Чайки оказались способны распространять устойчивые к антибиотикам микробы

. Они переносят их на дальние расстояния

МГУ: у чаек нашли способность распространять устойчивые к антибиотикам микробы

Обновлено 20 сентября 2024, 14:25
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Миграция чаек способствует распространению устойчивых к антибиотикам микробов на большие расстояния. Об этом рассказали в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ).

Сотрудники факультета несколько месяцев изучали дрожжевые грибы в помете обычных сизых чаек, которые ежегодно прилетают в регионы северной и средней полосы России в конце марта — начале апреля и гнездятся здесь до первых осенних холодов. Внимание ученых привлекла колония птиц в Подмосковье, выбравшая местом гнездования не природную локацию, а обширный мусорный полигон. Там птицы питались не традиционным для чаек кормом (рыбой, частями растений, насекомыми), а пищевыми отходами.

Исследователи сравнивали помет птиц из двух колоний: чаек из природной локации у озер в Мещерской низменности и их сородичей с мусорного полигона, а также определяли виды одноклеточных грибов (дрожжей) и исследовали их патогенные свойства — устойчивость к антибиотикам. В помете птиц с мусорного полигона оказалось больше патогенных дрожжей, чем в помете птиц, гнездящихся в природной локации. Доля патогенов в помете чаек с полигона становилась больше, чем дольше они питались «мусорной едой».

«Если в апреле, когда птицы только прилетели и обосновались на полигоне, доля патогенных дрожжей в их помете составляла 5,6%, то в октябре, перед самым отлетом на зимовку, — 26,9%. Ничего похожего в помете чаек из природной локации не наблюдалось. Обнаруженные в помете чаек с мусорного полигона патогенные дрожжи Candida и Rhodotorula оказались устойчивыми к широко применяемому во всем мире противогрибковому средству», — отметила старший научный сотрудник лаборатории почвенной микробиологии факультета почвоведения Анна Глушакова.

Сизые чайки, как и другие перелетные птицы, когда гнездятся в местах с избытком легкодоступной пищи (а такие места могут возникнуть только при участии человека, обычно это открытые свалки и мусорные полигоны), становятся катализаторами распространения патогенных грибов, устойчивых к антибиотикам. За счет миграции на большие расстояния пернатые существенно расширяют и географию распространения микробов. Этот факт вызывает опасения по поводу загрязнения питьевой воды и почвы, отметили эксперты. Исследования будут продолжены.

Ранее ученые обнаружили, что серебристые чайки могут определить, какую пищу стоит украсть, наблюдая за тем, что едят люди. Исследователи внимательно присмотрелись к поведению птиц, обитающих в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке (США). Птицам предоставили выбор из пакетов с чипсами, которые они могли клевать, и в подавляющем большинстве случаев они выбирали пакет того же цвета, из которого ел экспериментатор. Такое поведение говорит о том, что городские чайки копируют пищевые привычки людей и учатся у них потреблению новых продуктов.

Что касается устойчивости микробов к антибиотикам, то в Пермском национальном исследовательском политехническом университете доказали на крысах эффективность препарата нового поколения, который предназначен для лечения болезней кожи и слизистой у людей. Специальные пептидные комплексы в пермской разработке способны быстро «атаковать» нужные микроорганизмы, в том числе и штаммы, уже устойчивые к другим антибиотикам.