«Джокер: Безумие на двоих» показали на Венецианском кинофестивале
. Первая и злая любовь Артура Флека в отражении давно забытых мюзикловВенецианскому кинофестивалю представили мюзикл «Джокер 2» с подзаголовком «Безумие на двоих» — сиквел больной антисупергеройской драмы Тодда Филлипса, на том же смотре получившей «Золотого льва» в 2019 году.
Тогда большинство критиков и журналистов сравнивали картину с «Таксистом» Мартина Скорсезе и сочиняли к своим обзорам сложные, полные удивления заголовки, будто не веря, что фильм про персонажа из американских комиксов победил в почетном европейском конкурсе.
Кинокритик Ася Заболоцкая считает, что на этот раз у Филлипса получилось произведение мелодраматическое, с «Таксистом» его уже не сравнить, и главная награда фестиваля вряд ли ему достанется.
Тюремной больницы Аркхем с ее сырыми и мрачными стенами сторонятся жители Готэма, но для Артура Флека (Хоакин Феникс) это дом родной. Здесь ему позволяют шутить его бездарные шутки и громко хохотать. Аркхем — личный открытый микрофон Артура, здесь его понимают все слушатели — такие же безумцы, как он. Надзиратели только рады несколько раз избить комедианта, а потом предложить сигаретку за глупый анекдот. Такова повседневность Джокера после убийства пяти человек, включая ведущего телешоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро).
Однажды Артур перестает улыбаться и шутить, дав волю Джокеру, решающему из тюрьмы сбежать. С приходом альтер эго в сознание жизнь перестала казаться смешной, воцарилась безысходность. В этом смятении он встречает сумасшедшую девушку, пожирающую его глазами. Блондинка складывает руку в пистолет и стреляет себе в висок: искра, безумие.
Для Леди Гага роль яркой злодейки с разбитым сознанием, казалось бы, как вторая кожа. Еще все помнят ее сценический образ из нулевых с безумными нарядами и скандальными видеоклипами. Однако ее актерское мастерство сильно уступает вокальному, хотя порой в отдельных сценах взгляд Харли Квинн становится совсем уж пугающим. Виной тому, возможно, сценарий, сосредоточенный на Джокере и игнорирующий его «вторую половину», которой достался пустой экзоскелет сумасшедшей одержимой подружки.
Феникс хорошо помнит причуды своего Артура Флека из первого фильма и выдает органичную игру со всей сложностью и глубиной. Невольно задумываешься: Джокер — неординарная и опасная личина, как бы чего не вышло. Правда, в версии Филлипса она более флюидная, сшитая из разных архетипов, противоречивая. Он не злодей, а жертва коррумпированной системы, которой наплевать на слабое меньшинство. Решая выбраться из этой «мясорубки» и прекратить унижения, он получает принудительное лечение в психушке. Там-то к нему и прибивает манипуляторшу Ли Квинзель (она же Харли Квинн), которая, пользуясь служебным положением, начинает вить из него веревки.
Их отношения всегда изображались аберрантно: Харли бегает за Джокером, тот ее использует, вместе они творят абсолютную дичь. В отличие от комиксов, кинематограф этот тандем переосмысляет. В «Хищных птицах» героиня, сыгранная Марго Робби, наконец бросает своего мучителя и обретает уверенность в себе и независимость. У Филлипса она тоже кажется непривычной нарративу — Харли Леди Гага здесь главный манипулятор, слепо влюбленная в идею Джокера и превращающая эти отношения в мюзикл. Звучат песни из «Милой Чарити», «Театрального фургона», пронзительный госпел Gonna Build a Mountain, исполненный дуэтом, проплывает оммаж «Приятелю Джои». Влюбленные не разговаривают, они поют и танцуют, заворачивая в вихрь своих иллюзий весь Готэм.
Одна песня за другой, пестрый наряд Харли и кирпично-красный костюм Джокера. Рояль, свадьба, конфетти, поцелуи, признания в любви, танцы — режиссер Тодд Филлипс строит этот невероятный романтический мир в градации, пока наконец он не лопнет, как огромный воздушный шар под давлением, а мюзикл не станет судебной драмой. Молодой перспективный прокурор Харви Дент (Гарри Лоути) настаивает: Артур Флек не суперзлодей, не опасный преступник, а лишь несчастный псих, которому придется понести наказание за свои безумные деяния. Одержимая Харли Квинн уверена, что в этом конфликте личностей возобладать должен именно Джокер, а потому с упоением наблюдает, как Артур хоронит сам себя, используя зал суда как площадку для своего стендапа, принимая за зрителей всех присутствующих.
Но настоящим зрителем является только Харли Квинн, и ее цель близка. Спасать несчастного ни ей, ни коррумпированной системе совершенно не хочется, как и зрителю — проникаться к нему сочувствием. Будучи расщепленным надвое, Джокер-Артур растерял пугающий шарм, и, кажется, ни один музыкальный номер сиквела не смог возродить его в том виде, в каком он предстал в первом фильме на лестнице под Rock and Roll Part 2 Гари Глиттера.