Где снимали сериал «Последний богатырь. Наследие». Места и фото
. Город из бревен и пенопласта в Химках, опасные локации в Приэльбрусье«Последний богатырь. Наследие» — сериал, продолживший одноименную франшизу «Последний богатырь». Трилогия, состоящая из фильмов «Последний богатырь», «Последний богатырь: Корень зла» и «Последний богатырь: Посланник тьмы», последовательно вышла на экраны в 2017, 2020 и 2021 годах, режиссером всех стал Дмитрий Дьяченко («День радио», «О чем говорят мужчины», «Чебурашка»). Всего в прокате первые три фильма собрали чуть больше $80 млн.
Летом 2023 года стартовали съемки продолжения, а релиз сериала состоялся в сентябре 2024 года. Новый проект развернулся в той же вселенной «Последнего богатыря», но не продолжил линию главного героя, которая завершилась в фильмах. Это уже история о его дочерях.
По сюжету, у Ивана, которому как раз исполнилось 50, две дочери: старшая, богатырка Марья, и младшая, начинающая колдунья Софья. Все в Белогорье идет своим чередом, но визит колдуна Северина, которому привиделось страшное бедствие, вносит смуту в размеренную жизнь волшебников. Чтобы спасти и Белогорье, и жизнь собственного отца, Софья должна отправиться в Москву прошлого, где все еще живет молодой и ни о чем не подозревающий Иван, а Марья — сразиться со злом в самом городе.
Роль Ивана исполнил Виктор Хориняк. Его жену Василису в сериале сыграла Александра Урсуляк («Плейлист волонтера»), Эвелина Мазурина («Нулевой пациент») и Арина Рожкова («Лэйт Найт Скул») воплотили Софью и Марью соответственно. К роли Бабы-яги вернулась актриса Елена Яковлева («Чебурашка», «Каменская»). Также в фильме заняты Татьяна Догилева («Вампиры средней полосы»), Владислав Ветров («Непослушная»), Александр Лыков («Улицы разбитых фонарей», «Год культуры»), Дмитрий Лысенков («Чебурашка»), Никита Кологривый («Жизнь по вызову») и другие.
Режиссером проекта стал Антон Маслов, известный по сериалу «Вампиры средней полосы» и фильму «Поехавшая».
Среди съемочных локаций — Москва, Химки, Приэльбрусье и Сочи. РБК Life изучил места съемок. Подробности и фото — в нашем материале.
Химки — Белогорье
Съемочную площадку лощадью 6 тыс. кв. м построили в подмосковных Химках. Архитектурной основой Белогорья стал традиционный тип русского деревянного строения — терем. В результате появился целый город с домами и улицами. Главной новацией в Белогорье перед началом съемок «Наследия» стало возведение в самом центре сказочного города жилища Ивана. Этот терем широко задействован в сериале. Красивое деревянное здание украшено колоннами и цветными наличниками.
Обновились фасады уже существующих зданий. Важно было передать масштаб города, дать ему разрастись несколькими улицами, которые выглядели бы живыми. В общей сложности «реновации» подверглось больше половины построек Белогорья, включая башню и колоритный рынок. Все дома сделаны из реальных бревен, а герои ходят по настоящей траве.
Вдохновением для декораций Белогорья стало русское Средневековье XI века. Референсами также послужили иллюстрации сказок Ивана Билибина и Аполлинария Васнецова. Гамму оттенков позаимствовали из иконографии. В итоге пропорции деталей, цветовая подача, резные узоры создали узнаваемую сказочную атмосферу.
«Я впервые играю в сказке. Когда увидела декорацию города, честно скажу, минимум два часа был шок и адаптация. Здесь уже бурлил съемочный процесс: с неба падали сосульки, горел огонь, дул ветер, на площадке находилось огромное количество массовки. Сейчас я получаю огромное удовольствие, потому что редко на съемочной площадке бывает столько волшебства, чудес и трюков. Это вызывает у меня детский азарт», — поделилась впечатлениями актриса Александра Урсуляк.
Только жилище Ивана занимало реальную площадь около 3 тыс. кв. м. Было разработано 40–50 вариантов объекта. При создании интерьеров команда вдохновлялась множеством визуальных примеров, среди которых и декор для каминов авторства Михаила Врубеля. В создании тронного зала, где проходит пир в честь дня рождения Ивана, были задействованы несколько художников. Внутреннее убранство помещения, где на пиру сидят более 200 гостей, сделано из пенопласта.
Белогорье изначально построили в Химках для съемок основной трилогии, но потом локацию разобрали по частям местные жители. В качестве сувениров они унесли все что смогли. Поэтому сказочное царство пришлось отстроить заново.
Третьяковская галерея — павильоны киностудии
Съемки на самом деле проходили не в знаменитом музее, где собраны бесценные шедевры искусства, а в павильоне московской киностудии. Специально построили копии нескольких залов Третьяковской галереи. Команда предварительно смотрела расположение объектов и рамы картин, чтобы воссоздать их из пенопласта. То же касалось и полотен, которые покрывали лаком, чтобы придать им блеск оригинала.
Съемки в Третьяковской галерее оказались самыми дорогими и масштабными при работе над сериалом. Команда делала отсылки к известным полотнам Виктора Васнецова, Василия Верещагина и других художников: герои произведений оживали на экране, добавляя сказочности современной Москве, например из музея сбегал оживший поэт Александр Пушкин.
Художникам необходимо было подготовить для актеров максимально похожие костюмы. Главная трудность состояла в столкновении исторической достоверности и фантазии художника. Например, платье героини картины «Неравный брак» перешивали за три дня до съемок: оказалось, что изначально использовали не ту ткань.
Изба Бабы-яги
Традиционное жилище Бабы-яги в сериальной вселенной стало верной помощницей колдуньи и ее друзей. Волшебный дом доставляет героев в новое место по их маршруту. Во время съемок у избушки было две ипостаси: декоративная физическая версия и компьютерная. Сам сруб — это настоящая изба с реальными предметами, а курьи ножки появились с помощью современной графики.
Вместе с группой огромная изба Бабы-яги переезжала из локации в локацию. Поднять ее могли только 20 человек вместе. Художникам по декорациям приходилось за ночь переносить избу из одного пространства в другое во время натурных съемок, о которых расскажем далее.
Приэльбрусье
Помимо съемок в Москве и Подмосковье, группа отправилась в экспедицию в Приэльбрусье и Сочи. Среди локаций — Баксанское и Терскольское ущелья, водопад Девичьи косы и перевал Актопрак, гора Чегет и Комсомольское озеро. Как призналась Юлия Пересильд, сыгравшая молодую Бабу-ягу, эти съемки претендовали на звание одних из самых запоминающихся в ее жизни.
«Это была уникальная по своей сложности экспедиция, при этом в невероятной красоте Приэльбрусья и Эльбруса. Мы там пережили и дождь, и ветер, и солнце, и холод, но мы это все пережили», — поделилась впечатлениями Пересильд.
Режиссер проекта Антон Маслов пояснил, что места будущих съемок подбирались полтора года.
«Каждый день мы проезжали по 800 км, объехали почти весь Северный Кавказ. В сказке и фэнтези очень важно иметь места, где не ступала нога человека. Для меня очень важно показать в проекте разную визуальную фактуру, поэтому мы искали места, которые работают на контрасте: одна серия — в снегах, другая — в сказочном лесу, третья — вся такая моховая и каменистая».
В ходе экспедиции приходилось вызывать экскаваторы и тракторы и ровнять дорогу, заваленную камнями в горах. Были моменты, когда съемки становились рискованными для актеров в буквальном смысле. Один из таких эпизодов — сцена с пиявицами (красивыми девушками, которые высасывают из мужчин энергию).
«Мы снимали сцену на очень живописном Голубом озере. Девушки должны были находиться в воде, а осенью в горах уже очень холодно, поэтому для каждой актрисы мы сделали гидрокостюм. Нашей богатырше Марье в исполнении Арины Рожковой тоже пришлось окунуться в воду. И не просто окунуться, а тонуть по сюжету. Конечно, на смене присутствовали каскадеры и водолазы, но в какой-то момент Арина запуталась в сети, накинутой на нее пиявицами, и мы успели немного испугаться. Все закончилось благополучно, и Арине после этой сцены аплодировала вся группа», — вспоминает постановщик.
Графика
На графику ушла треть бюджета сериала. Например, персонаж Цвырь, которого сыграл Дмитрий Лысенков, обладает суперсилой — мороком, который погружает окружающих в галлюцинации (в первой серии Марья, например, видит мыльный пузырь в виде кита). Для визуализации художники придумали определенный спецэффект. Режиссер проекта рассказал, что увидел девушку в костюме цвета бензина и понял: вот оно! Во время колдовства Цвыря сетчатка глаз его жертв покрывается разноцветной пеленой, отделяя реальное от морока.
В некоторых сериях компьютерная графика присутствует в 80% экранного времени. По бюджету и сложности нет ни одного подобного сериала в России. Самой дорогой в плане графики стала однокадровая съемка эпизода в Третьяковской галерее, смотрительницы которой превращались в шерстяных пауков. На десять дублей ушла целая смена в 12 часов. Художникам по визуальным эффектам приходилось изучать основы вязания, чтобы добиться оригинальной и достоверной текстуры существ. Для съемок этого эпизода потребовались 100 артистов, CGI-пауки, порядка 30 каскадеров, все происходило в гигантском павильоне. Один кадр репетировали три дня.
Художник-постановщик Никита Хорьков рассказывал:
«Это очень сложный в производстве сериал. Мы вместе придумали мир, который невозможно было полностью снять в реальных объектах. Поэтому, чтобы сделать сериал максимально красивым и многообразным, чтобы воплотить в жизнь множество необычных и интересных сцен, реализовать все задумки раскадровки, большое количество съемок было перенесено в павильоны. На этом проекте было самое большое количество декораций в моей жизни, в какой-то момент я готовил более шести павильонов одновременно. И что-то невероятное в плане масштабов: один раз снимали в трех павильонах сразу».