Олегу Басилашвили — 90 лет. Вспоминаем 8 лучших его ролей
. От «Служебного романа» до «Мастера и Маргариты»Олегу Басилашвили исполнилось 90 лет: вспоминаем его лучшие роли
![Олег Басилашвили на съемках юбилейной, 60-й телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». 2018 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/30/347273392274302.webp)
Олег Басилашвили на съемках юбилейной, 60-й телепередачи «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». 2018 год
В карьере народного артиста СССР Олега Валериановича Басилашвили порядка 100 проектов в кино и свыше 50 — в театре. Ровно 60 лет назад с успеха спектакля «Еще раз про любовь» Юрия Аксенова по пьесе Эдварда Радзинского началась яркая карьера Басилашвили как в театре, так и в кино. Зритель любит его за яркие роли у Эльдара Рязанова и Георгия Данелии, Карена Шахназарова и Владимира Бортко.
Помимо профессиональной карьеры, Олег Басилашвили хорошо известен своей социально-политической деятельностью. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, поддерживал свободу слова и критиковал вооруженные конфликты. В 2000 году входил в число деятелей культуры, открыто осудивших возвращение к мелодии советского гимна. В разные годы публично выступал в защиту телеканала НТВ, режиссера Кирилла Серебренникова и политзаключенных. Открыто критиковал «закон Димы Яковлева» и выступал за открытие мемориала памяти жертв сталинских репрессий.
РБК LIfe вместе с кинокритиком и автором телеграм-канала Age of Cinema Еленой Зархиной предлагает вспомнить выдающиеся роли актера, подарившего советскому зрителю образы обаятельных циников и романтиков, а российскому — неповторимого потустороннего Воланда.
«Служебный роман»
1977 год, режиссер Эльдар Рязанов
На съемках фильма «Служебный роман». 1977 год
Хватает только одного взгляда на Юрия Григорьевича Самохвалова, чтобы понять вспыхнувшие вновь чувства у его коллеги и бывшей возлюбленной Ольги Рыжовой (Светлана Немоляева). И хотя линия этих двух персонажей не центральная в картине про трудовые будни советской номенклатуры, она все же важная. Басилашвили сыграл противоречивого героя, оказавшегося в сложном жизненном положении. И пусть он поступает непорядочно и даже подло, мало кто сумел бы изобразить этого очаровательного мерзавца так же искрометно.
С Эльдаром Рязановым на съемках фильма «Служебный роман». 1977 год
Самохвалов получился не шаблонным негодяем, а живым человеком, со своими сомнениями, слабостями и страхами. Трудно удержаться, чтобы посочувствовать ему и чтобы осудить его поступок, наказание за который, к слову, он получает незамедлительно.
«Осенний марафон»
1979 год, Георгий Данелия
С Мариной Нееловой на съемках фильма «Осенний марафон». 1979 год
История, с одной стороны, рядовая и очень понятная широкому зрителю, но в то же время смелая и неординарная для периода застоя. Андрей Бузыкин — рядовой советский гражданин, опытный переводчик в издательстве и преподаватель при Ленинградском университете. У него есть карьера, жена и взрослая дочь. Есть и любовница. Но ничего из этого не делает его счастливым. Он не решается уйти от жены и придать официальный статус своим отношениям на стороне. На работе не решается дать отпор любопытной коллеге Варваре, а дома — соседу-слесарю, который уговаривает напиться. Да и гостю-профессору из Дании никак не откажет в совместных изнурительных пробежках по утрам.
«Осенний марафон» (1979)
Басилашвили создал на экране портрет сложного, надломленного героя, который запутался в жизни. Это чувство растерянности кинематографисты того времени старались отрефлексировать на экране нередко (в том же 1979-м, например, вышла драма «Отпуск в сентябре» про героя Олега Даля, оказавшегося на таком же распутье). Это рифмовалось с общим настроением в обществе — впереди была перестройка, но до ее наступления казалось, что затянувшийся и гнетущий осенний марафон будет длиться вечно.
«Вокзал для двоих»
1982 год, режиссер Эльдар Рязанов
На съемках фильма «Вокзал для двоих». 1982 год
Вера — официантка в привокзальном ресторане станции Заступинск. Платон — пианист, который добровольно отправляется поездом «Москва — Душанбе» в места не столь отдаленные, где должен понести наказание за взятую на себя чужую вину в дорожном происшествии. Случайная встреча оборачивается для героев краткосрочным, но ярким романом, который переворачивает всю их жизнь.
Классическая мелодрама Рязанова с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко в главных ролях. Снималась бы картина в Голливуде, вероятно, вышла бы легким ромкомом, но в руках Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского этот материал превратился в серьезную и основательную поэму о любви.
С Эльдаром Рязановым на съемках фильма «Вокзал для двоих». 1982 год
Мировая премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале в 1983 году. Есть версия, что сюжет картины списан с реальной истории композитора Микаэла Таривердиева и его возлюбленной, актрисы Людмилы Максаковой. Но как бы то ни было, «Вокзал для двоих» — красивая история зрелой любви, которой все возрасты покорны и которая одним только своим существованием доказывает, что второго шанса достоин каждый.
«Противостояние»
1985 год, режиссер Семен Аранович
Экранизация повести Юлиана Семенова, снятая режиссером Семеном Арановичем в формате шестисерийного фильма про убийство в одном из северных городков Советского Союза. В ходе расследования выясняется, что основной подозреваемый Григорий Милинко давно мертв — убийца присвоил себе его личность и скрывается от правосудия. Возглавляющий следствие полковник милиции Владислав Костенко (его сыграл Басилашвили) идет по следу таинственного преступника, распутывая сложный клубок тайн и заговоров. «Противостояние» — многослойное и продуманное до мелочей жанровое произведение, в котором крепким узлом сплетаются напряженный детектив, захватывающий боевик и психологическая драма. Это своего рода «Схватка» Майкла Манна, которая тоже исследует природу противостояния тех, кто закон охраняет и тех, кто его нарушает.
В одном из своих интервью Олег Басилашвили рассказал, что изначально проект состоял из восьми серий и поднимал вопрос, почему у значительной части советских граждан в первые годы Великой Отечественной войны были пораженческие настроения. Но по словам актера, авторам картины поступило около 400 замечаний сверху с требованием убрать эту линию из фильма. И режиссер Семен Аранович вынужденно пошел на уступки, сократив проект до шести эпизодов.
«Курьер»
1986 год, режиссер Карен Шахназаров
Кадр из фильма «Курьер» (1986)
Главный кинематографический манифест перестройки. История столкновения двух поколений, двух эпох: отцов, которые привыкли к устоявшимся правилам и взглядам на жизнь, и детей, которые жаждут новых открытий, оспаривают авторитет старших и мечтают наделать ошибок в жизни, но прожить ее свободными людьми.
За юность в картине отвечает Иван Мирошников (Федор Дунаевский), живущий с мамой (Ирина Чурикова) и бесцельно прожигающий молодость до тех пор, пока родительница не устраивает его на работу курьером в журнал «Вопросы и познания». На стороне зрелости и архаики выступает герой Олега Басилашвили, интеллектуал Семен Кузнецов. Его дочь Катя (Анастасия Немоляева) начинает встречаться с Иваном. Их роман возникает не по большой любви, а скорее от скуки, что особенно раздражает родителей девушки.
Кадр из фильма «Курьер» (1986)
Культовая и знаковая для второй половины 1980-х притча о голоде молодости и лицемерии зрелости: первые ощущают в воздухе свободу, недоступную их родителям, а вторые по инерции продолжают отстаивать идеалы, в которые никогда искренне не верили сами и которые уже давно пошли трещинами.
«Город Зеро»
1989 год, режиссер Карен Шахназаров
На съемках фильма «Город Зеро». 1989 год
«Город Зеро», как и «Кин-дза-дза!», продолжает возникшую в позднем советском кино традицию фантасмагорических сюжетов. Говорить полную правду так, как хотелось с экранов, все еще было нельзя, но не воспрещалось делать это через язык метафор и даже откровенного абсурда.
С Леонидом Филатовым на съемках фильма «Город Зеро». 1989 год
Главный герой «Города Зеро» Алексей Варакин (Леонид Филатов) во время рабочей командировки попадает в загадочный город, в котором привычный мир перевернут с ног на голову. Но кажется, что Алексей — единственный человек, который замечает всю абсурдность вокруг. Олег Басилашвили исполнил роль представителя творческой элиты и председателя городской писательской организации Василия Чугунова. Его персонаж — один из жителей чудаковатого города Зеро, из числа тех, с кем сталкивается Варакин. «Город Зеро» — непростая, но важная для своего времени картина о времени, которое изменилось на фоне закостенелой системы, и о людях, которых эта система давно обескровила и свела с ума.
«Небеса обетованные»
1991 год, режиссер Эльдар Рязанов
Трагикомедия и социальная драма Эльдара Рязанова, которая тоже посвящена разлому в обществе. На примере судеб отдельных героев, вынужденно оказавшихся на обочине жизни, автор прощается с прошлым и неутешительно заглядывает в будущее. Его «Небеса обетованные» — бескомпромиссное кино о том, что новые времена часто требуют отчаянных решений, но принимаются они за счет самых простых и в чем-то даже беззащитных людей.
Олег Басилашвили сыграл одного из таких героев. Его Федор, пожилой обнищавший диссидент, у которого ничего нет. Он случайно знакомится со студенткой Жанной, в которую влюбляется и которую зовет замуж. Герои женятся, но почти сразу выясняется, что в основе этого союза — обман. Федор преследует свои цели, обманывая молодую невесту, а она в ответ лжет ему. Но обман быстро раскрывается, долгожданное счастье так и не случается. Образ, который воплотил Басилашвили в фильме, — это реквием по всем, кто невольно попал в мясорубку жизни, из которой так и не сумел выбраться.
«Мастер и Маргарита»
2005 год, режиссер Владимир Бортко
Кадр из телефильма «Мастер и Маргарита»
Роль Воланда канонична и служит своего рода мерилом для любого актера: если она тебе покорилась, значит, ты вписал свое имя в историю и встал в один ряд с великими. Не то чтобы до экранизации «Мастера и Маргариты» величие таланта Олега Басилашвили еще подвергалось сомнению, но эта актерская работа в очередной раз доказала, как безграничен и многогранен талант артиста.
В теленовелле Бортко актер сыграл главного антагониста — повелителя тьмы Воланда, противопоставляемого силам света в лице праведника Иешуа. Их сражение за человеческие души — центральное для романа и его экранизации. Кажется, что роли, подобные этой, играются сотни, если не тысячи раз, на сцене и в кино. Но запоминаются только единицы. И если условное сражение за сердца людей экранный злодей проигрывал, то сыгравший его Олег Басилашвили неизменно покорял зрительские сердца на протяжении всей своей карьеры.
![Обложка видео](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/673xH/media/img/4/42/347273504081424.png)