Формы обучения в школе — чем они отличаются

. Эксперт рекомендует обратить внимание на навыки самоорганизации
Обновлено 29 октября 2024, 16:27
Какие формы обучения есть в российских школах, какие у них плюсы и минусы
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Какие формы обучения есть в российских школах, какие у них плюсы и минусы

Помимо стандартного формата с посещением школьных уроков пять дней в неделю закон предусматривает и другие формы обучения, которые стоит обсуждать в индивидуальном порядке.

Рассказываем вместе с экспертами, какие формы обучения есть в российских школах, какие у них плюсы и минусы.

Эксперты в этом материале:

Дарья НикитинаДарья НикитинаУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» г. Владивостока, координатор программы «На стороне учителя» благотворительного фонда «Новый учитель»
Анна ВысоцкаяАнна ВысоцкаяНейропсихолог, консультант по выбору школы и образовательной стратегии, ведущая телеграм-канала «ПРО Школы»
Дмитрий ЯковлевДмитрий ЯковлевОперационный директор онлайн-школы №1

Формы обучения в школе по новому закону

Форма обучения — это вариант организации образования детей, способ взаимодействия учителей и учеников и формирования системы учебного процесса. Выбор формы зависит от пожеланий родителей (опекунов) и детей, а также рекомендаций медкомиссии, педагогов и психологов. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает право выбора из двух форм обучения — в школе или без ежедневного ее посещения [1].

Формы обучения в школе в организации:

  • очная;
  • заочная;
  • очно-заочная.

Формы обучения в школе вне организации:

  • семейное обучение;
  • самообразование;
  • дистанционное обучение и экстернат.

Очное обучение в школе

Стандартная система, в которой ребенок ежедневно посещает школу, за исключением выходных и праздничных дней, учится по расписанию класса, делает домашнюю работу. Очное образование может быть и надомным, например при длительной болезни. В этом случае учителя приходят к ребенку на дом или в больницу.

Очную форму выбирают большинство родителей при отсутствии противопоказаний у детей. Она привычна и понятна, а нагрузка по обучению в основном лежит на школьном учреждении, хотя и может потребоваться дополнительная работа с репетиторами.

Дарья Никитина говорит, что основной и ключевой плюс обучения в школе — социальная активность ребенка и получение общего с другими опыта: «Да, ребенок может получать достаточно общения, если учится в семейной или индивидуальной форме и при этом посещает кружки и секции, но это не то же самое, что школа. Сейчас мы имеем подавляющее большинство людей, у которых школьный опыт был. И быть тем редким человеком, который лишен такого опыта, означает высокий риск стать белой вороной, не понимать многое из того, что переживали остальные. Любой опыт важен и делает нас уникальными и неповторимыми, нужно лишь учитывать риски.

Школьную жизнь ребенка сопровождают внеурочные занятия и много дополнительного образования: совместные поездки с классом, пикники, школьные концерты. Все это — часть образовательной программы ребенка, который учится в школе.

В малых городах, где возможности дополнительного образования ограничены, освоение навыков социализации без школы становится затруднительным. Ровно та же картина с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Школа — фактически единственная институция, для которой они видимы. Если такой ребенок не в классе, он почти всегда больше нигде, что точно изолирует самого ребенка и его семью и одновременно делает наше общество менее инклюзивным и принимающим.

Еще один плюс: в школе работают педагоги. Они понимают, в каком классе должны осваиваться те или иные предметные знания и навыки, знают и применяют различные инструменты для их формирования. Родитель, на плечи которого ложится единоличная ответственность за образование ребенка, с одной стороны, нечасто имеет педагогическое образование, а с другой — остается один на один с этой ответственностью. Да, семьи не всегда довольны школьными учителями, но почти у каждого из нас был тот самый педагог, ради которого хотелось бежать на уроки. Мне как классному руководителю совсем не простого девятого класса родители пишут и звонят часто по очень разным поводам. Мы совместно решали как образовательные затруднения детей, так и личностные. Это возможно, только когда кроме родителя есть кто-то еще, готовый делить ответственность, помогать и поддерживать».

Заочное обучение в школе

Заочное обучение. Ученик числится в учебном заведении, но приходит только для сдачи экзаменов. Эта форма актуальна для тех, кто часто уезжает или, например, профессионально занимается спортом из-за чего вынужден отсутствовать на занятиях, посещая сборы и соревнования.

Дарья Никитина: «Для перехода на альтернативные формы обучения есть два повода — личное желание и острая необходимость. Первое может быть продиктовано чем угодно: серьезной занятостью ребенка вне школы, нелюбовью к школьным форматам, специальными образовательными потребностями (например, «сильный» ребенок, значительно опережающий школьную программу), частыми переездами семьи, личными особенностями ребенка. Здесь уместен пример одного из моих учеников, занимающегося профессиональным спортом. С первого по седьмой класс он менял школу каждый раз, когда обучение выпадало на вторую смену. Не уверена, что такая миграция лучше для ребенка, чем семейная форма обучения.

Второе в большей степени связано с невозможностью достигать образовательных результатов в очном режиме: отдаленность от образовательных учреждений (актуально для сел и деревень), пережитые трудности в школе (например, травля), ограниченные возможности здоровья, препятствующие обучению в классе».

Минус заочной формы в том, что кто-то из родителей, старших родственников или опекунов должен находиться с ребенком дома в рабочее время, а уровень знаний до аттестации придется контролировать самостоятельно. К тому же важно грамотно организовать рабочее место ребенка, за которым он будет проводить несколько часов в день.

Очно-заочное обучение в школе

Очно-заочное обучение. Гибридная форма, при которой ученик посещает уроки выборочно. Можно согласовать индивидуальный план обучения. Любой из вышеперечисленных форматов подразумевает возможность пользоваться школьной библиотекой, участвовать в дополнительных активностях — конкурсах и олимпиадах, организуемых школой.

Очно-заочная и заочная формы обучения регулируются локальными актами школы, а расписание занятий согласовывается напрямую между администрацией учебного заведения и родителями.

Дарья Никитина считает, что при очно-заочном обучении можно получить хороший уровень знаний, но с оговорками: «При такой форме обучения ключевую роль играет внутренняя мотивация и способность учиться. Базово это не берется из ниоткуда. За навык обучения отвечает начальная школа, за развитие мотивации — целый комплекс факторов. Если мы имеем высоко мотивированного ученика, развившего навыки обучения, то любой формат будет эффективен.

Но даже здесь огромную роль играет возрастная психология. Если у ребенка младшего школьного возраста ключевая потребность — получение знаний, он мотивирован по умолчанию (если что-то не «сломалось» в процессе), то у подростка — коммуникация и признание в группе плюс отсутствие навыка прогнозирования. Значит, что на уровне начальной школы будут сложности с навыками находить и обрабатывать информацию, распределять время, анализировать, делать выводы, структурировать свою работу, а в средней школе подростку будет сложно собраться и начать делать что-то, потребуется доказательство необходимости каждого предмета и задания, когда желание поболтать с друзьями или провести время с первой любовью будет сильнее необходимости сесть за учебники или онлайн-курс.

В любом случае альтернатива школе выглядит как очень высокая ответственность родителей, их постоянное вовлечение в обучение ребенка и компенсация возрастных дефицитов. Среди моих знакомых есть семья с дочками-близнецами, и одна из них стандартно учится в школе, а вторая — на семейной форме. Изначально учиться семейно забрали обеих примерно в 12 лет, но по мере взросления стало понятно и родителям, и самой девочке, что дома она учиться не может. Казалось бы, похожие дети, но для одной вполне возможно образование без школы, а второй не хватает мотивации и концентрации. Люди разные в любом возрасте, поэтому важно ориентироваться на конкретного ребенка, его возможности и потребности, соизмерять их с бонусами и рисками».

Самообразование и семейная форма обучения в школе

Семейное обучение (с первого по девятый класс) и самообразование (10–11-й классы) — варианты для тех, кто готов взять на себя ответственность за получение знаний без помощи образовательной организации. В этом случае ребенок не числится в школе, но ему необходимо будет сдавать общегосударственные экзамены ОГЭ и ЕГЭ, заключив договор с выбранной школой. Если аттестация не сдана, ребенку придется сменить альтернативную форму обучения на стандартный вариант учебы в школе.

Дмитрий Яковлев: «С течением времени аудитория школьников, выбирающих альтернативные формы обучения, значительно изменилась. Раньше считалось, что дома учатся преимущественно дети с медицинскими показаниями, сегодня это уже не так. Все чаще дистанционное обучение выбирают те, кто не удовлетворен качеством стандартного школьного образования, а также юные спортсмены, блогеры и путешественники. К этому формату нередко прибегают дети, которые сталкиваются с буллингом в школе.

Нужно учитывать, что при выборе семейного обучения вся ответственность за образовательный процесс ложится на родителей. Однако многих это не останавливает. Более того, именно это зачастую становится причиной для перевода ребенка на такой формат. Родители могут выбирать предметы для изучения и углубляться в те области, которые они считают важными для ребенка. Таким образом, семья перестает быть привязанной к месту жительства, что может быть полезно не только для путешествий или переездов в другие города, но и просто при перемещении из одного района города в другой, где смена школы бывает проблематичной».

Экстернат

В соответствии со ст. 34 закона «Об образовании» у детей есть возможность обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренно [2]. Таким образом учебный процесс не растягивается на несколько лет: например, ребенок может пройти программу трех классов за год и подтвердить знания сданными экзаменами.

Анна Высоцкая говорит, что сначала стоит разобраться с понятием «ускоренная программа»: «Есть эффективная начальная школа, определить готовность ребенка к которой может нейропсихолог после тщательной диагностики. Здесь родителям нужно оценить собственные ресурсы, потому что очень много навыков в ускоренном режиме придется приобретать дома. Экстернат — другая история. Ребенок имеет право проходить программу за счет сокращения учебного года, например, проходить два класса за один год. Можно пройти третий и четвертый класс либо пятый и шестой. Но чаще всего сокращают сроки обучения в старшей школе — 10–11-й класс. Если у ребенка и родителей есть желание пройти программу таким образом, это их право. Такое обучение оправдано, когда есть какая-то цель: например, ребенок уже определился с вузом или колледжем, его не устраивает школа, а переходить в другую не хочется, либо нет потребности находиться в школьном социуме, есть желание закрыть аттестат заочно и нет смысла растягивать годы обучения».

Дистанционное обучение

Дистант, или онлайн-обучение, скорее не отдельная форма, а один из способов организации занятий. Он вероятен и на обычном очном обучении, например на время длительного карантина в школе, как было в период коронавирусного локдауна. В 2023 году Роспотребнадзор дал методические рекомендации по организации этого процесса с применением электронных технологий для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований [3].

Необязательно выбирать одну форму обучения на все 11 лет: можно менять форматы в зависимости от здоровья, психологического состояния ребенка, рекомендаций специалистов и обстоятельств, например, из-за частых переездов.

Многих интересует, могут ли перевести ребенка на другую форму обучения по инициативе школьных учителей. Дмитрий Яковлев считает, что здесь есть два варианта: «Первый — домашнее обучение, которое назначается исключительно по медицинским показаниям. В таком случае школа курирует процесс, ребенок прикрепляется к учебному заведению и к классу. У него остаются классный руководитель, домашние задания и контрольные работы, которые выполняются дома в рамках школьной программы.

Второй вариант — семейное обучение. Любая семья может выбрать его без необходимости соблюдения специальных условий. Закон позволяет забрать ребенка из школы в любой момент учебного года, и образовательное учреждение не вправе отказать в этом. Однако ученик на семейном обучении все же должен быть прикреплен к школе для прохождения промежуточной или итоговой аттестации».

Анна Высоцкая: «Самое главное в дистанционном обучении — режим. Любое обучение должно быть подчинено режиму дня. Должно быть время, выделенное на учебу, а также обязательно время на спорт (опасность дистанционного обучения — гиподинамия, за которой идет сниженный фон настроения и апатия, потеря энергетического тонуса). Ребенку на дистанционном обучении очень важно иметь занятия вне дома, это может быть прогулка с собакой, спортивные секции. Как это организовать и кто это будет отслеживать — вопросы волевых качеств и самоорганизации. Учащимся средней и старшей школы, у которых есть проблемы с эмоционально-волевой саморегуляцией, с зависимым поведением, противопоказан дистанционный формат при отсутствии контролирующего взрослого. Естественно, должно быть хорошо оборудованное рабочее место, возможность заниматься в тишине, а в течение дня разгружаться, переключаться с учебы на другие занятия. Не всем семьям подходит такой формат, речь не только о детях — именно у семьи должен быть ресурс на то, чтобы держать этот режим. В школе он держится самой системой, а дома — значимым взрослым».

Дмитрий Яковлев говорит, что сейчас ученики привыкают к дистанционному обучению, будь то краткие курсы или долгосрочные программы: «Однако пандемия выявила, что многие родители остались неудовлетворены качеством дистанционного образования (56%, по данным ВЦИОМа). Основная сложность заключается в том, что многие школы пытаются просто перенести традиционные методы обучения в онлайн, не адаптируя их к новому формату.

Доступность информации в интернете заставила образовательные учреждения осознать, что старые подходы больше не работают. Например, больше нет смысла просто читать лекции через видеоформат, как это делалось в аудиториях. Сегодня требуются новые цифровые инструменты, позволяющие оценивать знания, контролировать процесс и мотивировать учеников.

Таким образом, если говорить о качестве образования, необходимо различать школы, которые были вынуждены перейти на дистанционный формат, и онлайн-школы, изначально разработанные с учетом современных технологий и методик».

Комментарий эксперта

Дарья НикитинаДарья НикитинаУчитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» г. Владивостока, координатор программы «На стороне учителя» благотворительного фонда «Новый учитель»

«Школа и семья должны работать сообща. Да, это не всегда получается так. Чаще всего настоятельная рекомендация перевести ребенка на индивидуальную или семейную форму со стороны школы появляется в связи с подозрениями на наличие у ребенка ОВЗ, затрудняющих его обучение в классе.

Директор школы, где работаю я, имеет квалификацию «олигофренопедагог», она больше 10 лет проработала в коррекционном интернате и при зачислении в школу всегда просит приходить родителей вместе с ребенком. Я была на паре таких бесед, когда дело касалось зачисления в мой класс, и наблюдала всегда одну картину: директор говорит с ребенком, задает ему простые вопросы и внимательно наблюдает за поведением. При возникновении подозрений на потенциальные или фактические трудности в обучении семье предлагают пройти психолого-педагогическую комиссию. И всегда за этим следует диалог о важности такого шага, ведь далеко не каждый родитель принимает или замечает особенности своего ребенка. Профессионалу это видно почти всегда.

У нас много учеников на индивидуальной форме обучения, учителя приглашают их в школу или приходят к ним домой, если это необходимо. При этом детей, нуждающихся в такой форме, объективно не больше, чем в любой другой школе. Но мы в этом плане очень ответственны. Держать ребенка в классе, если ему в таком режиме плохо и трудно, жестоко, лучше договориться с семьей.

Мы с директором и классным руководителем долго убеждали родителей одного из моих учеников в необходимости индивидуальной формы, потому что работа в классе для него была невозможна. Этот диалог занял несколько лет, но все решилось к девятому классу, когда впереди замаячили экзамены. Стандартный ОГЭ был для мальчика неподъемен, но на индивидуальном обучении по адаптированной программе он спокойно сдал государственный выпускной экзамен, получил аттестат и сейчас осваивает профессию».

Поделиться
Авторы
Теги