Пищевой краситель временно сделал живую мышь прозрачной. Как это возможно

. Ученым удалось рассмотреть кровеносные сосуды и органы живых мышей

Science: простой пищевой краситель тартразин делает кожу прозрачной

Обновлено 06 сентября 2024, 09:06
Простой пищевой краситель делает кожу прозрачной
Фото: Техасский университет

Простой пищевой краситель делает кожу прозрачной

Ученые из Стэнфордского университета (США) сделали открытие, которое может в корне изменить подход к биомедицинским исследованиям. Они нашли способ временно сделать кожу мыши прозрачной с помощью обычного пищевого красителя под называнием тартразин. Этот метод позволяет исследователям наблюдать за работой органов без хирургического вмешательства, сообщает CNN со ссылкой на Science.

В научно-фантастическом романе Герберта Уэллса «Человек-невидимка» 1897 года главный герой изобретает сыворотку, которая делает клетки его тела прозрачными. Описанная в романе технология легла в основу современных исследований.

Ученые выяснили, что молекулы желтого красителя тартразина изменяют показатель преломления в тканях кожи, что позволяет свету проходить через нее без рассеивания. Всего через несколько минут кожа становится прозрачной. В ходе эксперимента ученым удалось рассмотреть кровеносные сосуды и внутренние органы у живых мышей. Сама прозрачность обратима. Краситель тартразин сертифицирован для использования в пищевых продуктах, таких как чипсы и мороженое.

«Мы объединили желтый краситель, который поглощает большую часть света, особенно синего и ультрафиолетового, с кожей, которая рассеивает свет. По отдельности эти вещества не пропускают много света, но вместе они сделали кожу мыши прозрачной», — пояснил автор исследования Цзыхао Оу (Zihao Ou).

Технология может найти широкое применение в медицине. Например, она поможет врачам легче находить вены при заборе крови или введении игл, что особенно актуально для пожилых людей с плохо заметными венами. Кроме того, она может улучшить диагностику кожных заболеваний и облегчить процедуры на коже — например, удаление татуировок или фототерапию для лечения глубоких тканей. Однако на людях эксперименты еще не проводились. По словам исследователей, кожа человека примерно в десять раз толще, чем у мыши.

Старший преподаватель кафедры биоинженерии Имперского колледжа Лондона Кристофер Роулендс пояснил, что метод основан на известном физическом принципе соотношения Крамерса – Кронига: если материал поглощает много света одного цвета, он сильнее преломляет свет других цветов. По его мнению, это открывает новые перспективы для изучения биологических процессов, таких как развитие и регенерация тканей. Он подчеркнул, что метод прост в применении и не имеет серьезных побочных эффектов, что отличает его от других подходов, вызывающих повреждения тканей.

Ранее команда ученых из Детского научно-исследовательского института Мёрдока в Австралии (MCRI) впервые искусственно вырастила стволовые клетки человеческой крови. Созданные клетки ученые вводили мышам с иммунодефицитом. Оказалось, что они успешно приживались в костном мозге мышей и функционировали на уровне, аналогичном трансплантации клеток пуповинной крови, что свидетельствует о высоком потенциале новой технологии.

До этого ученые из Университета Бата обнаружили в эмбрионе человека клетки с программой самоуничтожения. Они содержат молодые мобильные элементы, или транспозоны, которые могут перемещаться по геному и вызывают повреждения. Ученые предположили, что такое явление может быть одним из способов защиты ДНК.