NASA нашло доказательства существования «адской» экзолуны

. Ученые предсказали разрушительный финал такого спутника

NASA нашло доказательства существования «адской» вулканической экзолуны

Обновлено 18 октября 2024, 08:54
Вулканическая, покрытая лавой экзолуна ответственна за создание огромного облака натрия вблизи WASP-49 b
Фото: JPL-Caltech / NASA

Вулканическая, покрытая лавой экзолуна ответственна за создание огромного облака натрия вблизи WASP-49 b

Специалисты NASA обнаружили доказательства существования «адской» вулканической экзолуны (так называют спутник находящейся за пределами Солнечной системы планеты). Об открытии пишет Live Science со ссылкой на исследование, результаты которого опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

В 2012 году была найдена газовая экзоплатента-гигант WASP-49 b. Она в три раза меньше Юпитера, находится от Земли на расстоянии 635 световых лет и расположена к своему «солнцу» довольно близко — средняя температура экзопланеты составляет 1100 градусов по Цельсию.

В 2017 году вокруг WASP-49 b заметили громадное облако натрия. Астрономы были удивлены — ни экзопланета, ни звезда не должны были производить натрий в таком количестве. Впоследствии они предположили, что источником облака может быть экзолуна, покрытая вулканами. Тогда исследования не продолжились — облако часто заслоняли более крупные объекты.

В недавнем исследовании собраны данные за несколько лет. Оказалось, что каждую секунду в облако поступает около 100 тыс. кг натрия — это гораздо больше запасов элемента, чем теоретически содержится в экзопланете и ее «солнце». Планетарный геолог Розали Лопес утверждает: есть убедительные доказательства, что облако создается не планетой или звездой. Если они подтвердятся, то вероятный спутник WASP-49 b станет первой признанной экзолуной.

В Live Science уточнили, что официально ученые еще никогда не находили экзолуны, однако уверены в их существовании. Если в солнечной системе сотни естественных спутников планет, то и за ее пределами найдется хотя бы одна «луна». Чтобы подтвердить ее существование, астрономы должны увидеть, как пересекаются экзопланета и ее спутник, а с большого расстояния такие наблюдения осуществить довольно сложно.

Ученые также заметили, что облако движется быстрее экзопланеты. Это было бы невозможно, если бы его источник не двигался быстрее WASP-49 b. Кроме того, облако двигалось бы в обратном направлении, если бы было частью атмосферы экзопланеты.

У «загадочного» облака есть общие характеристики со шлейфами натрия, калия и диоксида серы, которые извергает спутник Юпитера Ио.

«Благодаря Ио мы знаем, что вулканические экзолуны могут существовать», — добавила Розали Лопес.

Ученые предположили, что экзолуна WASP-49 b по размерам может напоминать спутник Земли. Эксперты даже выдвинули гипотезу о том, какой разрушительный финал ждет этот спутник. По их мнению, количество «выкачиваемого» из вероятной экзолуны натрия в сочетании с эффектом сжатия, вызванным гравитацией экзопланеты, в итоге приведут к уничтожению спутника.

На днях NASA запустило космический аппарат Europa Clipper к спутнику Юпитера Европе. Цель экспедиции — выяснить, есть ли на спутнике условия, пригодные для жизни. Предположительно, воды в океане на этом спутнике больше, чем во всех океанах Земли. Станции предстоит пройти около 2,9 млрд км, чтобы выйти на орбиту Юпитера в апреле 2030 года. Научные полеты вокруг спутника зонд начнет выполнять с 2031 года.