В Казахстане нашли родственника европейского дракона-ольма. Кто это такой

. Эти древние существа принадлежат к семейству протеид

В Казахстане нашли родственника европейского дракона-ольма

Обновлено 22 октября 2024, 11:53
Протей европейский (Proteus anguinus)
Фото: Lapis2380 / Shutterstock / FOTODOM

Протей европейский (Proteus anguinus)

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Казахстана изучили останки древней саламандры и нашли сходные черты с современным европейским протеем, также известным как дракон-ольм. Об этом сообщает пресс-служба университета.

Дракон-ольм — это неформальное название европейского протея, необычной пещерной саламандры, которая обитает в пещерах и водоемах на территории Словении и других стран Балканского полуострова. Протея называют драконом-ольмом из-за его своеобразного внешнего вида: он имеет удлиненное тело, редуцированные глаза и бледно-розовую кожу, из-за чего внешне напоминает маленького дракона.

Эти древние существа принадлежат к семейству протеид, которое состоит из двух родов: европейского протея и североамериканского нектуруса. В отличие от большинства саламандр, у протеид нет взрослой личиночной стадии. Исследователи полагают, что протеи заселили пещеры около 8–20 млн лет назад — совсем недавно по геологическим меркам. Однако точная эволюционная история этих существ остается загадкой. Известно лишь, что первые протеиды появились еще до вымирания динозавров, примерно 85 млн лет назад.

Во время экспедиции в Южный Казахстан палеонтологи обнаружили фрагменты позвонков древних саламандр, которые позже подвергли компьютерной томографии. Оказалось, что один из позвонков идентичен образцу, найденному еще в XX веке известным палеонтологом Львом Несовым. Он назвал этот вид саламандрой бишара бака, что в переводе с казахского означает «маленькая лягушка».

Ученые предполагают, что протеиды могли впервые появиться в Азии и затем расселиться по Северной Америке и Европе. Исследователи также отметили, что каждый этап эволюции был связан с глобальными изменениями климата, в том числе с периодами потеплений, что способствовало увеличению численности и разнообразия хвостатых амфибий.

Европейские протеи совершенно безобидны, очень медленно передвигаются и не превышают 40 см в длину. Несмотря на это, в прошлом они ассоциировались с бедами. Например, протеев выносило на поверхность во время наводнений, из‑за чего люди считали встречу с этим видом предвестником несчастий и бедствий. А в словенском и сербском фольклоре можно встретить упоминания о том, как рыбаки, выловив дракона‑ольма, тут же бросались сжигать его.

Ранее палеонтолог Родриго Темп Мюллер из Федерального университета Санта-Мария (Бразилия) нашел одну из самых древних окаменелостей динозавроморфа, когда-либо обнаруженных на территории Южной Америки. Останки он заметил еще в 2015 году недалеко от Параизу-ду-Сул на юге Бразилии, но лишь недавно изучил их. Найденная особь жила примерно 237 млн лет назад. У большинства представителей группы было по четыре длинных лапы и длинная шея, но короткий хвост.

До этого ученые из Чикагского университета обнаружили окаменелости гигантского зверя, напоминающего саламандру с острыми клыками. Древний хищник обитал в водоемах задолго до появления первых динозавров. Исследователи считают, что хищник, который был крупнее современного человека, обладал широкой плоской головой. Череп существа достигал около 60 см в длину, а в охоте его челюсть напоминала «агрессивный степлер».