Гигантский метеорит заставил закипеть океаны 3,2 млрд лет назад

. Он подтолкнул простейшие организмы к эволюции

Метеорит размером с четыре Эвереста заставил закипеть океаны 3,2 млрд лет назад

Обновлено 22 октября 2024, 17:48
Горы Махонджва
Фото: Beate Wolter / Shutterstock / FOTODOM

Горы Махонджва

Ученые из Гарвардского университета обнаружили, что гигантский метеорит, упавший на Землю 3,2 млрд лет назад, сыграл ключевую роль в развитии жизни на планете. Этот космический объект размером с четыре Эвереста не только вызвал глобальные катаклизмы на планете, но и стал «удобрением», благодаря которому жизнь смогла развиваться быстрее. Об этом сообщает CNN со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences.

Метеорит получил название S2. Он был в 50–200 раз массивнее астероида Чиксулуб, который уничтожил динозавров. Огромный космический камень столкнулся с нашей планетой в архее, когда Земля была практически полностью покрыта океанами. Континенты еще не сформировались, и на поверхности планеты было лишь несколько небольших островов.

Как отметила исследователь Надя Драбон из Гарвардского университета, океаны в то время сильно отличались от современных: они были зелеными из-за высокого содержания железа, а жизнь в них была крайне скудной — лишь одноклеточные бактерии и археи. Она отметила, что архейские океаны нередко называют «биологическими пустынями» из-за нехватки питательных веществ, что сдерживало развитие жизни.

Чтобы выяснить, как падение метеорита S2 изменило условия на планете, команда ученых отправилась на поиски геологических следов этого события. В горах Махонджва (ЮАР) исследователи обнаружили слои горных пород с элементами сферитов — микроскопических частиц, которые образуются при падении метеоритов.

Анализ этих сферитов показал, что столкновение повлекло глобальные изменения на Земле. Метеорит S2 вызвал гигантское цунами, которое прокатилось по всей планете. Тепло от удара вскипятило верхние слои океанов, а в атмосферу была выброшена огромная масса пыли и обломков, которая затемнила небо на долгие месяцы. Однако именно эта катастрофа обогатила океаны необходимыми для жизни элементами.

По словам Нади Драбон, это способствовало скачку эволюции ранних микроорганизмов. Раньше в океанах было мало питательных веществ, и жизнь развивалась медленно. Однако после удара метеорита ситуация кардинально изменилась. Железо, поднятое со дна океана, и фосфор, высвобожденный из метеорита, стали мощными катализаторами для размножения бактерий. Поэтому метеорит S2 стал своеобразной «бомбой-удобрением» для жизни на Земле.

Драбон подчеркивает, что в архее подобные столкновения происходили регулярно — примерно каждые 15 млн лет. Они послужили стимулом для развития жмвых организмов.

Ранее ученые выяснили, что около 70% известных метеоритов, упавших на Землю, относятся к трем семействам астероидов из главного астероидного пояса Солнечной системы, располагающегося между Марсом и Юпитером. Астрономы изучили состав метеоритов, упавших на Землю, и астероидов из Солнечной системы. Они также смоделировали, как формировались и эволюционировали астероиды главного астероидного пояса. Оказалось, что астероиды сталкиваются в главном астероидном поясе, а их осколки разлетаются по космосу, некоторые из них достигают Земли.

До этого стало известно, что кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан был образован астероидом, который изначально сформировался за орбитой Юпитера. Ученые отмечают, что астероиды С-типа сегодня можно найти в поясе астероидов, который находится между Марсом и Юпитером. Считается, что эпоха динозавров подошла к концу 66 млн лет назад — после того как гигантский астероид врезался в Землю у побережья нынешней Мексики. При этом долгое время оставалось неизвестно, как именно происходило вымирание 75% видов в последовавшие после катастрофы годы.