Россиян предупредили об опасной гибридной схеме мошенничества

. Она объединяет несколько известных сценариев обмана

«Сбер»: мошенники начали применять гибридную схему обмана россиян

Обновлено 14 ноября 2024, 12:37
Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Мошенники разработали новую схему-гибрид, в которой совместили несколько известных сценариев. Об этом сообщили в пресс-службе «Сбера».

На первом этапе злоумышленники звонят жертве с предложением получить доход от инвестиций с помощью персонального консультанта ― «личного брокера». Они убеждают перевести деньги на неизвестный счет, якобы чтобы начать зарабатывать. Мошенники специально делают так, чтобы первые инвестиции оказались успешными. Иллюзия быстрой прибыли создает у жертвы эйфорию. Злоумышленники делают поддельный личный кабинет, в котором виден «счет» и «доход от сделок».

Но когда человек решает снять деньги со счета, у него запрашивают несуществующий «налоговый код». Для его получения просят вновь отправить деньги — теперь на «оплату комиссии». После этого выясняется, что вывести деньги с брокерского счета невозможно, так как клиента якобы подозревают в мошенничестве.

На втором этапе жертве начинают звонить якобы представители Центробанка. Они запугивают человека, который уже потерял деньги, и при помощи психологических манипуляций вынуждают его вовлечь в обман родственников. От лица ЦБ они просят найти некое доверенное лицо. После накал повышается: мошенники заявляют, что подозрения в мошенничестве подтвердились. В этот момент они угрожают конфискацией денег и имущества, судебными приставами, тюремным сроком. Наконец, они вынуждают перевести крупную сумму со счета доверенного лица.

Угрозы могут нарастать. Мошенники могут вынудить взять кредит и передать им заемные средства. Они могут склонить даже к продаже жилья. Зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов отметил, что в этом сценарии сочетаются несколько мошеннических схем.

«Новая деталь в схеме ― оплата несуществующего «налогового кода» для выманивания нового перевода и угрозы со стороны якобы Центрального банка, который подозревает клиента в мошенничестве», — подчеркнул Кузнецов.

Он напомнил, что сотрудники ЦБ никогда не общаются по телефону с физическими лицами. Другим признаком мошенничества является обещание легкой прибыли при минимальных усилиях и знаниях.

Ранее в ВТБ предупредили, что мошенники начали использовать двойную схему для взлома аккаунтов на государственных сервисах. Они звонят жертве от имени сотрудников госструктур. Если абонент узнает в звонке злоумышленников и кладет трубку, через некоторое время ему перезванивают. На этот раз собеседники убеждают жертву, что первый разговор был с мошенниками и учетная запись взломана. Чтобы «защитить» данные, они вновь требуют код доступа из СМС-сообщения.

До этого старший вице-президент банка, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов сообщил, что звонки от лица банков, операторов связи, органов государственной власти, а также предложения об инвестициях и подработке в интернете являются самыми популярными мошенническими схемами. По его словам, основной целью звонков от имени банковских работников, операторов связи или сотрудников госструктур являются получение СМС-кода для подтверждения действий в интернете, установка вредоносной программы на смартфон или переход жертвы по фишинговой ссылке.

Поделиться
Авторы
Теги