Где снимали комедию «Афоня». Как эти места выглядят сегодня (фото)
. Московский клуб культуры, центр Ярославля и деревня на берегу ВолгиЗнаковая картина режиссера Георгия Данелии «Афоня» с Леонидом Куравлевым в главной роли в 1975 году стала лидером отечественного проката с аудиторией 62,2 млн человек. Сюжет построен вокруг жизни слесаря-сантехника Афанасия Борщова, который ведет безалаберный образ жизни. Афоня регулярно отлынивает от работы, вымогает у жильцов взятки, постоянно выпивает и оказывается в неприятных ситуациях.
В остальных ролях (даже в эпизодах) Данелия снял звезд советского кинематографа, в том числе Евгения Леонова, Савелия Крамарова, Борислава Брондукова, Владимира Басова. Съемки проходили летом 1974 года в Ярославле, однако над рядом эпизодов команда работала в Москве, деревне Диево-Городище и городе Пошехонье.
Посмотрите на эти места в фильме и в реальности.
Церкви и больница
«Совести-то у меня — во! С прицепом! А времени нет!» — издевательски говорит в начале фильма сантехник Афанасий Борщов, покидая место коммунальной аварии, чтобы отправиться за получкой и «пообедать» вместе со своим приятелем Федулом. Во время вступительных титров, когда герои топчутся в луже, в ее отражении отчетливо видна колокольня и маковки церкви Ильи Пророка — архитектурного памятника XVII века, расположенного на Советской площади (бывшей Ильинской) в Ярославле. Кроме того, в кадр попали исторические трехэтажные здания в стиле классицизма, окружающие площадь.
В центре города также снимали некоторые эпизоды с медсестрой Катей Снегиревой в исполнении Евгении Симоновой. В фильме есть кадры, где девушка идет по Которосльной набережной (находится по левому берегу реки Которосль в центральной части города Ярославля) в сторону Волги и парка «Стрелка». За ее спиной виден вход в церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе, а также церковь Спаса на Городу (оба храма построены в XVII веке). Кроме того, легко узнаваема больница, где работает Катя, — это Музей истории Ярославля.
Хрущевки
«Пиво употребляете?» — спрашивает Афоня у «навязанных» ему студентов-практикантов, подходя к бочке-прицепу с квасом, стоящей посреди хрущевок. Основные съемки трагикомедии проходили в новом на тот момент ярославском районе Брагино, получившем название от одноименной деревни, вошедшей в состав города в середине XX века. Сама деревня, что характерно, получила имя от слова «брага» — так называли хмельной напиток либо человека, его изготавливавшего или любившего выпить.
Именно в этом районе находился дом Афони, ЖЭК, где он работал, а также другие локации, где снято большинство сцен. Здесь же, во дворе, персонаж Брондукова произносит легендарную фразу «гони рубль, родственник», адресованную штукатуру Коле (Евгений Леонов), которого выгоняет жена из дома после посиделок с Афоней в местном кафе.
Кафе «Ассоль»
«Так это ты вчера со мной в «Ассоли» был? То-то я вижу, рожа знакомая!» — выдает Афоня Коле-штукатуру после того, как наконец узнает его на следующий день. Заведение с таким названием действительно существовало в Брагино и действовало вплоть до начала нулевых. Само здание можно отыскать и сейчас, правда, оно с момента съемок сильно преобразилось: огромные советские витрины заложили кирпичом, а в самом здании теперь располагается продовольственный магазин.
Примечательно: в Ярославле есть тематическая пивная «Афоня», выдержанная в характерном антураже СССР 1970-х и с намеками на культовую картину. Рядом с ней установлен памятник Борщову и Коле (актеры Леонид Куравлев и Евгений Леонов), дающий отсылку к сцене, когда штукатур спрашивает у сантехника, доволен ли он своей жизнью.
Клуб
«Козел ты, а не дама», — провоцирует Афоня хулигана с бородкой во время эпизода в клубе, где главный герой впервые встречает Катю Снегиреву, а потом ввязывается в драку. По воспоминаниям постановщика фильма Георгия Данелии, сцены с танцами снимали уже не в Ярославле, а в «зале клуба имени Крупской в Текстильщиках». Однако какое конкретно здание имел в виду режиссер, неясно. Дом культуры имени Крупской (ранее — Дом культуры текстильщиков) находится в Санкт-Петербурге, а вот в Текстильщиках в Москве расположен ДК «Москвич», на который внешне похожа показанная в фильме локация, но официально он открылся только в 1977 году. Поскольку «Афоню» снимала киностудия «Мосфильм», то логично предположить, что съемки все же проходили в упомянутом Данелией районе Текстильщики.
Режиссер попросил помощников привлечь к съемкам современных музыкантов. Данелия боялся, что ночью будет очень трудно заполнить большой зал массовкой, однако перед клубом собралась огромная толпа желающих — все хотели вживую увидеть выступление «самых популярных и самых запрещенных» на тот момент групп «Машина времени» и «Аракс». Первый коллектив во время медленного танца исполнил композицию «Ты или я» («Солнечный остров»), а второй выступил с песней «Мемуары». Именно группу «Аракс» и можно увидеть на сцене в фильме.
Деревня и аэродром
«Мне кто-то позвонил. Я подумала, что это вы», — именно этими словами, уже не в первый раз произнесенными Катей, заканчивается фильм. Последние эпизоды картины с возвращением Афони в родную деревню Борщовка снимали в селе Диево-Городище, расположенном примерно в 20 км от Ярославля, на левом берегу Волги. Там главный герой встречает друга детства, тракториста Егозу в исполнении Савелия Крамарова, и узнает о смерти вырастившей его тети Фроси, которая так и не дождалась его.
Кадры с аэродромом, откуда Афоня хочет улететь, сам не зная куда, были сделаны в городе Пошехонье на берегу Рыбинского водохранилища. Ныне аэродром давно заброшен и не действует.
Интересные факты о фильме
Режиссер Георгий Данелия в биографической книге «Тостуемый пьет до дна» вспоминает, что изначально сценарий фильма о непутевом слесаре-сантехнике был «жестким, с печальным концом». После нескольких месяцев работы режиссер со сценаристом Бородянским слегка «изменили интонацию» и «сместили акценты», после чего уже родилось новое произведение под названием «Афоня».
На главную роль «пьяницы и дебошира» Борщова было три основные кандидатуры: Леонид Куравлев, Владимир Высоцкий и поляк Даниэль Ольбрыхский. В итоге авторы фильма остановились на Куравлеве. По словам Данелии, в Афоне в его исполнении зрители могли простить «то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого».
С образом главного героя, как считал Данелия, авторы ленты «даже слегка перестарались» — уж настолько обаятельным получился противоречивый персонаж. После выхода фильма на экраны режиссер получил множество возмущенных писем от жен пьющих мужей. В одном из них жительница Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме Данелия сознался, что не спал ни с пьяным, ни с трезвым.
По воспоминаниям режиссера, самые громкие аплодисменты в кинотеатрах при показе «Афони» раздавались, когда на экранах появлялся алкоголик Федул. В грязном костюме и гриме Борислав Брондуков выглядел настолько натурально, что, когда во время съемок в одном из московских ресторанов актер вышел на улицу покурить, швейцар наотрез отказывался пускать его обратно, не веря, что перед ним знаменитый артист.
«Афоня» с аудиторией 62,5 млн зрителей занимает 15-е место в списке абсолютных лидеров советского кинопроката (среди отечественных картин), расположившись между фильмами «Калина красная» (1974 год, 62,5 млн зрителей) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971 год, 60,8 млн зрителей).