Что такое методика раннего развития Монтессори и в чем ее принципы
. История появления, плюсы и минусы системы обученияМетод Монтессори отличается от привычного дошкольного и школьного образования. Его фокус не на получении знаний, а на самом ребенке, на его естественном желании познавать мир. Педагоги, работающие с этим подходом, создают особую среду, которая помогает ученику вырасти самостоятельным и уверенным в себе. РБК Life узнал основные принципы Монтессори, в чем плюсы и минусы этой методики и каким детям она лучше всего подходит.
Что такое Монтессори
Система Монтессори — это образовательный подход, фокус которого — на развитии самостоятельности, мотивации и осознанности ребенка через взаимодействие со средой и свободную игру.
Цель метода — заложить основу для того, чтобы дети становились мотивированными и самостоятельными учениками, которые продолжают успешно учиться и развиваться во взрослой жизни. Последователи Монтессори утверждают, что безопасная, увлекательная и заботливая среда в классе помогает обрести уверенность в себе и своих способностях [1].
Изначально по системе занимались с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет). Сейчас также существуют ясли (для малышей от полутора лет) и школы (для детей и подростков от семи до 18 лет).
В 2022 году по всему миру работали 15 763 лицензированных центра Монтессори [2].
История Монтессори
Мария Монтессори — первая итальянская женщина-врач. В 1907 году она открыла в Риме Casa dei Bambini («Дом детей») для обучения малообеспеченных детей. Вместо традиционных методов она использовала собственные образовательные подходы. Каждый ученик получал задания, зависящие от его особенностей развития и уровня образования. Детей учили сотрудничать и работать вместе для достижения целей, поощряли их личные интересы.
Сначала ученики были непослушными, но вскоре проявили большой интерес к учебным материалам, головоломкам, знакомству с бытовыми вещами (готовке, уборке, уходу за растениями и другим занятиям). Мария наблюдала, как ребята впитывают знания из среды, по сути, самостоятельно себя обучая.
В 1909 году доктор Монтессори подробно описала свой образовательный процесс в книге «Метод научной педагогики, применяемый в обучении детей в детских домах» [3]. Ее исследование привлекло внимание педагогов по всему миру, после чего школы, работающие с подходом Монтессори, открылись в разных странах.
Всю жизнь женщина продвигала подход к образованию, ориентированный на ребенка. Она читала лекции в университетах, писала статьи и книги, а также разработала программу подготовки учителей по методу Монтессори [4].
Что такое сенситивные периоды
Сенситивные периоды — это определенные этапы развития ребенка, когда он особенно восприимчив к различным видам обучения и с легкостью приобретает новые навыки. Они проявляются в развитии нейронных связей: когда мозг обладает высокой пластичностью и способен реорганизоваться в ответ на новый опыт.
Мария Монтессори считала, что в такие периоды взросления детям должна быть предоставлена среда, которая поддержит их естественное желание учиться и позволит получить знания в своем темпе [5].
Система Монтессори описывает 11 сенситивных периодов для детей от рождения до шести лет:
- Движение (от рождения до двух с половиной лет). Охватывает все движения, от прикосновений родителей в младенческом возрасте до первых шагов ребенка. В этот период дети особенно заинтересованы в том, чтобы научиться координировать и контролировать действия: поворачиваться, хватать, балансировать, лазать, ходить. С 12 до 15 месяцев особое внимание ребенок уделяет именно ходьбе.
- Язык (от рождения до шести лет). Ребенок от лепетания и звуков постепенно переходит к словам, фразам и предложениям. Вместе со словарным запасом у ребенка появляется понимание окружающего мира.
- Порядок (от одного года до четырех лет). В это время дети особо заинтересованы в структуре, повседневной рутине, последовательности, повторении простых действий. Благодаря повторению они улучшают навыки.
- Маленькие предметы (от года до четырех лет). У ребенка появляется уникальный интерес к мелким деталям и крошечным объектам.
- Утончение чувств (от года до шести лет). Это период, в котором дети особенно заинтересованы в изучении всех пяти органов чувств: вкус, звук, запах, зрение и осязание. Они совершенствуют свою способность различать сенсорные сигналы.
- Этикет и вежливость (от двух до шести лет). Дети заинтересованы в развитии навыков общения, они подражают взрослым, учатся общаться вежливо и внимательно относиться к деталям.
- Музыка (от двух до шести лет). В это время интерес ребенка к музыке и способность развивать музыкальное мастерство находятся на пике. Дети начинают понимать и изучать чувство мелодии и ритма.
- Математика (от двух до шести лет). Дети узнают про сложение и вычитание, чуть позже — про умножение и деление, учатся считать с помощью подручных материалов.
- Письмо (от трех до четырех лет). Дети начинают увлекаться буквами и цифрами, пробуют воспроизвести их на бумаге с помощью письменных принадлежностей. Развитие навыков письма, по мнению Монтессори, почти всегда происходит до развития чтения.
- Чтение (от трех до пяти лет). В этот период дети особенно интересуются устными буквами и звуками. Их понимание звуков далее приводит к формированию слов и предложений.
- Пространственные отношения (от четырех до шести лет). У ребенка появляется понимание пространства вокруг них. Они начинают узнавать знакомые места, могут работать над более сложными головоломками и начинают изучать район или магазин [6].
Основные принципы Монтессори
- Уважение к ребенку. Методика Монтессори признает уникальность каждого ребенка, позволяющую ему руководить процессом обучения. Педагоги наблюдают и слушают, не перебивают детей и дают им возможность сделать выбор. Отсюда появляется уважительная и дружеская среда.
- Индивидуальное обучение. Учителя Монтессори создают персонализированные уроки на основе интересов, развития, потребностей детей. Они отслеживают и поддерживают учеников по мере их продвижения по учебной программе.
- Подготовленная среда. Она необходима, чтобы дети обучались самостоятельно и эффективно. Класс Монтессори — это продуманное учебное пространство, где у всего есть цель и место. Комната окрашена в приглушенные цвета и имеет много естественного света, который помогает сосредоточиться. Каждый предмет в классе Монтессори доступен, дети могут свободно брать вещи, которые их интересуют.
- Разновозрастные группы. Классы Монтессори могут состоять из детей разного возраста, что способствует сотрудничеству, взаимопомощи. Малыши учатся новому, наблюдая за старшими детьми. Те, в свою очередь, приобретают ответственность и лидерские качества.
- Внутренняя мотивация. В классе Монтессори нет отметок, поэтому ученики выполняют задания не ради пятерки, а из-за интереса и внутреннего желания их выполнить. Ребенок учится брать на себя ответственность за результат [7].
Выстроить школу или детский сад по системе Монтессори невозможно без уважения к ребенку, ведь главный принцип подхода — «Помоги мне сделать это самому». Это кардинально другой взгляд на детство: не свысока, а на одном уровне, глаза в глаза. У каждого ребенка свой путь развития, его не определяет методичка. Находясь в подготовленной среде вместе с гидом, ребенок имеет возможность развиваться по собственному маршруту.
Среда Монтессори организована так, чтобы ребенок мог самостоятельно пользоваться материалами, все находится в зоне его досягаемости. Класс разделен на тематические зоны: математика, язык, окружающий мир и другие. В детском саду, например, есть сенсорная зона — ребенок трогает, пересыпает, переливает. Есть зона повседневной жизни, где дети учатся гладить, стирать, наливать воду, крепить прищепки, забивать гвозди — делать все то, что делают взрослые вокруг них.
Плюсы и минусы методики Монтессори
Система Монтессори, как и другие образовательные подходы, имеет плюсы и минусы. Ориентируясь на них, родители могут сделать выбор в пользу этого или другого метода образования.
Плюсы
- Дети учатся в своем темпе. Это позволяет избежать излишнего давления и стрессов, которые могут возникать при необходимости подстраиваться под общий темп класса. Когда ребенок движется к знаниям шаг за шагом, он лучше усваивает материал, внимательнее знакомится с окружающей средой и уверенно накапливает собственный опыт, который формируется без страха совершить ошибку.
- Развитие самостоятельности.
- Акцент на коммуникации. Хотя метод Монтессори фокусируется на самостоятельном обучении, он может помочь укрепить коммуникативные навыки. Дети пробуют работать в группах и парах для достижения целей и получения информации.
- Любовь к обучению. В философии Монтессори получение новых знаний рассматривается как увлекательный, приятный процесс, а не как обязательство. Воспитанники Монтессори сохраняют живой интерес к людям и миру вокруг, воспринимая обучение как естественную часть жизни [8].
Основное достоинство методики Монтессори в том, что ребенок может заниматься с материалами, которые стимулируют его на самостоятельные открытия. Один из принципов — вызвать у ребенка удивление. Например, используя математические материалы, ребенок может выстраивать определенные фигуры, которые помогают ему понять абстрактные понятия вроде степени числа. Скажем, тройки можно складывать в форме квадрата (3 в квадрате) или куба (3 в кубе), и это дает ребенку визуальное понимание того, что такое степень. Это наглядность и осознанность, потому что он учится через практику.
Минусы
- Образовательные программы и учебные материалы стоят дорого.
- Доступность не для всех учеников. В основном центры Монтессори — это частные образовательные учреждения, поэтому обучение в них недоступно для малообеспеченных детей.
- Материалы требуют постоянной адаптации и обновления.
На мой взгляд, главный минус подхода Монтессори — это высокая стоимость материалов и обучения педагогов. Их может позволить себе не каждый частный центр.
Учителям в системе Монтессори бывает сложно, потому что подход требует создания и постоянного обновления специальных материалов. Классическая образовательная система предлагает стандартные методики и учебные пособия, тогда как в Монтессори педагогу нужно адаптировать материалы к возрасту детей, учитывать специфику региона и включать актуальные темы. Материалы часто разрабатывают практически с нуля, особенно если они должны отражать, например, местные особенности.
Комментарии эксперта
Кому не подходит система Монтессори
Методика Монтессори подойдет всем детям, но не всем родителям. Потому что сложно быть родителем самостоятельного ребенка. Проще пристегнуть ребенка к автокреслу, дать в руки планшет, чем менять привычный уклад жизни, слушать ребенка. Невозможно водить ребенка в Монтессори-садик и не меняться самому. Получается, что вы идете учиться всей семьей. Нужно быть готовым к изменениям и к тому, что нужно будет много учиться каждый день. Учиться у ребенка: наблюдать, исследовать мир, смотреть его глазами на привычные вещи. Монтессори говорила, что мы живем в мире для взрослых: выключатели расположены высоко, большая мебель, неудобные предметы. То, что сейчас появились раковины на высоте ребенка и маленькие предметы под размер руки ребенка, — это заслуга взрослых, которые учились у детей.
Какие сложности возникают у тех детей, что уходят в обычную школу
Переход из системы Монтессори в обычную школу может быть трудным для ребенка из-за разницы в подходах. В Монтессори ребенок учится в своем темпе и нет жесткого графика прохождения тем. Поэтому, когда ученик попадает в общеобразовательную школу, он может отставать по некоторым предметам или, наоборот, опережать других. Еще одна сложность — адаптация к новому стилю работы: в Монтессори-среде дети привыкают к самостоятельной проверке и выбору заданий, тогда как в обычной школе требуют точного выполнения заданий по указанию учителя и строгой оценки результатов.
Каким должен быть педагог Монтессори
В системе Монтессори взрослый старается минимально вмешиваться в деятельность ребенка, давая ему больше свободы для самостоятельного обучения. Педагог поддерживает и направляет, но часто стоит в стороне, лишь наблюдая за процессом. Такая роль требует от взрослого значительной самоотдачи и умения сдерживаться, даже если хочется помочь или подсказать. Учителю может быть сложно, потому что естественное стремление — вмешаться и направить, особенно если ребенок испытывает трудности. В этой системе педагог должен уметь находить баланс между поддержкой и возможностью дать ребенку справляться с задачами самостоятельно, помогая только в тех случаях, когда это действительно необходимо.