Кино на выходные: 5 фильмов Пон Джун Хо, которые стоит посмотреть

. Корейскому кинематографисту с «Оскарами» исполнилось 55 лет

Корейскому кинематографисту Пон Джун Хо исполнилось 55 лет

Обновлено 14 сентября 2024, 17:49
«Лающие собаки никогда не кусают»; «Воспоминания об убийстве»; «Мать»; «Сквозь снег»; «Паразиты»
Фото: CJ Entertainment

«Лающие собаки никогда не кусают»; «Воспоминания об убийстве»; «Мать»; «Сквозь снег»; «Паразиты»

14 сентября южнокорейскому режиссеру, продюсеру и сценаристу Пон Джун Хо исполняется 55 лет. Он обладатель четырех премий «Оскар» и автор самого кассового южнокорейского фильма — «Паразитов». Он снимал социальные драмы в оттенках неонуара и криминального триллера до того, как это стало мейнстримом. Его антиутопию по французскому комиксу признали одним из лучших фильмов 2013 года, а спустя семь лет она обрела новую жизнь в виде сериала Netflix. Его блокбастер «Вторжение динозавров» 2006 года покорил Квентина Тарантино, а способность сочетать социальный комментарий с действительно захватывающим повествованием прославило южнокорейское кино и открыло двери на западный рынок для других режиссеров.

В 1980-х общество в Южной Корее добилось демократических выборов, и режиссерам новой волны, выросшим под влиянием западной культуры, открылась дорога в мировое кино. Среди них был Пон Джун Хо.

Во время учебы в колледже на социолога он был активным участником студенческих демократических демонстраций, вместе с соратниками основал киноклуб под названием «Желтая дверь» и снял свои первые короткометражки. В начале 1990-х прошел двухгодичную программу в Корейской академии киноискусств и до полноценного режиссерского дебюта в 2000-м успешно сотрудничал с другими корейскими кинематографистами.

Увлечение Голливудом заметно в каждом его проекте. Но Пон Джун Хо произносит собственное слово в искусстве, не прогоняя его через переводчик.

Режиссер нарушает традиционные жанровые условности, умело перемешивая черную комедию, детектив, драму, фантастику и триллер. Такое смешение, по его словам, получается непроизвольным: «Да я не то чтобы великий специалист по жанрам и их условностям и специально что‑то там нарушаю. У нас в Корее есть такой термин — «случайный танец», когда ты двигаешься в такт музыке, но абсолютно беспорядочными случайными движениями. И чтобы так танцевать, не нужно знать историю танца, особенности разных мировых стилей — ты просто слушаешь свое тело. Мне кажется, я примерно так снимаю кино».

Пон Джун Хо делает героями своих фильмов отчетливо корейских персонажей. В «Паразитах» он начинает рассказывать историю голливудского образца, но чем дальше разворачивается сюжет, тем больше зритель отказывается от своих ожиданий и понимает, что это новый кинематографический опыт.

РБК Life по случаю дня рождения режиссера предлагает вспомнить пять его фильмов — о материнской любви, о беззаконии и справедливости, людском благородстве и пороках.

«Лающие собаки никогда не кусают» (2000)

«Кинопоиск», nonfiction, Okko

Первый полнометражный фильм режиссера, сочетающий в себе черную комедию, драму и камерный детектив. По сюжету безработный ученый Ко Юн Джу, который силится стать профессором университета, находится в напряженных отношениях со своей работающей беременной женой. Натянутые нервы разрывает раздражающий лай соседской собаки: доведенный до белого каления герой ловит животное с намерением убить, но обстоятельства мешают ему это сделать, и тогда он запирает несчастную ши-тцу в чулане.

Дальнейший сюжет напоминает нанизывание разномастных бусин на нить: персонажи сталкиваются друг с другом в причудливые и судьбоносные ситуации, собаки в которых занимают не последнее место. «Собаки» дают ясное представление о режиссерском стиле Пон Джун Хо, в котором развлекательные зарисовки о повседневности перемежаются с сатирой, сперва заставляя улыбнуться, а потом озадачиться.

После выхода фильм собрал небольшую аудиторию, зато критики расхвалили его и наделили статусом «проклятого шедевра», то есть проекта, проигнорированного зрителем, но отмеченного профессиональным сообществом. Через пару лет благодаря продажам за рубежом фильм окупился и собрал в мировом прокате почти $45 млн.

«Воспоминания об убийстве» (2003)

Kion, Okko, «Кинопоиск», «Иви»

Второй коммерчески успешный проект в карьере режиссера. Криминальный триллер, в основе сюжета которого лежит реальная история о серии убийств десяти женщин в 1986–1991 годах. Фоном этим жутким событиям стали митинги, общественный разлад и произвол местных правоохранительных органов.

За 14 лет до релиза первого сезона «Настоящего детектива» Пон Джун Хо вводит в нуарную историю отчетливую социальную проблематику: нищета и бесправие граничат с насилием, и это никак не изменить одной лишь доброй волей. Герои стоят перед бездной, вычерпать которую не представляется возможным. Эта тема продолжится в последующих лентах «Мать» и «Паразиты».

Режиссер деконструировал жанр дождливого нуарного детектива: преступник так и ушел безнаказанным, у фильма остался открытый финал. Такой же открытый финал, например, будет и у Дэвида Финчера в «Зодиаке» (2007).

«Воспоминания об убийстве» собрал множество национальных наград, принес автору режиссерский приз фестиваля в Сан-Себастьяне, а на родине картине присвоили статус лучшего корейского фильма века. А Квентин Тарантино назвал «Воспоминания» одним из самых любимых фильмов с 1992 года, лишний раз подчеркнув его культовость.

«Мать» (2009)

Четвертый фильм Пон Джун Хо, вышедший следом за «Вторжением динозавров» — самым масштабным проектом в карьере режиссера и в южнокорейском кинематографе того времени. «Мать» — триллер с элементами неонуарного детектива — рассказывает о вдове из маленького городка на юге страны, которая иглоукалыванием стирает плохие воспоминания клиентов по их просьбе, проводя незаконные процедуры. Ее застенчивый сын с особенностями развития однажды оказывается не в том месте и не в то время, и его ложно обвиняют в убийстве. Матери приходится отстаивать невиновность сына.

Как и «Воспоминания об убийстве», это кино умудряется вобрать в себя социальную проблематику: неблагополучные районы, кровавые сцены и бессилие закона — Пон Джун Хо не изменяет своей эстетике.

Эту линию режиссер продолжит и в оскароносных «Паразитах». Он отмечал: «В «Матери» неимущие и нуждающиеся ополчаются друг на друга. С другой стороны, во «Вторжении динозавра» вы видите солидарность между ними. Можно сказать, что «Паразиты» ближе к «Матери», и это грустно, но это реалистично. Из этих моментов вы получаете элемент трагичности, но это также остается комедией».

Фильм был благосклонно принят корейской и западной критикой. На агрегаторе Rotten Tomatoes «Мать» до сих пор имеет рейтинг в 95%.

«Сквозь снег» (2013)

«Иви», «Кинопоиск», Okko, Kion, Wink

Когда ученые распылили в атмосфере Земли химикат, чтобы остановить глобальное потепление, на планете наступил ледниковый период. Теперь по покрытому толстым слоем снега ландшафту по экватору мчится гигантский поезд, который никогда не останавливается. Тысячи его пассажиров поделены на социальные классы: в голове поезда обитает элита, в центре — средний класс, в хвосте — пролетариат и нищета. Устав от эксплуатации, хвост поднимает восстание и намерен добраться до головы, где скрывается ото всех создатель поезда.

«Сквозь снег» — первый режиссерский опыт за пределами Кореи, а также экранизация антиутопического графического романа Жан-Марка Рошетта, после съемок в которой Тильда Суинтон даже передумала уходить из профессии. В 2017 Суинтон снова оказалась на съемочной площадке Пон Джун Хо (фильм «Окча»). По словам режиссера, их с Суинтон объединяют дружеские отношения: они созваниваются и бывают друг у друга в гостях.

«Паразиты» (2019)

Wink, Kion, Okko, «Кинопоиск»

По сюжету бедняки Кимы одурачивают богатую семью Пак: сперва сын-студент в надежде заработать устраивается репетитором английского языка для дочери Паков, затем дочь — няней и арт-психологом для малолетнего Пака. Уже после старший Ким становится личным водителем отца семейства, а его жена — гувернанткой. Пон Джун Хо снова сталкивает представителей разных социальных слоев, и столкновение получается резким и драматичным.

Одним из ключевых средств выразительности в «Паразитах» стал недоступный для кинозрителя запах: герои так часто упоминают исходящий от бедняков особый запах, что зритель сам начинает его воображать. «Чтобы почувствовать запах другого человека, нужно оказаться к нему очень близко, — объяснял Пон Джун Хо. — Поэтому сцена, в которой герой обсуждают запах своей прислуги с женой, сигнализирует нам, что все личные границы в отношениях этих семей уже нарушены».

«Паразиты» — еще одно мастерское смешение жанров, в котором комедия перетекает в драму, а драма — в трагедию. Фильм получил четыре «Оскара», в том числе в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм», и вошел в историю как первый южнокорейским фильм, получивший такое широкое признание. «Паразиты» также стали самым кассовым южнокорейским фильмом в истории.

Поделиться