Что такое методика раннего развития Монтессори и в чем ее принципы

. История появления, плюсы и минусы системы обучения
Обновлено 05 ноября 2024, 16:25
Школа Монтессори для обучения детей
Фото: Olinchuk/ Shutterstock / FOTODOM

Школа Монтессори для обучения детей

Метод Монтессори отличается от привычного дошкольного и школьного образования. Его фокус не на получении знаний, а на самом ребенке, на его естественном желании познавать мир. Педагоги, работающие с этим подходом, создают особую среду, которая помогает ученику вырасти самостоятельным и уверенным в себе. РБК Life узнал основные принципы Монтессори, в чем плюсы и минусы этой методики и каким детям она лучше всего подходит.

Что такое Монтессори

Система Монтессори — это образовательный подход, фокус которого — на развитии самостоятельности, мотивации и осознанности ребенка через взаимодействие со средой и свободную игру.

Цель метода — заложить основу для того, чтобы дети становились мотивированными и самостоятельными учениками, которые продолжают успешно учиться и развиваться во взрослой жизни. Последователи Монтессори утверждают, что безопасная, увлекательная и заботливая среда в классе помогает обрести уверенность в себе и своих способностях [1].

Изначально по системе занимались с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет). Сейчас также существуют ясли (для малышей от полутора лет) и школы (для детей и подростков от семи до 18 лет).

В 2022 году по всему миру работали 15 763 лицензированных центра Монтессори [2].

История Монтессори

Мария Монтессори — первая итальянская женщина-врач. В 1907 году она открыла в Риме Casa dei Bambini («Дом детей») для обучения малообеспеченных детей. Вместо традиционных методов она использовала собственные образовательные подходы. Каждый ученик получал задания, зависящие от его особенностей развития и уровня образования. Детей учили сотрудничать и работать вместе для достижения целей, поощряли их личные интересы.

Сначала ученики были непослушными, но вскоре проявили большой интерес к учебным материалам, головоломкам, знакомству с бытовыми вещами (готовке, уборке, уходу за растениями и другим занятиям). Мария наблюдала, как ребята впитывают знания из среды, по сути, самостоятельно себя обучая.

В 1909 году доктор Монтессори подробно описала свой образовательный процесс в книге «Метод научной педагогики, применяемый в обучении детей в детских домах» [3]. Ее исследование привлекло внимание педагогов по всему миру, после чего школы, работающие с подходом Монтессори, открылись в разных странах.

Всю жизнь женщина продвигала подход к образованию, ориентированный на ребенка. Она читала лекции в университетах, писала статьи и книги, а также разработала программу подготовки учителей по методу Монтессори [4].

Что такое сенситивные периоды

Сенситивные периоды — это определенные этапы развития ребенка, когда он особенно восприимчив к различным видам обучения и с легкостью приобретает новые навыки. Они проявляются в развитии нейронных связей: когда мозг обладает высокой пластичностью и способен реорганизоваться в ответ на новый опыт.

Мария Монтессори считала, что в такие периоды взросления детям должна быть предоставлена среда, которая поддержит их естественное желание учиться и позволит получить знания в своем темпе [5].

Система Монтессори описывает 11 сенситивных периодов для детей от рождения до шести лет:

  1. Движение (от рождения до двух с половиной лет). Охватывает все движения, от прикосновений родителей в младенческом возрасте до первых шагов ребенка. В этот период дети особенно заинтересованы в том, чтобы научиться координировать и контролировать действия: поворачиваться, хватать, балансировать, лазать, ходить. С 12 до 15 месяцев особое внимание ребенок уделяет именно ходьбе.
  2. Язык (от рождения до шести лет). Ребенок от лепетания и звуков постепенно переходит к словам, фразам и предложениям. Вместе со словарным запасом у ребенка появляется понимание окружающего мира.
  3. Порядок (от одного года до четырех лет). В это время дети особо заинтересованы в структуре, повседневной рутине, последовательности, повторении простых действий. Благодаря повторению они улучшают навыки.
  4. Маленькие предметы (от года до четырех лет). У ребенка появляется уникальный интерес к мелким деталям и крошечным объектам.
  5. Утончение чувств (от года до шести лет). Это период, в котором дети особенно заинтересованы в изучении всех пяти органов чувств: вкус, звук, запах, зрение и осязание. Они совершенствуют свою способность различать сенсорные сигналы.
  6. Этикет и вежливость (от двух до шести лет). Дети заинтересованы в развитии навыков общения, они подражают взрослым, учатся общаться вежливо и внимательно относиться к деталям.
  7. Музыка (от двух до шести лет). В это время интерес ребенка к музыке и способность развивать музыкальное мастерство находятся на пике. Дети начинают понимать и изучать чувство мелодии и ритма.
  8. Математика (от двух до шести лет). Дети узнают про сложение и вычитание, чуть позже — про умножение и деление, учатся считать с помощью подручных материалов.
  9. Письмо (от трех до четырех лет). Дети начинают увлекаться буквами и цифрами, пробуют воспроизвести их на бумаге с помощью письменных принадлежностей. Развитие навыков письма, по мнению Монтессори, почти всегда происходит до развития чтения.
  10. Чтение (от трех до пяти лет). В этот период дети особенно интересуются устными буквами и звуками. Их понимание звуков далее приводит к формированию слов и предложений.
  11. Пространственные отношения (от четырех до шести лет). У ребенка появляется понимание пространства вокруг них. Они начинают узнавать знакомые места, могут работать над более сложными головоломками и начинают изучать район или магазин [6].

Основные принципы Монтессори

  • Уважение к ребенку. Методика Монтессори признает уникальность каждого ребенка, позволяющую ему руководить процессом обучения. Педагоги наблюдают и слушают, не перебивают детей и дают им возможность сделать выбор. Отсюда появляется уважительная и дружеская среда.
  • Индивидуальное обучение. Учителя Монтессори создают персонализированные уроки на основе интересов, развития, потребностей детей. Они отслеживают и поддерживают учеников по мере их продвижения по учебной программе.
  • Подготовленная среда. Она необходима, чтобы дети обучались самостоятельно и эффективно. Класс Монтессори — это продуманное учебное пространство, где у всего есть цель и место. Комната окрашена в приглушенные цвета и имеет много естественного света, который помогает сосредоточиться. Каждый предмет в классе Монтессори доступен, дети могут свободно брать вещи, которые их интересуют.
  • Разновозрастные группы. Классы Монтессори могут состоять из детей разного возраста, что способствует сотрудничеству, взаимопомощи. Малыши учатся новому, наблюдая за старшими детьми. Те, в свою очередь, приобретают ответственность и лидерские качества.
  • Внутренняя мотивация. В классе Монтессори нет отметок, поэтому ученики выполняют задания не ради пятерки, а из-за интереса и внутреннего желания их выполнить. Ребенок учится брать на себя ответственность за результат [7].

Выстроить школу или детский сад по системе Монтессори невозможно без уважения к ребенку, ведь главный принцип подхода — «Помоги мне сделать это самому». Это кардинально другой взгляд на детство: не свысока, а на одном уровне, глаза в глаза. У каждого ребенка свой путь развития, его не определяет методичка. Находясь в подготовленной среде вместе с гидом, ребенок имеет возможность развиваться по собственному маршруту.

Екатерина Родионова
Екатерина Родионова
Монтессори-педагог AMI 3-6, заместитель директора ОАНО «Частная школа «Снегири», Москва

Среда Монтессори организована так, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться материалами, все находится в зоне его досягаемости. Класс разделен на тематические зоны: математика, язык, окружающий мир и другие. В детском саду, например, есть сенсорная зона — ребенок трогает, пересыпает, переливает. Есть зона повседневной жизни, где дети учатся гладить, стирать, наливать воду, крепить прищепки, забивать гвозди — делать все то, что делают взрослые вокруг них.

Анастасия Макашова
Анастасия Макашова
Монтессори-педагог, сооснователь образовательного проекта «Многогранник», Санкт-Петербург

Плюсы и минусы методики Монтессори

Система Монтессори, как и другие образовательные подходы, имеет плюсы и минусы. Ориентируясь на них, родители могут сделать выбор в пользу этого или другого метода образования.

Плюсы

  • Дети учатся в своем темпе. Это позволяет избежать излишнего давления и стрессов, которые могут возникать при необходимости подстраиваться под общий темп класса. Когда ребенок движется к знаниям шаг за шагом, он лучше усваивает материал, внимательнее знакомится с окружающей средой и уверенно накапливает собственный опыт, который формируется без страха совершить ошибку.
  • Развитие самостоятельности.
  • Акцент на коммуникации. Хотя метод Монтессори фокусируется на самостоятельном обучении, он может помочь укрепить коммуникативные навыки. Дети пробуют работать в группах и парах для достижения целей и получения информации.
  • Любовь к обучению. В философии Монтессори получение новых знаний рассматривается как увлекательный, приятный процесс, а не как обязательство. Воспитанники Монтессори сохраняют живой интерес к людям и миру вокруг, воспринимая обучение как естественную часть жизни [8].

Основное достоинство методики Монтессори в том, что ребенок может заниматься с материалами, которые стимулируют его на самостоятельные открытия. Один из принципов — вызвать у ребенка удивление. Например, используя математические материалы, ребенок может выстраивать определенные фигуры, которые помогают ему понять абстрактные понятия вроде степени числа. Скажем, тройки можно складывать в форме квадрата (3 в квадрате) или куба (3 в кубе), и это дает ребенку визуальное понимание того, что такое степень. Это наглядность и осознанность, потому что он учится через практику.

Анастасия Макашова
Анастасия Макашова
Монтессори-педагог, сооснователь образовательного проекта «Многогранник», Санкт-Петербург

Минусы

  • Образовательные программы и учебные материалы стоят дорого.
  • Доступность не для всех учеников. В основном центры Монтессори — это частные образовательные учреждения, поэтому обучение в них недоступно для малообеспеченных детей.
  • Материалы требуют постоянной адаптации и обновления.

На мой взгляд, главный минус подхода Монтессори — это высокая стоимость материалов и обучения педагогов. Их может позволить себе не каждый частный центр.

Екатерина Родионова
Екатерина Родионова
Монтессори-педагог AMI 3-6, заместитель директора ОАНО «Частная школа «Снегири», Москва

Учителям в системе Монтессори бывает сложно, потому что подход требует создания и постоянного обновления специальных материалов. Классическая образовательная система предлагает стандартные методики и учебные пособия, тогда как в Монтессори педагогу нужно адаптировать материалы к возрасту детей, учитывать специфику региона и включать актуальные темы. Материалы часто разрабатывают практически с нуля, особенно если они должны отражать, например, местные особенности.

Анастасия Макашова
Анастасия Макашова
Монтессори-педагог, сооснователь образовательного проекта «Многогранник», Санкт-Петербург

Комментарии эксперта

Кому не подходит система Монтессори

Методика Монтессори подойдет всем детям, но не всем родителям. Потому что сложно быть родителем самостоятельного ребенка. Проще пристегнуть ребенка к автокреслу, дать в руки планшет, чем менять привычный уклад жизни, слушать ребенка. Невозможно водить ребенка в Монтессори-садик и не меняться самому. Получается, что вы идете учиться всей семьей. Нужно быть готовым к изменениям и к тому, что нужно будет много учиться каждый день. Учиться у ребенка: наблюдать, исследовать мир, смотреть его глазами на привычные вещи. Монтессори говорила, что мы живем в мире для взрослых: выключатели расположены высоко, большая мебель, неудобные предметы. То, что сейчас появились раковины на высоте ребенка и маленькие предметы под размер руки ребенка, — это заслуга взрослых, которые учились у детей.

Екатерина Родионова
Екатерина Родионова
Монтессори-педагог AMI 3-6, заместитель директора ОАНО «Частная школа «Снегири», Москва

Какие сложности возникают у тех детей, что уходят в обычную школу

Переход из системы Монтессори в обычную школу может быть трудным для ребенка из-за разницы в подходах. В Монтессори ребенок учится в своем темпе и нет жесткого графика прохождения тем. Поэтому, когда ученик попадает в общеобразовательную школу, он может отставать по некоторым предметам или, наоборот, опережать других. Еще одна сложность — адаптация к новому стилю работы: в Монтессори-среде дети привыкают к самостоятельной проверке и выбору заданий, тогда как в обычной школе требуют точного выполнения заданий по указанию учителя и строгой оценки результатов.

Анастасия Макашова
Анастасия Макашова
Монтессори-педагог, сооснователь образовательного проекта «Многогранник», Санкт-Петербург

Каким должен быть педагог Монтессори

В системе Монтессори взрослый старается минимально вмешиваться в деятельность ребенка, давая ему больше свободы для самостоятельного обучения. Педагог поддерживает и направляет, но часто стоит в стороне, лишь наблюдая за процессом. Такая роль требует от взрослого значительной самоотдачи и умения сдерживаться, даже если хочется помочь или подсказать. Учителю может быть сложно, потому что естественное стремление — вмешаться и направить, особенно если ребенок испытывает трудности. В этой системе педагог должен уметь находить баланс между поддержкой и возможностью дать ребенку справляться с задачами самостоятельно, помогая только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

Анастасия Макашова
Анастасия Макашова
Монтессори-педагог, со-основатель образовательного проекта «Многогранник», Санкт-Петербург
Поделиться
Авторы
Теги