любовные встречи по четвергам прекратятся, а сына (Джеймс Марсден) вытащить из беды.

По следу киллера идет не только страшный диагноз, стирающий всю его жизнь, но и двое полицейских, которых не так-то легко обвести вокруг пальца. Еще у Джона есть близкий друг и подельник Хавьер (Аль Пачино), которому тоже нельзя полностью доверять. За семь недель до наступления тотального забвения киллеру нужно успеть совершить как можно больше хороших поступков.

15 лет назад Майкл Китон дебютировал в качестве режиссера — тоже с историей о киллере. Криминальный «Веселый господин» рассказывал о наемнике, оказавшимся перед сложным выбором. Второй режиссерский опыт, так уж совпало, тоже строится вокруг судьбы героя вне закона. Фильм попал на фестиваль, правда, не в Венецию, а уже в Торонто. Программа смотра трещала по швам от изобилия режиссерских проектов известных артистов.

Кристин Скотт Томас представляла драму «Северная звезда» со Скарлетт Йоханссон. Крис Пайн презентовал драмеди «Чистильщик бассейнов». Анна Кендрик дебютировала с основанным на реальных событиях триллером «Женщина часа». Вигго Мортенсен проводил историческую ревизию в вестерне «Мертвые не причиняют боли». Звезда «Очень странных дел» Финн Вулфхард взбудоражил смотр комедийным слэшером «Адское лето». А Майкл Китон угрожал мрачным неонуаром «Хитмен. Последнее дело». И из всего этого списка именно картина Китона срифмовалась точнее всего с общим запросом западных кинематографистов в 2023 году. Дэвида Финчера («Убийца» с Майклом Фассбендером), Ричарда Линклейтера («Я не киллер» с Гленом Пауэллом) и инди-постановщика Хармони Корина (экспериментальный Aggro Dr1ft с рэпером Трэвисом Скоттом) вдруг заинтересовали наемные убийцы. Но исследовать этот прежде идеализированный и неуязвимый образ киллеров они решили через их изъяны и поиск ахиллесовой пяты.

Все перечисленные фильмы и их главные герои — профессионалы, внезапно допускающие ошибку, низводящую их до уровня обычных смертных. Финчер, Линклейтер, Корин и Китон проводят ревизию привычного маскулинного образа героя с пушкой в руках и стальными нервами. Теперь в этих персонажах проступает уязвимость, промахи обходятся слишком дорого: будь это угроза преследования разочарованного заказчика или кара пострашнее — риск утраты памяти.

Китон, которому в этом году исполнится 73, хорошо понимает трудности, с которыми сталкивается его персонаж. Необязательно строить карьеру наемника, чтобы проникнуться ужасом стареющего человека, оказавшегося на пороге возрастной деменции. Но диагноз своего героя Китон использует не в качестве кармы, а в виде дополнительного препятствия к финальному заданию. Пока Джон пытается разобраться с бытовыми делами и не решается убрать пароль на телефоне, который он и так скоро забудет, на его пороге оказывается сын в исполнении Джеймса Марсдена. Он напуган, кажется, наломал дров и очень нуждается в помощи отца. Притом что их личные отношения предсказуемо болезненны.

Марсден появляется в фильме в редкой для себя роли нервного семьянина, вступившегося за честь дочери-подростка. Но яростное благородство сменяется ужасом, и с последствиями содеянного он предлагает разобраться старику-отцу. Нокс-старший воспринимает это дело как финальное: забрав за свою карьеру столько чужих жизней, он получает шанс спасти жизнь близкого человека. Может, таким образом искупить какой-нибудь из грехов.

Сценарий Грегори Пуарье, тесно связанного с миром детской анимации (в его послужном списке, например, как работа над вторым «Королем Львом», так и над российской дилогией: «Баба Яга. Начало» и «Яга и книга заклинаний»), рисует мрачный мир наемника Джона, светлые дни памяти которого сочтены. Понятно, чем эта история подкупила Китона, который рассмотрел в ней извечный сюжет про обреченного героя. Со страниц античной трагедии он переносится в неонуар.

Своего персонажа актер, в прошлом примеривший образы сразу нескольких супергероев (от Бэтмена до Стервятника), воплотил с обезоруживающей искренностью, словно это и его последний шанс сделать что-то значимое в карьере.

Впрочем, впереди у Китона второй «Битлджус» и очередное появление в образе Брюса Уэйна в полнометражной «Бэтгерл». Но именно «Хитмен. Последнее дело» разрешает ему быть самим собой, без диковатого грима или непроницаемой маски супергероя.

Поделиться
Авторы
Теги