Ученые нашли экзопланету с океаном и льдами при помощи «Джеймса Уэбба»

. Планета в созвездии Кита получила название LHS 1140 b

При помощи «Джеймса Уэбба» обнаружена экзопланета с теплым океаном и льдами

Обновлено 09 июля 2024, 09:42
Экзопланета LHS 1140 b
Фото: B. Gougeon / Université de Montréal

Экзопланета LHS 1140 b

Группа ученых, в число которых входит астроном из Мичиганского университета (UMICH) Райан Макдональд, обнаружила новую экзопланету (то есть планету за пределами Солнечной системы) и дала ей название LHS 1140 b. На ее поверхности они нашли океан с теплой водой и фрагменты ледников, сообщается на сайте университета. Данные были собраны с космического телескопа «Джеймс Уэбб» в декабре 2023 года и добавлены к данным с других космических телескопов — Spitzer, Hubble и TESS.

Уточняется, что LHS 1140 b расположена в экваториальном созвездии Кита примерно в 48 световых годах от Земли, что сравнительно близко по космическим меркам. Она вращается вокруг красного карлика размером в пять раз меньше Солнца. Ученые выяснили, что экзопланета находится в так называемой обитаемой зоне, где диапазон температур позволяет существовать воде в жидком состоянии.

Как заявляют авторы исследования, обнаруженная планета является «супер-Землей» с потенциально такой же насыщенной азотом атмосферой. Но для подтверждения этих данных потребуется дополнительное ее изучение.

На основе имеющихся данных LHS 1140 b оказалась менее плотной, чем ожидалось для планеты с каменистой основой. А от 10 до 20% ее массы может состоять из воды. Причем на планете есть как фрагменты изо льда, так и снега, и жидкой воды. Как показывает моделирование, если LHS 1140 b имеет атмосферу, подобную земной, то планета должна быть похожа на снежный ком или ледяной шар с жидким океаном на стороне, обращенной к звезде.

Диаметр LHS 1140 b может составлять 4 тыс. км, а это значит, что покрытая водой площадь планеты будет эквивалентна половине площади Атлантического океана. В центре потенциального океана на экзопланете температура может достигать вполне комфортных для человека 20°С.

Ранее астрономы из Калифорнийского университета обнаружили экзопланету HAT-P-32b с колоссальными газовыми потерями. Газовый хвост простирается на расстояние, которое превышает ее радиус в 53 раза. По словам астрофизика Чжоуцзяна Чжана, который руководил проектом, это уникальное явление в астрономии.