Что такое референсы, зачем они нужны и где их искать

. Примеры для вдохновения и советы для начинающих
Обновлено 08 сентября 2024, 11:22
Freepik
Фото: Freepik

По данным исследования НИУ ВШЭ, в стране число людей, занятых в креативных индустриях, приближается к 2,5 млн [1]. Фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, архитекторов объединяет то, что все они используют в работе референсы — образцы, помогающие достичь желаемого результата. РБК Life рассказывает, как правильно искать референсы и в каких случаях они пригодятся любому независимо от профессии.

Что такое референсы

Референсы (от английского «ссылка, сноска, рекомендация») — это материалы, которые специалисты используют при создании собственного продукта [2]. Их применяют в работе художники, фотографы, дизайнеры, музыканты, копирайтеры и даже ИТ-специалисты. Референсом в зависимости от вида деятельности могут быть изображения, аудио- и видеозаписи, тексты, макеты, скульптуры, предметы одежды.

Существует два вида референсов:

  • стилевые — примеры дизайна, которые используют в качестве образца при создании проекта или его отдельно взятых деталей. В крупных компаниях параметры описаны в брендбуках, на которые и ориентируется дизайнер.
  • функциональные — эти референсы относятся к одной определенной задаче или какому-либо типу изделий. Они позволяют лучше вникнуть в техническое задание при разработке проекта. Функциональные референсы могут быть полезны при создании, например, упаковки продуктов или сайта салона красоты.

Для чего нужны референсы

  • Получить вдохновение. Примеры других работ помогут справиться с дефицитом идей и создать свой проект.
  • Развить насмотренность. Чем больше материалов изучит фотограф, дизайнер, клипмейкер, тем больше он узнает способов воплощения той или иной идеи.
  • Найти общий язык с заказчиком. Профессионалы, которые выполняют работу на заказ, могут показать референс клиенту, чтобы прийти к пониманию того, каким будет конечный результат. Такой принцип работает и в обратную сторону. Например, клиент может показать кондитеру фотографию желаемого торта, а парикмахеру — пример понравившейся стрижки.
  • Получить новые знания. Тренды в креативных сферах быстро меняются. Референсы позволяют следить за появлением новых тенденций, приемов и методов работы. Благодаря им можно узнать о современных цветовых решениях, стилях, формах.
  • Погрузиться в контекст. Референсы дают специалисту понимание актуальных трендов для определенной сферы, как их используют в разных проектах, какие подходы стандартные, а какие — нет.

Где используют референсы

Фотография

Референсы помогут фотографу найти необычные идеи для создания интересных кадров, учесть все особенности съемки и подготовиться. Заказчик обычно предоставляет референсы для будущей съемки, но и фотограф может предложить различные варианты. Возможно, клиент хочет провести фотосессию, стилизованную под пикник на природе, или предстать в определенном образе в студии. Примеры можно найти в Pinterest, например для осенней фотосессии в парке или для в деловом стиле.

Рисование, живопись

Если художник хочет написать собственную картину в стиле Ван Гога, он в первую очередь просмотрит его работы, обратит внимание на цветовую гамму, детали, композиционные решения. Если же задача более абстрактная, например написание портрета, референсами могут стать полотна Репина или Кустодиева. Примером для фотореалистичности картины могут стать работы немецкого художника Герхарда Рихтера.

Видеосъемка

Операторы, режиссеры, монтажеры могут изучать различные видео, чтобы подсмотреть планы, композицию в кадре, «фишки» монтажа. Например, если нужно снять продающий ролик, можно обратиться к подборке лучшей рекламы за последние годы.

Музыка

Чтобы создать музыкальную композицию на заказ, необходимо подобрать референсы — треки похожего формата. Например, если нужно осовременить народные песни, можно прослушать подборки композиций в стиле этно-фолк на музыкальных сервисах.

Мода и стиль

Референсы в сферах моды, стиля и красоты пригодятся фотографу, стилисту, дизайнеру и простому обывателю — например, для создания эффектного образа или подбора одежды для разных случаев. Так, чтобы найти капсулу для офисного гардероба, можно пролистать сайты о моде, выделить те снимки, которые понравились, и уже в дальнейшем искать похожие вещи.

Графический дизайн

Графический дизайнер изучает референсы, чтобы найти подходящую идею для создания логотипа, шрифта или для оформления всего бренда. Например, если для названия компании нужен простой классический шрифт, но распространенный Times New Roman выбирать не хочется, можно посмотреть подборку альтернативных шрифтов на сервисе Typewolf.

Специалисту в области графического дизайна нужно искать референсы для насмотренности, поиска новых приемов, оригинальных решений, например красивого перехода цвета. Я собираю такие работы в специальную папку для вдохновения и при случае пользуюсь этими идеями.

Можно действовать и от обратного — найти отдельные элементы, фотографии и придумать, что можно с ними сделать, как использовать эти исходные материалы. Можно взять детали нескольких референсов: заливку из одного источника, оформление текста из другого и графику — из третьего. Таким способом не изобретешь велосипед, но можно получить новый интересный продукт и прокачать опыт.

Ирина КолесниковаИрина КолесниковаГрафический дизайнер

Архитектура

Архитекторы используют референсы при подготовке проекта перепланировки здания, ремонта. Визуализация помогает понять, будут ли сочетаться между собой строительные и отделочные материалы, какую фактуру и цвет лучше выбрать.

Готовые решения можно найти в архитектурных журналах и на специализированных ресурсах.

Копирайтинг

Референсы в сфере написания текстов пригодятся не только копирайтерам, но и начинающим блогерам. Материалы можно найти в СМИ, социальных сетях и рекомендательных системах.

Веб-дизайн и разработка сайтов

Чтобы создать для себя или компании желаемый сайт, нужно предоставить разработчику или веб-дизайнеру референсы. На специализированных ресурсах можно найти подходящее оформление текста или кнопок для сайта, а также отметить общую стилистику или функционал.

Дизайн интерьеров

Чтобы подобрать подходящую мебель в гостиную или купить кухню мечты, нужно показать продавцу примеры готовых решений. Менеджер постарается подобрать похожие варианты. Найти референсы с дизайном интерьера можно в журналах или в интернете. Например, если нужно оформить спальню в скандинавском стиле, следует вбить соответствующий запрос в поисковую строку браузера.

Как работать с референсами

  • Не копировать референс полностью. Цель просмотра референсов — это не создание дубликата, а поиск новых идей, их преобразование для собственной уникальной работы.
  • Ориентироваться на несколько работ. Не нужно останавливаться на одном варианте. Эффективнее выбрать несколько и использовать лучшие идеи из них.
  • Переходить от общего к частному. Начинать работу лучше с простого: просматривать референсы в поисковиках или в Pinterest. Если там не окажется нужного образца, можно перейти на специализированные сайты.
  • Создавать новое. Если во время поиска определенных референсов возникли идеи, отличающиеся от изначальной задумки, стоит попробовать реализовать их.
  • Делать подборки. При поиске ориентиров рекомендуют сохранять понравившиеся образцы в тематические подборки. Так вы сформируете базу референсов на все случаи жизни.

В работе с референсами очень важны насмотренность и создание подборок. Понравившиеся работы и тренды нужно не пролистывать, а откладывать, сохранять по категориям: готовые идеи, сочетания цветов, текстур, источники вдохновения. Когда потребуется, можно будет открыть одну из папок и воспользоваться подходящим вариантом в качестве основы для собственного проекта.

Актуальные тенденции можно найти во «ВКонтакте»: там часто встречаются интересные баннеры и реклама. Современные решения можно подсмотреть на афишах стендап-комиков. Иногда я просто листаю ленту в соцсетях и замечаю необычные решения, сохраняю их для будущей работы.

Ирина КолесниковаИрина КолесниковаГрафический дизайнер

Для съемок бэкстейджа в кино мне нужно изучать большой объем материала. Смотреть много фильмов, обращать внимание на крупный план. Одной насмотренности в работе недостаточно: надо понимать актуальные требования для утверждения актеров в кино, общаться с кастинг-директорами, агентами. Самодеятельность в этой сфере не предусмотрена: нужно именно проникнуть в систему, узнать ее изнутри и следовать правилам.

Оксана КовтунОксана КовтунФотограф в кино- и радиоиндустрии, фотограф Театра эстрады им. Аркадия Райкина (Санкт-Петербург)

Где искать референсы

Фотосессии

Найти референсы для проведения фотосессий можно в модных журналах, книгах по фотографии, в социальных сетях, на личных страницах фотографов и на специализированных ресурсах.

  • Pinterest. На этом популярном ресурсе можно найти референсы не только фотографий, но и набросков, иллюстраций, видео. Здесь можно найти буквально все — от рецептов до дизайнерских решений.
  • Art Partner. Здесь можно найти фотографии из современных модных журналов. Материал разбит на категории, но поисковой строки на сайте нет.
  • Unsplash. Сайт стоковых фотографий, на котором можно найти кадры по любой тематике. Каждый снимок сопровождает несколько тегов, при клике на которые появляется соответствующая подборка фото.

Изобразительное искусство

Найти референсы в сфере изобразительного искусства можно в художественных каталогах и на ресурсах.

  • DeviantArt. Социальная сеть для художников, фотографов и иллюстраторов. Здесь можно не только посмотреть чужие работы, но и загрузить собственные для оценки со стороны.
  • Midjourney. На этом ресурсе не обязательно вводить точный поисковый запрос. Достаточно описать идею, и нейросеть сгенерирует подходящий вариант. Для начала работы необходима регистрация в мессенджере Discord.
  • SketchFab. На сайте можно найти объемные изображения в области архитектуры, кулинарии, спорта, природы, путешествий и ряде других.

Видеоролики

Видео, на которые можно ориентироваться при создании собственного, есть на видеохостингах, в социальных сетях и на различных ресурсах.

  • Refsee. Большая база видеороликов с «умным» поиском. Там можно найти видео по описанию сцены из него или по настроению в кадре. Сервис предоставляет бесплатный доступ на две недели.
  • Director's library. Видео здесь разделили на категории: короткие ролики, фильмы и ТВ, музыкальные клипы и другие.
  • Artgrid. В поле для поиска видеоматериала нужно вбить запрос по тематике, и сервис подберет подходящие ролики.

Музыкальные композиции

Много материала можно найти на специальных сервисах, таких как «VK Музыка» или «Яндекс Музыка», а также на ресурсах:

  • Suno. Нейросеть, которая генерирует музыкальный трек со словами или без них по описанию;
  • Purple Planet. Сборник музыки с категориями: эмоциональная, атмосферная, напряженная и другая;
  • ccMixter. Большая библиотека аудиозаписей в разных жанрах, от рок-музыки до джаза.

Одежда

Референсы с одеждой есть в глянцевых журналах и на профильных сайтах.

  • TAGWALK. На сайте собрали фотографии с модных показов по всему миру;
  • DEMOBAZA. На этом ресурсе собрали коллекции футуристичной одежды;
  • Vogue. Один из главных ресурсов для тех, кто следит за модой. Здесь представлены кадры с модных показов, трендовые фотосессии и многое другое.

Графика

Примеры работ по графическому дизайну можно найти через поиск в браузере или на сайтах для специалистов.

  • Dribbble. Ресурс вмещает более 18 млн работ дизайнеров, здесь собрали портфолио профессионалов со всего мира. Можно осуществлять поиск по ключевым словам или находить страницы с портфолио разных специалистов.
  • Behance. Сайт будет полезен не только дизайнерам, но и художникам и иллюстраторам. Здесь можно посмотреть работы коллег, поделиться своими, а также выполнить размещенные заказы.
  • Typewolf. База шрифтов в различной стилистике.

Для меня главные ресурсы — это Pinterest и Freepik. Используя только их, можно получить хороший результат. В Pinterest есть вообще все, на Freepik — векторные, растровые картинки, фотографии.

Сейчас очень популярны нейросети. Это будущее дизайна: самостоятельно рисовать ничего не нужно, изображение генерируют по поисковому запросу. При этом результат будет уникальным.

Ирина КолесниковаИрина КолесниковаГрафический дизайнер

Архитектурные проекты

Уровень насмотренности в области архитектуры можно повышать, рассматривая страницы специализированных журналов, соцсети профессионалов и отдельные ресурсы.

  • Divisare. Все об архитектуре на одном сайте — от проектов до фоторепортажей. Присутствуют даже разделы с конструктивными узлами и деталями.
  • Architizer. Социальная сеть для профессионалов. Здесь архитекторы могут заводить аккаунты и выкладывать работы на всеобщее обозрение. Можно найти проекты зданий, благоустройства и интерьеров.
  • ArchDaily. Крупнейший ресурс, на котором собрали архитектурные идеи со всего мира.

Оформление сайтов

Найти интересные примеры оформления сайтов веб-дизайнеры могут на просторах интернета. Существуют профильные ресурсы, среди которых:

  • Site Inspire. На сайте собрали примеры самых последних тенденций в оформлении сайтов;
  • The Gallery. Подборка работ по веб-дизайну в концепции минимализма;
  • Referest. Более тысячи сайтов с поиском по тематическим категориям, цветовой палитре, году создания.

Интерьер

Для поиска референса в сфере дизайна интерьера следует изучать каталоги с мебелью и готовыми решениями, просматривать ресурсы.

  • Designboom. Сайт о работе дизайнеров и архитекторов с большим каталогом по дизайну интерьеров в разных стилях.
  • Dezeen. Ресурс с новинками из областей дизайна и архитектуры. Здесь можно увидеть референсы интерьеров, профильные новости и статьи, а также найти работу, откликнувшись на одну из международных вакансий.
  • Frame. Онлайн-журнал о дизайне пространств и интерьеров. Есть поиск по месту расположения объекта, типу здания, дизайнеру, материалам.
Поделиться
Авторы
Теги