Кино на выходные: М. Найт Шьямалан загоняет в «Ловушку»
. Автор «Шестого чувства» имитирует Хичкока на концерте Тейлор СвифтОнлайн вышел триллер «Ловушка» от создателя «Сплита», «Знаков» и «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана, известного как «король плот-твистов», то есть резких сюжетных поворотов. В последние годы режиссер свое громкое звание не оправдывает, его недавние работы — хорроры «Время» и «Стук в хижине» — прошли мимо широкой аудитории и оставили критиков равнодушными.
«Ловушка» — очередная попытка зайти в воды триллера, на этот раз без сверхъестественного сюжета, зато с участием дочери-певицы Салеки Шьямалан и узнаваемыми отсылками к творчеству другого мастера жанра — Альфреда Хичкока.
Кинокритик и автор канала «колыбельная для кошки» Оля Смолина рассказывает, как голливудский режиссер снимает самый стильный и предсказуемый фильм в своей карьере.
Осторожно: возможны спойлеры!
Сюжет «Ловушки» разворачивается вокруг «хорошего парня» Купера (Джош Хартнетт) — доблестного пожарного и примерного семьянина. Вместе со своей 12-летней дочерью Райли (Ариэль Джой Донохью) Купер отправляется на концерт Леди Рейвен (Салека Шьямалан) — нового поп-кумира зумеров с арсеналом из песен в стиле Тейлор Свифт и Билли Айлиш.
Оказавшись в визжащей толпе девочек-подростков, Купер искренне пытается вовлечься в происходящее, но теряет спокойствие, когда по громкой связи объявляют, что в зале находится маньяк. Вот уже несколько месяцев серийный убийца по кличке Мясник искусно скрывается от полиции, оставляя после себя жуткие изуродованные трупы молодых людей. Концертный зал постепенно окружает спецназ во главе с седовласой женщиной-психологом (Хейли Миллз), способной предсказать каждый следующий шаг преступника. Купер чувствует, что оказался в ловушке.
Выстрелившее в конце 1990-х годов «Шестое чувство» не только сделало М. Найту Шьямалану имя, но и повесило на него ярлык режиссера мистического напряженного кино с невероятными сюжетными финтами. Ничего другого от него никто никогда не ждал, и любая попытка повторить эффект «Шестого чувства» оборачивалась провалом.
Можно сказать, что постановщик угодил в ловушку популярных голливудских актеров — Харрисона Форда, Криса Хемсворта или Дэниэла Рэдклиффа, — став в той или иной степени заложником выбранного амплуа, без возможности карьерного роста.
Многие режиссеры с большим именем, будь то Ридли Скотт («Тельма и Луиза» и «Чужой»), Кристофер Нолан («Помни» и «Бэтмен») или Майкл Бэй («Трансформеры» и «Перл-Харбор»), всегда без проблем позволяли себе жанровое разнообразие. Однако в случае Шьямалана любая попытка выйти за территорию плот-твистов воспринималась аудиторией напряженно.
Эпическая фантастика «Повелитель стихий» и «После нашей эры» с грохотом провалились в прокате, супергеройский экшен «Неуязвимый» лишь через десятилетие получил статус культового. А «непредсказуемые» триллеры Шьямалана («Таинственный лес», «Явление», «Время», «Стук в хижине») с каждым разом становились все более плоскими и очевидными, удачные работы в жанре можно буквально пересчитать по пальцам. Тихий успех «Визита» 2015 года затмила многомиллионная касса «Сплита» с Джеймсом Макэвоем — свободной фантазии Шьямалана по мотивам «Невероятной истории Билли Миллигана» Дэниела Киза. Фильм был настолько успешен в широком прокате, что даже получил сиквел «Стекло», который, впрочем, вновь не оправдал ожиданий фанатов.
Новая работа М. Найта Шьямалана «Ловушка», кажется, с самого начала не претендовала на комплименты. Идея выросла из разговора режиссера с дочерью Салекой — эстрадной певицей в жанре ритм-энд-блюз, которая хотела повторить опыт Принса, написавшего альбом к романтическому мюзиклу «Пурпурный дождь» в 1984 году.
Вместе отец и дочь вознамерились объединить живой концерт и остросюжетный триллер в одном кино, который Шьямалан описал как «Молчание ягнят» на концерте Тейлор Свифт». С учетом того, что Eras Tour стал одним из самых прибыльных проектов года, концепция «Ловушки» быстро приглянулась продюсерам и получила зеленый свет. Сценарий был написан практически на скорую руку и стал быстрым для карьеры Шьямалана — он потратил на эту работу всего пять месяцев.
Создавая историю, Шьямалан, по собственному признанию, черпал вдохновение из спецоперации «Флагман», в рамках которой было поймано более 100 разыскиваемых преступников. Полиции удалось заманить беглецов в конференц-центр с помощью объявления о бесплатной раздаче билетов на матчи НФЛ.
Для тех, кто представляет себе стиль Шьямалана, важное предупреждение: спойлеры!
«Ловушку» можно условно разделить на две части. Первая разворачивается на концерте Леди Рэйвен как классическая игра в кошки-мышки. Главный герой искусно и одновременно нелепо уворачивается от полиции, создает мелкие прецеденты и всячески прячется за маской «хорошего отца», из-под которой нет-нет да и начинают торчать зубы.
Почти отсутствующий сценарий компенсирует художественная работа камеры тайского оператора Сайомбху Мукдипрома («Претенденты»), мастерски справляясь с невозможной, казалось бы, задачей: создать клаустрофобную, гнетущую атмосферу посреди шумного концерта. Это ощущение достигается благодаря дезориентации близких и дальних планов, которые то заставляют искать главного героя среди тысяч людей в зале, то вынуждают смотреть ему прямо в глаза.
Сперва «Ловушка» предлагает наблюдать за развитием событий от лица самого Купера, и таким образом зрители начинают отождествлять себя с персонажем на психологическом уровне, его действия и мотивы внезапно кажутся не такими пугающими, какими могли бы выглядеть со стороны. Первый час «Ловушки» напоминает условную сцену из хичкоковского триллера — в блуждающей камере легко угадываются мотивы «Окна во двор».
Однако чем дальше повествование уходит от концерта, тем более рваной и непригодной кажется его структура. Во второй половине действие перемещается в семейный дом Купера, режиссерский фокус окончательно смещается на персонажа Салеки Шьямалан, в то время как обаятельный психопат в изображении Джоша Хартнетта вынужден скромно стоять в сторонке. В ход идут злополучные внезапные повороты сюжета, которые довольно неряшливо, а порой и вовсе абсурдно, пытаются склеить разрозненные части повествования друг с другом.
Сложить сценарный пазл у режиссера не получается. Впрочем, на этот раз обходится без роялей в кустах — и на том спасибо. Пунктирной линией через весь триллер проходит тема взаимоотношений Купера с противоположным полом: он, совсем как Норман Бейтс в «Психо», раздавлен влиянием деспотичной матери.
По иронии судьбы, именно женщины становятся яблоком раздора в двуличном существовании героя, скрывающего лишь боль и беспросветное одиночество.
Не так давно вернувшийся в кино Джош Хартнетт в очередной раз доказывает, что его слишком рано списали в тираж. Актер разыгрывает внутренний конфликт героя безошибочно, тонко маневрируя между образами хорошего отца, примерного семьянина и хладнокровного убийцы. Увы, неудачные сценарные трюки Шьямалана и висящий мертвым грузом сюжет не дают Хартнетту проявить свой талант в достаточной степени. Впрочем, первая половина «Ловушки» все еще остается отличным вариантом для домашнего просмотра.