Озарившая Землю сверхновая превратилась в звезду-«зомби»

. Свечение наблюдали 843 года назад
Обновлено 25 октября 2024, 14:25
Свет от сверхновой SN 1181 был виден и на Земле в 1181 году
Фото: NASA / ESA / USAF / NSF

Свет от сверхновой SN 1181 был виден и на Земле в 1181 году

В центре газовой туманности Па 30, оставшейся после сверхновой SN 1181, осталась звезда-«зомби», пишет Live Science. Свет от взрыва этой сверхновой был виден и на Земле в 1181 году. Новые данные о загадочном объекте удалось получить специалистам из США, Австрии и Чили.

Они создали карту газовой туманности Па 30 и проанализировали, как менялся испускаемый туманностью свет, результаты проекта опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters, в числе авторов научной статьи — Тим Каннингэм из Смитсоновской астрофизической обсерватории.

В 1181 году астрономы в Китае и Японии заметили новую звезду возле созвездия Кассиопеи. Она была видна с августа по февраль 1182 года.

Часто после взрыва сверхновые разрушаются на части, но в случае с SN 1181 в центре туманности остался сверхплотный объект — белый карлик. Его обнаружили в ходе предыдущих исследований. Он представляет собой одну из самых горячих звезд в изученной Вселенной — сохранившийся после взрыва звезды объект горит при температуре 200 тыс. градусов по Цельсию.

Эксперты использовали данные спектрографа Keck Cosmic Web Imager (KCWI), расположенного у вершины вулкана Мауна-Кеа на Гавайях, и смоделировали небольшой 3D-фильм об истории туманности. Это первый подобный опыт в случае с остатками от сверхновой. Оказалось, что остатки взрыва звезды имеют необычную форму и продолжают «взрываться» с постоянной скоростью.

Анимация позволила выяснить, что туманность расширяется со скоростью около 3,5 млн км/ч, то есть примерно с такой же скоростью, с которой она выбрасывала обломки во время первой сверхновой. А это значит, что выброшенный материал не замедлился и не ускорился после взрыва. Благодаря такой скорости астрономы смогли отследить время взрыва и еще раз подтвердить, что вспышка, озарившая небо 843 года назад, действительно происходила из туманности Па 30 (до этого происхождение сверхновой подтвердили в 2021 году).

Ранее специалисты NASA нашли подтверждение существования «адской» вулканической экзолуны. Спутник может сопровождать экзопланета-гигант WASP-49 b, найденная в 2012 году и расположенная от Земли на расстоянии 635 световых лет. На наличие спутника указывает громадное облако. В нем содержится больше натрия, чем в экзопланете и ее «солнце». Облако движется быстрее экзопланеты. Более того, если бы оно было частью атмосферы, то должно было двигаться в обратном направлении.