Драму «Мария» с Анджелиной Джоли представили на Венецианском фестивале

. Честный портрет оперной дивы и эскапизм в оттенках «Травиаты»

Фильм «Мария» с Анджелиной Джоли представили на Венецианском фестивале

Обновлено 30 августа 2024, 09:09
Анджелина Джоли в образе Марии Каласс
Фото: Apartment Pictures

Анджелина Джоли в образе Марии Каласс

Во второй день 81-го Венецианского кинофестиваля по-настоящему стартовала конкурсная программа, каждый фильм-участник которой надеется на главную награду — «Золотого льва». Пусть это только начало, критикам уже есть о чем подискутировать: прошли показы бойкой «спортивной» драмы «Убейте жокея» Луиса Ортеги и байопика «Мария» Пабло Ларраина. Последняя картина как раз и требует отдельного внимания — ею чилийский режиссер заканчивает свою трилогию про важных женщин в истории мира.

В 2016 году Ларраин представил «Джеки» с Натали Портман в роли вдовы Джона Кеннеди, а в 2021-м — «Спенсер», пригласив Кристен Стюарт на роль принцессы Дианы. Теперь Ларраин поработал с Анджелиной Джоли, перевоплотившейся в Марию Каллас — трагическую и уязвимую, но важную фигуру оперной сцены.

Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает, как Ларраин обрамляет исторические факты художественной интуицией и почему без американской актрисы этой биографической драмы не получилось бы.

Дива давно не выступала на сцене, СМИ заподозрили ухудшение ее голоса и каждый раз норовят раскопать больше сведений о ее состоянии и ее неудачах. На самом деле Мария практически все дни проводит в своей парижской квартире, где ее единственные собеседники — дворецкий и кухарка-горничная. Певица даже горько шутит, что они для нее отец, мать, муж, жена, брат и сестра в одном флаконе.

Разговоры она ведет и с давно ушедшими близкими: ее покойный любовник является к ней во снах, но это остается за кадром. Иногда Мария придумывает целые сценарии и полностью уходит в фантазии. Например, как молодой журналист прибывает к ней взять интервью, а зовут его так же, как таблетки, которые она принимает. Вместе с ним она гуляет по Парижу, в котором видит музыку и частички прошлого — диссоциация героини с настоящим только углубляется.

Мария уже давно не чувствует реальности, и единственные люди, которые хотя бы как-то пытаются вернуть ей ощущение действительности, — прислуга. Они восхищаются ее голосом, хотя ничего не понимают в опере. Мария по-настоящему жива, только когда поет. В остальное время она призрак, единственный обитатель своих выдуманных сценариев.

Отрешенность от реальности, полное погружение в фантазию и, конечно же, сожаление о прошлом — только так Мария способна существовать в своих последних четырех стенах. Анджелина Джоли изображает ее как абсолютно пустую, безжизненную фигуру, но в которой все еще сверкает маленькая капелька желания воскреснуть. Утопающая в чувстве безысходности и тоски разбитых надежд, жгучих амбиций и утраты собственного я, а именно голоса, Мария может только отпускать колкости без намека на улыбку и просить переставлять пианино в квартире.

Она давно растворилась где-то в зазеркалье, и Пабло Ларраин следует сам и ведет зрителя за ней в потустороннее пространство.

Творчество Пабло Ларраина ассоциируется у зрителя с болью, потому каждая героиня его трех байопиков проходит через сложную череду испытаний, символически умирая и перерождаясь. Режиссеру интересен именно этот психологический аспект, когда все нервы напряжены, словно струны скрипки, готовые лопнуть в любой момент.

Джеки, Диана и Мария — три заблудшие души, которые силятся найти хотя бы лучик света в кромешной тьме. Ларраин обнажает их, как ему кажется, настоящие чувства и эмоции, которые зрители должны прочувствовать на физиологическом уровне. Он составляет свой психологический портрет каждой личности, дорисовывает детали и гиперболизирует до такой степени, что экран вот-вот треснет.

Ему очень важна физиология как интерпретация эмоций. По этой причине во всех байопиках главные роли исполняли актрисы, готовые бескомпромиссно возложить на алтарь собственный талант и не только исполнить образ, надев его на себя как вторую кожу, но полностью раствориться в нем. Для этого Ларраин выбирает поворотные моменты их биографий и приглашает самых выразительных актрис.

В качестве сюжетной канвы Ларраин берет определенный отрезок времени: в «Джеки» — первые часы после выстрелов в Далласе; в «Спенсер» — несколько дней 1991 года, когда Диана решает развестись с Чарльзом; в «Марии» — последние семь дней жизни певицы до сердечного приступа. Анджелина Джоли с ее богатой на трагические образы фильмографией и сверхъестественно прекрасной внешностью превосходно вписывается в художественную интерпретацию Ларраина.

По мнению режиссера, кинематографисты не так часто рассказывают истории про артистов большой сцены и оперную жизнь. Наверное, Брэдли Куперу было бы обидно это услышать, ведь год назад в том же месте он презентовал своего «Маэстро» о композиторе Леонарде Бернстайне. Кстати, он также работал с Марией Каллас и не переставал восхищаться ее талантом. Конечно, ведь без нее оперный мир топтался бы на одном месте.

К концу 1940-х годов Каллас была заметной фигурой на оперной сцене, известная своим необыкновенным диапазоном, эмоциональной интерпретацией и драматическим сценическим обликом. Ее артистизм заключался не только в вокальном таланте, но и в глубоком понимании эмоциональных и психологических аспектов персонажей, которых она изображала.

Каллас умела передавать тонкие эмоции с помощью голоса — она была способна воплотить целый ряд персонажей с индивидуальной психологической подоплекой и мотивацией. Ее отличало от других также понимание театрального аспекта оперы; она видела себя не просто вокалисткой, а полноценной артисткой, которая должна была вживаться в роли, которые она исполняла.

Ее подход часто включал в себя тщательное изучение характеров персонажей, и она тесно сотрудничала с дирижерами и режиссерами, чтобы обеспечить аутентичность своих интерпретаций. Инновационные вокальные приемы Каллас и ее готовность идти на риск привели к появлению новых стандартов в оперном исполнении, оказав влияние на бесчисленное множество певцов, которые пошли по ее стопам.

Однако, несмотря на огромное признание ее таланта, многие больше любили читать разные таблоидные сводки о личной жизни певицы. На каждой фотографии папарацци она широко улыбалась, будто сущность из иного мира, но в этих замерших мгновениях хранилась лишь маленькая часть правды. Пабло Ларраин выбрал показать Марию Каллас такой, с какой мир еще не был знаком.

Поделиться
Авторы
Теги