Кино на выходные: сериал «Юг» с Трибунцевым, Яценко и Снигирь

. Сказки российской географии от Ивана Соснина
Обновлено 26 августа 2024, 09:29
Ярослав Могильников (Ералаш из сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте») пускается в путешествие по России. Кадр из сериала «Юг»
Фото: Okko

Ярослав Могильников (Ералаш из сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте») пускается в путешествие по России. Кадр из сериала «Юг»

В онлайн-кинотеатре Okko стартовал роуд-муви «Юг» — сериал о мальчишке с диковинным именем Юг, воспитанным бабушкой, который однажды узнает, что где-то между Волгой и Енисеем живет и здравствует его отец. Через базу данных VK Юг находит с десяток потенциальных кандидатов и решает каждого проведать лично.

РБК Life считает, что сериал подойдет для просмотра тем, кто устал от тяжелой новостной повестки и не против увидеть примеры приторной доброжелательности.

История разворачивается сперва в поселке, где живут Юг и его бабуля (Надежда Маркина), затем в соседнем поселке («зэчьем», как указывает герой), потом в Якутии и так далее. Доверчивый, хотя и отстраненный от реальности до признаков аутистического расстройства Юг (Ярослав Могильников, сыгравший в «Слове пацана» Ералаша), в день своего 14-летия обнаруживает в бабушкином серванте миллион рублей денежных переводов от некоего Д. Кипеня и быстро соображает, что такие большие деньги («по шесть тысяч рублей в месяц!») присылал отец.

Юг его никогда в жизни не видел, да и маму (Светлана Иванова) помнит смутно: она умерла, когда ему было три года. Взрослел он в бабушкиной заботе, привык врать, чтобы «не расстраивать других», обзавелся лишь одним «настоящим другом» под аватаром эльфа-воительницы в видеоигре, паспортом с неудачной фотографией и, наконец, желанием отыскать родную душу.

Сериал от режиссера «Далекие близкие» Ивана Соснина открывал в конце мая фестиваль детского семейного кино и анимации «Медвежонок-2» в Перми — нельзя найти проект для того более подходящий. Авторы — Иван Соснин и сценарист Алим Бесчоков («Гусар») — сделали очередное российское зазеркалье, провинциальную сказку, путь героя в которой отмечен встречами с доброжелателями всех форм и вариаций.

Вот Юг предпринимает первую попытку познакомиться с папой в поселке Лесной, рядом с колонией. Его встречает Юрий Колокольников в наколках-наклейках. Зритель уже думает: ну, пиши пропало. Однако встреча заканчивается фантастически. Вот Юг заселяется в купе поезда, чтобы совершить переезд через всю страну в Якутию в одиночестве. Но добрая проводница Лена («как река», заметит Юг) с лицом Анны Уколовой не даст ему пропасть. А ее любовничек в исполнении Максима Стоянова, который, кажется, окончательно нашел свое амплуа в российских сериалах — хама-полубандита, — будет Юга шпынять, но серьезных проблем не доставит.

Единственные печали, с которыми сталкивается герой, — это невозможность опустошить мочевой пузырь в общественном туалете из-за особенностей реакции на окружающий мир и острое чувство, выраженное закадровым текстом как «скучаю по бабушке» (лицо героя везде одинаковое, приходится все объяснять). Других проблем у него нет: спасибо таинственному папе, деньги водятся, а значит, все дороги открыты. Эту истину мы знаем и без Ивана Соснина с размашисто снятыми роуд-муви.

Путешествие — то, что режиссер ценит в своей профессии. Придя в нее из рекламы, Соснин принялся «обуклечивать» российскую реальность, и за счет хороших сценариев, которые ему попадались, получал симпатичные результаты, вовремя трогательные и вовремя же будоражащие. За историей Юга тоже интересно следить, в том числе благодаря постепенно входящим в кадр артистам: сперва Юрий Колокольников, чья монументальная харизма с интеллигентско-пижонским ядром может облагородить любого персонажа-негодяя; потом Анна Уколова — вариация «простой русской женщины», сбившейся с пути проводницы; вклинивается Тимофей Трибунцев в роли бедового следака из местного отделения полиции. Или Антон Адасинский — некий криминальный авторитет, похожий на Кощея Бессмертного.

Начиная с обложки, отсылающей к «Отрочеству» Ричарда Линклейтера, авторы вводят референсы, переворачивая с ног на голову знакомые ситуации: так, бабуля Маркина устраивает в полиции нагоняй, подобно героине Фрэнсис Макдорманд в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», когда та пыталась заказать эти самые билборды. Но сцена выходит притихшая, как умирающая на обочине птица, которой уже никогда не взлететь.

Всеобъемлющая доброта, исходящая, конечно же, из видения главного героя, здесь приобретает удушающую тяжесть, а занудные комментарии Юга по отношению к разным раздражителям делают из этого кино путеводитель.

Причем рафинированный и до смешного наивный. Например, на замечание по якутскому городу Мирный о том, что «здесь добывают алмазы, но люди живут скромно», хочется выкрикнуть эпитет поярче. Если это и была задумка авторов, то рабочая.


И все же сериалу стоит дать шанс: у путеводителя есть свой магнетизм — это саспенс (кто же отец!), благодаря которому можно простить навязчивые попытки «заговорить» зрителя картинками альтернативной российской реальности.

Поделиться