50 лет назад было отправлено первое сообщение в космос. Что с ним не так
. Что в нем было, кто и зачем вообще решил такое послание отправитьОтправленное в космос 50 лет назад сообщение раскритиковали из-за его опасности
16 ноября 1974 года в открытый космос было отправлено первое в истории человечества целенаправленное радиосообщение инопланетянам — «Послание Аресибо», напоминает портал History. Рассказываем, что в нем было, кто его составил и почему «текст» критиковали за содержание.
Что зашифровали в послании
Cообщение передавалось около трех минут на частоте 2380 МГц, в нем было 1679 бит данных, которые расположили в виде сетки в 73 строки и 23 столбца, рассказывают в National Geographic. Для его создания использовался самый простой компьютерный код — двоичная система счисления. В послании указали земную систему счета, структуру ДНК, а также то, где находится Земля в Солнечной системе. Кроме того, в сообщении были представлены рисунки человеческой фигуры и локации, из которой передавалось послание, — обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. «Письмо» ушло в направлении шарового звездного скопления М13, которое находится от Земли в 25 тыс. световых лет.
Получатель должен был декодировать сообщение, а значит, расшифровать и встроенный визуальный шаблон.
Кто стал автором письма для пришельцев
«Послание Аресибо» — детище астронома Фрэнка Дрейка. Он же создал знаменитое уравнение Дрейка, которое позволяет оценить вероятность существования внеземной жизни. В создании сообщения для пришельцев также участвовал популяризатор науки Карл Саган.
Кроме того, Дрейк привлек к проекту аспирантов Корнелльского университета (США). «Он показал мне свой черновик, и тот был довольно близок к итоговому варианту», — говорит Ричард Айзекман, один из аспирантов.
Отчасти сообщение было своеобразным фокусом, пишет Nature. В обсерватории Аресибо только завершилась серьезная модернизация, и астрономы хотели продемонстрировать мощность телескопа. Дрейк на тот момент возглавлял обсерваторию, и ему поручили увековечить память, по сути, нового научного инструмента. По словам самого ученого, идея отправить сообщение внеземному разуму пришла его ассистентке Джейн Аллен.
Шансы получить ответ ничтожно малы, но они расширили представления астрономов о межзвездной коммуникации. «Послание Аресибо» отправили не для обратной связи, а для демонстрации того, что человечество может обратиться к Вселенной, и если есть другая разумная цивилизация, то при наличии соответствующего оборудования она услышит нас.
За что критиковали шифр
И все же астрономы задумались об опасностях, которые может повлечь за собой «необычный культурный обмен». Как пишет National Geographic, уже после отправки сообщения ученые обеспокоились тем, что «текст» был составлен без широких консультаций.
Опасное оповещение
В журнале напомнили, что некоторые критики считают: послания в космос могут привлечь внимание настроенных не самым позитивным образом инопланетян. Например, в научной фантастике «Задача трех тел» Лю Цысиня обсуждается, что послание в космос может превратить человечество в мишень для другой цивилизации. В романе озвучена умозрительная теория «Темный лес», в которой инопланетные цивилизации представлены в виде добычи, прячущейся в лесу, наполненном различными угрозами.
Астробиолог Абель Мендес уточнил: некоторые эксперты действительно называют оповещения инопланетян о нашем существовании безрассудством. Однако такому сигналу приходится конкурировать с теле- и радиосигналами, которые постоянно исходят от Земли.
Сексистский код
Дрейк долго думал, как изобразить человеческую фигуру в сообщении — сначала он хотел представить нечто бесполое. Но такое изображение больше напоминало гориллу, а не человека. Так что итоговая фигура напоминает мужской силуэт.
«Если бы сообщение создавалось сегодня, то его автор использовал бы более инклюзивный интеллектуальный подход. Считай, 90% послания создал 44-летний белый мужчина, работавший в одиночку, — Фрэнк Дрейк», — считает Айзекман.
Nature дополняет: «Послание Аресибо» показывает, как демографические характеристики ученых, занимающихся поиском инопланетного разума, влияют на отправляемые ими сообщения. Такие «тексты», как и в искусстве, создаются под влиянием предубеждений, ценностей и самосознания — «зеркал, отражающих историю и культуру». В 1970-х годах в астрономии доминировала небольшая демографическая группа, и это отразилось на дизайне и содержании сообщения для пришельцев.
При этом научный журнал подчеркивает: опрометчиво считать, что все научное сообщество было сексистским. Дрейк, например, еще в 1960-е годы включил в число студентов проекта по поиску внеземного разума Ozma девушек. Проект осуществлялся в Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO), и некоторые сотрудники были возмущены решением Дрейка привлечь к работе женщин. Якобы тратить деньги на студенток — трата ресурсов: они выйдут замуж, родят и не внесут вклад в науку. Однако Дрейк на опыте знал, что это ошибочное заблуждение.
Его научным руководителем по докторской диссертации в Гарварде была женщина — Сесилия Хелена Пейн-Гапошкина. Благодаря ее работам было установлено, что звезды состоят в основном из водорода и гелия, а это изменило представление об астрофизике и составе небесных тел. Одна из первых студенток на проекте Ozma, Эллен Гундерманн (Ellen Gundermann), получила докторскую степень по астрономии в Гарварде и, вероятно, стала первым астрономом, кто обнаружил космический мазер. Это явление напоминает лазер, но дает не свет, а микроволновое излучение, которое, как правило, наблюдается возле черных дыр. Гундерманн родила дочь, которая стала лауреатом премии в области геофизики.
То есть Дрейк хоть и боролся с гендерными предубеждениями, сам и воспроизвел их в послании к инопланетному разуму. Nature предлагает посмотреть на рисунок в сообщении как на произведение искусства, своеобразный автопортрет. Впоследствии астроном признался, что, вероятно, на подсознательном уровне хотел, чтобы рисунок человеческой фигуры напоминал его самого: «Я словно телепортировал себя в стиле «Звездного пути».