Какие бывают формы обучения

. Как выбрать эффективную
Обновлено 16 июля 2024, 11:42
Drazen Zigic/Shutterstock
Фото: Drazen Zigic/Shutterstock

Формы обучения многообразны. Этот процесс может быть индивидуальным или групповым, классическим классно-урочным либо выездным или полностью удаленным. Часть форм обучения относят к современным и новым направлениям, а базовыми принято считать очную, заочную и очно-заочную формы. Вместе с экспертами разбираемся, что такое формы обучения, как их классифицируют и какие сейчас в тренде.

Что такое форма обучения

Форма обучения — это способ организации педагогического процесса или построение конкретного образовательного звена, например урока или лекции [1]. Между собой формы обучения отличаются характером взаимодействия «педагог — ученик», организацией коллектива (групповое занятие или индивидуальное), а также типом образовательной деятельности — обязательная или дополнительная [2], [3].

Многочисленные комбинации этих и других факторов в сочетании с новыми технологиями позволяют выделить множество форм обучения. Но с точки зрения закона их всего несколько.

Формы обучения в законодательстве

Формы обучения закреплены в законе «Об образовании». Однако в главе, описывающей основные термины и понятия, отдельная трактовка отсутствует, но понятие раскрывается в ст. 17 [4]. В ней фигурируют сразу два термина, которые часто используют как взаимозаменяемые (отчего возникает дополнительная путаница), — это формы получения образования и формы обучения.

Вот что говорит закон: форм получения образования две — в стенах образовательной организации и за ее пределами. Внутри каждой есть свои формы обучения. Для классического обучения, например с регулярным посещением занятий в школе или колледже, предусмотрены три формы [3].

  • Очная. Предполагает очный или личный контакт преподавателя и учащихся, которые посещают образовательную организацию регулярно, не менее пяти-шести дней в неделю.
  • Заочная. Одно из названий такой формы — вечерняя. Наиболее распространена в высших учебных заведениях, когда студенты совмещают учебу с работой. При такой форме студент и преподаватель также находятся в непосредственном контакте, но частота очных занятий отличается — в расписании их может быть существенно меньше. От этого общая длительность обучения, как правило, дольше.
  • Очно-заочная. Сочетает в себе характеристики двух вышеописанных. Ее главное отличие в том, что обучение проходит фазами. Например, в течение семестра студент самостоятельно осваивает материал (первая фаза), а после приходит в вуз для сдачи экзаменов, то есть очный визит (вторая фаза).

При выборе альтернативной формы получения образования законом определены две следующие формы.

  • Семейное образование. В этом случае, например, школьник получает образование вне школы — дома под присмотром родителей или приглашенных педагогов, репетиторов. В отличие от домашнего обучения, на которое могут перевести по состоянию здоровья, семейное — выбор учащегося или его родителей. Последние несут ответственность за качество усвоенной программы.
  • Самообразование. Все знания и навыки учащийся приобретает самостоятельно, без помощи вторых лиц. Человек самостоятельно осваивает выбранную программу [5]. В зависимости от условий он может подтвердить свои знания официально, например, записавшись на тест для определения уровня владения иностранным языком.

Отдельно в законе прописано, что допускается сочетание форм получения образования и обучения. Кроме того, формы обучения по дополнительным программам образовательная организация может определять самостоятельно, если иное не установлено законом.

Формы обучения в педагогике

На практике понятие «формы обучения» шире. Это связано с разницей определений. Первое — это нормативное описание, то есть законодательная трактовка. Второе — более теоретический, или педагогический, подход, он намного шире и включает в себя классификации по разным основаниям. Отдельно «форма обучения» — это в принципе широко используемый термин, в том числе в быту. Часто им называют не только формы, но и виды образования.

Например, по организации учебной деятельности выделяют обязательные и дополнительные формы обучения. Первые делят на классно-урочную форму (урок, лекция, семинар) и внеурочную (практические работы, домашние задания, летняя практика) [1]. Еще один способ классификации форм обучения — по числу учащихся. На этом основании выделяют следующие формы обучения [1], [6].

  • Индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу учащегося наедине с самим собой либо под руководством педагога.
  • Коллективная. Это в первую очередь классическая классно-урочная форма. Отдельно есть групповые формы или фронтальные.
  • Групповая. Предполагает разделение коллектива на несколько небольших групп, участники которых ведут самостоятельную деятельность под присмотром общего педагога.
  • Индивидуально-групповая. Численность группы позволяет вести обучение в форме «преподаватель — коллектив», но с индивидуальным подходом.
  • Массовая. В данном случае речь идет о каких-то масштабных образовательных процессах, например открытых лекциях, семинарах или тренингах.

Современные формы обучения

Образование — это динамическая система, которая меняется и подстраивается под современные вызовы и запросы. Появляются новые формы обучения, которые иногда сложно отнести к какой-либо классической группе. Это усложняет не только классификацию, но иногда и выбор.

Рынок образования насыщен огромным количеством форматов, методов и подходов к обучению, свидетельствует Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. Выбор, советует она, стоит делать, отталкиваясь не от новизны, а от своих задач и того, как именно их можно решить с помощью образования наиболее комфортным и эффективным способом.

Популярность набирает неформальное образование, цель которого — получить как можно больше практического опыта в безопасной образовательной среде, отмечает Марина Евстратова, руководитель тренингового центра для преподавателей онлайн-школы английского языка Skyeng. Целью таких форм обучения является создание какого-то определенного продукта либо решение конкретной задачи. «И уже от этой задачи и формируются различные форматы, которые применяются в обучении», — поясняет эксперт.

Юлия РемезоваЮлия Ремезовадиректор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

«Например, задача может заключаться в расширении компетенций для продвижения в карьере. В этом случае можно рассмотреть магистратуру, которая обеспечит студента академическими знаниями, выбрать онлайн-формат обучения для наиболее удобного совмещения учебы с работой. А также сделать упор на практикоориентированные программы обучения с элементами интерактивности и геймификации для улучшения образовательного опыта».

Вместе с экспертами мы собрали несколько современных востребованных форм обучения.

1. Наставничество. Включает в себя обучение под руководством опытного специалиста, который предоставляет поддержку и делится своим опытом. Это помогает студентам развивать профессиональные навыки и более осознанно устанавливать карьерные цели, говорит Юлия Ремезова.

2. Симуляция. Чаще всего применяется в ситуациях, когда к реальному прототипу обращаться слишком рискованно, отмечает Марина Евстратова. Наиболее простым примером является обучение пилотов, которые проходят множество компьютерных тестов, прежде чем сесть за штурвал. Но эта методика допустима и в менее опасных ситуациях, например при отборе педагогов. В этом случае проводят тестовый урок, где методист выполняет роль ученика.

3. Геймификация. Использование игровых элементов в образовательном процессе для повышения мотивации и вовлеченности студентов. «В сфере высшего образования геймификация также активно применяется в формате интерактивных заданий и квизов для разнообразия учебного процесса и вовлечения студентов», — делится Юлия Ремезова.

4. Проектное. Суть подхода в том, что образовательные модули перемешаны с практической частью, например созданием приложения. После каждого учебного модуля идут задания, которые позволяют создать этот продукт.

Марина ЕвстратоваМарина Евстратоваруководитель тренингового центра для преподавателей онлайн-школы английского языка Skyeng

«Кейсовое обучение — его основное отличие от проектной деятельности в том, что это обучение направлено на решение конкретной прикладной задачи. Например, в рамках курсов английского для различных профессий студенты под контролем менторов разбирают примеры из своей реальной практики и вместе с педагогом и другими студентами подбирают решение».

5. Иммерсивное. Использует искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения. Сейчас имеются в виду именно цифровые или виртуальные среды, говорит Светлана Царицына, эксперт по профориентации детей и подростков, наставник победителей 2021–2022 годов Всероссийского конкурса «Большая перемена», эксперт Росмолодежи. «В иммерсионной среде человеко-машинное взаимодействие обретает привычное человеческой природе: движение рук и ног, вращение головы для взаимодействия с виртуальной средой», — объясняет эксперт.

Юлия Ремезова:

«Использование ИИ (генеративных моделей) направлено на повышение эффективности и гибкости программ, в том числе может использоваться для разработки образовательных продуктов. Однако нельзя сказать, что это «серебряная пуля» для всех образовательных дисциплин. Например, получать знания в области естественных наук, машиностроения, физики, математики, космонавтики стоит непосредственно у профессоров вуза напрямую, так как неверифицированные (сгенерированные ИИ) образовательные материалы могут содержать неточности. Без подобных ограничений могут использоваться иммерсивные методы (использование виртуальной или дополнительной реальности) для визуализации абстрактных концепций и наглядного моделирования различных ситуаций».

Другие классификации форм обучения

Классифицировать формы обучения можно по разным основаниям. Вот некоторые [7]:

  • по средствам коммуникации — ученики и педагог могут общаться лично либо дистанционно, также возможна комбинация двух методов;
  • по месту обучения — обучение может проходить стационарно, то есть в одном и том же месте, но и быть выездным (например, открытый урок на природе или экскурсия в музей);
  • по числу педагогов — в классической схеме урок или занятие ведет один преподаватель, но есть бинарные формы: один учитель может работать с группой, второй — индивидуально, все это происходит одновременно в рамках одного занятия;
  • по основанию «монолог — диалог» — в стандартной форме обучения лектор или учитель большую часть времени говорит сам, а ученики записывают, но есть форматы, предполагающие живой диалог, обмен мнениям между всеми участниками процесса;
  • по видам учебных занятий — это может быть урок, лекция, лабораторная работа, семинар, открытый вебинар или практическая самостоятельная работа.

Формы и методы обучения — в чем разница

Форма обучения — это больше конструкция учебного мероприятия, метод — конкретный инструмент (или их комбинация), к которому прибегает преподаватель. Например, к традиционным методам обучения относят [8]:

  • практический — учебно-производственная практика или выполнение практических учебных задач самостоятельно;
  • наглядный — всевозможные демонстрации (например, опыт в кабинете физики или химии);
  • словесный — это лекция, инструктаж и прочие подробные объяснения;
  • работу с книгой — предполагает первичное изучение текста с последующим анализом и изложением полученных знаний преподавателю.
Поделиться
Авторы
Теги