Госдума отклонила проект об альтернативе ЕГЭ. Что предлагали депутаты

. «Справедливая Россия — За правду» выступает против этой формы экзамена

Госдума отклонила законопроект об альтернативе ЕГЭ

Обновлено 16 октября 2024, 09:20
Презентация обновленного ЕГЭ по физике в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 17 января 2024 года
Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Презентация обновленного ЕГЭ по физике в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 17 января 2024 года

Комитет Госдумы по просвещению отклонил законопроект, который бы позволил выпускникам выбирать между ЕГЭ и госэкзаменами по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, сообщили «РИА Новости» со ссылкой на первого зампреда комитета Яну Лантратову («Справедливая Россия — За правду»).

«Комитет отклонил законопроект, потому что это (принятие инициативы об альтернативе ЕГЭ — РБК Life) может привести к несопоставимости процедур и результатов экзаменов, сданных в разных формах, создать неравные условия при поступлении в вузы, не сможет обеспечить единство подходов к оценке результатов освоения образовательной программы. Такова позиция большинства членов комитета», — объяснила Лантратова.

По ее словам, фракция с этим мнением не согласна. Лантарова убеждена, что, если школьникам предоставить право выбирать между госэкзаменами по образовательным программам и ЕГЭ, выбор в пользу последнего сделают единицы. Партия продолжит выступать против ЕГЭ, заверила она.

Что предлагали депутаты

Законопроект об отмене ЕГЭ внесли в Госдуму в июне. Авторы инициативы — депутаты от фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду», а также сенатор Елена Афанасьева — предлагали отказаться от ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов.

По мнению авторов проекта, такой формат экзамена перестал приносить «ожидаемые результаты». Хотя изначально ЕГЭ ввели «в целях искоренения коррупции в школах и вузах, обеспечения единой системы оценки качества образования, обеспечения доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей».

Также депутаты отмечали, что «содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса». Для подготовки к экзамену приходится нанимать репетиторов, услуги которых по стоимости «непосильны для многих родителей», а сам процесс обучения в школе превратился в «натаскивание» на экзамен, заключили инициаторы.

Законотворцы также напомнили о случаях, когда школьников «морально унижают» перед сдачей ЕГЭ: в Воронеже в июне 2024 года ученицы пожаловались, что их попросили снять бюстгальтеры при прохождении через металлодетектор. В Чувашии сотрудница Рособрнадзора заставляла учеников задирать рубашки и во время экзамена не разрешала находиться в туалете дольше 30 секунд.

«Последние события вокруг ЕГЭ — от публичных скандалов до откровенных трагедий — просто обязывают еще раз предметно вернуться к вопросу отмены Единого госэкзамена в пользу прежнего, традиционного формата государственной итоговой аттестации школьников. Уж слишком много наломано дров и истерзано душ», — отмечал председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).

Дискуссии об отмене ЕГЭ

Призывы отменить ЕГЭ звучат регулярно. В Рособрнадзоре считают, что такие обсуждения возможны только при наличии «объективного и понятного экзамена», говорил глава ведомства Анзор Музаев.

«Сейчас нет ни в одной стране мира другого подхода к оценке знаний учащегося, кроме как экзамен. На сегодняшний день — модель ЕГЭ, мы ее постоянно совершенствуем, она рабочая», — сказал он.

Музаев добавил, что замечаний экспертов по поводу объективности проведения ЕГЭ нет и сейчас экзамен «проходит объективно».

«Сейчас экзамен проходит объективно. Сейчас нет утечек. По поводу объективности проведения экзамена мы не слышим замечаний ни от одного эксперта. Даже от тех, кто терпеть не может Единый государственный экзамен», — отметил глава Рособрнадзора.

С 2013–2014 годов не было ни одной утечки и контроль за проведением экзамена только усиливается, заверял Музаев. До 2013 года «на экзаменах происходило форменное безобразие» в виде утечек и списываний, признал он. Большинство противников ЕГЭ не предлагают альтернативы этому формату, заметил глава Рособрнадзора.

В Минпросвещения настаивают, что за последние несколько лет было многое сделано для усовершенствования этого формата — например, отказ от тестовой части.

«Сегодня в заданиях ЕГЭ нет «угадайки», когда из заданных ответов нужно выбрать правильный, очень много творческих заданий. Фактически это сегодня письменный экзамен, который проходит объективно и который дает возможность выпускнику сдать экзамен там, где он проживает, направить документы в пять вузов и поступить в тот или иной вуз. Это очень удобно. Не надо, как было, сдавать пять-шесть экзаменов в школе и затем три-четыре экзамена в вузе», — заявил министр Сергей Кравцов.

Изменения в ЕГЭ

В 2001 году вышло постановление правительства № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Инициатором введения ЕГЭ выступил Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год.

К 2006 году ЕГЭ сдавали уже около 950 тыс. школьников из 79 регионов, а результаты принимали более 1 тыс. вузов. Обязательным экзамен стал в 2009 году, когда вступили в силу поправки в закон «Об образовании». Теперь условием для получения аттестата стало успешное прохождение тестирования по русскому языку и математике.

В 2024 году выпускникам предоставили право пересдать единый государственный экзамен по одному из предметов до окончания приемной кампании в вузах. С таким предложением ранее выступил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Он пояснил: «механизм ЕГЭ должен совершенствоваться».

По ранее действовавшим правилам пересдать в один год абитуриентам можно было только обязательные ЕГЭ по русскому и математике, а предметы по выбору — в следующем году в досрочный период.

Поделиться